Автор телеграм-канала «Одинокий Кирилл» рассказал о влиянии ленты социальных сетей на заработок, социальные навыки и характер людей.

Зрителей телевизора обвиняют в узости мышления — они ограничены выбором телеканалов и не видят разных мнений. И хотя в интернете пользователи сами выбирают источники контента, алгоритмы социальных сетей скрывают часть информации и манипулируют вниманием также, как телевидение. Они показывают контент, который похож на тот, что понравился прежде, и укрепляют интересы и мнение. Британская Cambridge Analytica использовала данные Фейсбука и нашла аудиторию, мнение которой совпадает с мнением Трампа, и мотивировала их голосовать на выборах в США. Точно так же социальные сети способны определить интересы человека, а после повлиять на его общественный статус.

Как социальные сети определяют интересы

Прежде чем повлиять на человека, социальным сетям требуется узнать его интересы — собрать информацию. Когда мы пишем комментарии и лайкаем записи, проходим тесты на тип личности или IQ — мы оставляем информационный след.

Регистрация на сайте невозможна без принятия пользовательского соглашения, в котором просят согласиться на передачу информации третьим лицам. Amazon знает о наших покупках, а Youtube и Netflix о любимых передачах и сериалах. Социальные сети и Google зарабатывают на рекламе, которая использует информацию пользователей для таргетирования. И чем больше информации, тем лучше работает реклама.

В интервью изданию Forbes, австриец Макс Шремс рассказал, как добился от Facebook предоставления информации, которую соцсеть собрала с 2008 года. Он получил 1200 страниц с удаленными фотографиями, приглашениями на мероприятия, списком бывших друзей. Социальные сети показывают картинки, видео и посты по такому же принципу, что и таргетируют рекламу. Сначала вам показывают текст про кроссовки, а потом пытаются их продать.

По словам Михаила Косинского — стэнфордского профессора психологии — достаточно 240 лайков, чтобы Facebook узнал пользователя лучше, чем его супруг или супруга. Если вы не пользуетесь этой соцсетью и думаете, что у них нет данных, то ошибаетесь. Когда вы переписываетесь с родственниками в WhatsApp или пишите комментарий под фотографией в инстаграме — отдаете информацию Facebook.

На сайте Кембриджского университета попробуйте дать искусственному интеллекту угадать ваш возраст, гендер и политические взгляды только на основе публикаций в твиттере или фейсбуке, а не открытой информации из профиля. Так узнаете, как далеко алгоритмы продвинулись в предсказаниях.

Как информационный след влияет на мои интересы?

Когда о человеке собрали достаточно информации, алгоритмы социальных сетей предлагают контент на основе прежних действий — лайков, твитов, репостов. Алгоритмы настолько точные, что рекомендуют вещи, которые нам понравились, но мы не упоминали о них в интернете. Кажется, что разговоры с друзьями прослушивают, а за телефоном скрывается зловещий искусственный интеллект. Эффект называется «зловещая долина», при котором технологии кажутся привлекательней с ростом схожести с живым объектом, но в какой-то момент резко пугают. Поэтому милые собачки от Boston Dynamics получили столько упоминаний в сети — люди страшатся натуральности движений.

The Verge опубликовал заметку, что люди ошибочно полагают, что их телефоны прослушивают. Facebook и другие так точно анализируют информационный след, что предугадывает предпочтения. Когда они оказываются сверхточными — люди боятся. Алгоритмы усиливают феномен Баадера-Майнхофа, при котором новая информация кажется часто повторяющейся. Человек узнал о книге «Sapiens. Краткая история человечества» Юваля Ноа Харари и замечает постоянные цитирования. Лайк поста с книгой в фейсбуке увеличит упоминания в ленте. Начнет казаться, что о книге говорят везде.

Получается, что если раньше мы замечали свежеполученную информацию из-за когнитивных искажений, то сейчас эффект усиливается из-за алгоритмов социальных сетей, которые реагируют на лайки, репосты и комментарии. Они знают так много, что с высокой точностью предугадывают возможные покупки, понравившиеся книги и фильмы. Так возникает рекурсия — социальные сети укрепляют прежние интересы и уменьшают вероятность наткнуться на новое. Лента становится однообразной — другие статьи и видео, но на старые темы. Дизайнер видит все больше материала про дизайн, а любители путешествий про поездки по миру.

Как социальные сети могут изменить общественный статус?

Социальные сети определяют интересы, а после и укрепляют их. Но что если они намеренно начнут менять контент и манипулировать тем, что мы смотрим? Американские подростки тратят на медиа около девяти часов в день. Учитывая время на сон, в сети американский подросток проводит больше времени, чем общаясь с другими людьми.

Малкольм Гладуэлл, в своей книге «Гении и аутсайдеры», утверждает, что будущий уровень жизни человека определяется окружением — дети из бедных семей останутся бедными, а из богатых — богатыми. Состояние семьи определяет школу, в которую ходит ребенок и сколько у него свободного времени. Снижение стоимости подключения меняет ситуацию — бедным доступен интернет.

Первичные действия человека в сети определяет среда. Если кому-либо отправляют ссылки на видеоприколы, то и рекомендация его социальных сетей состоят из таких видео. Бедные рискуют потреблять только бесполезный контент, который сначала отправляет окружение, а после рекомендуют алгоритмы.

Но тем и хорош интернет — когда нам предлагают посмотреть на котиков, мы отказываемся и ищем полезное. Лайк на фейсбуке страницы с бизнес-книгами, увеличивает шансы лентяя превратиться в целеустремленного работягу. Такое влияние может определить будущую карьеру, социальные навыки и характер личности, но слишком зависит от случая.

В 2014 Facebook проводил эксперимент и менял настроение людей — одни видели только позитивные посты, а другие негативные. Если оставить в стороне этическую сторону вопроса, то социальные сети могут позитивно влиять на общественный статус человека — показывать образовательный контент, рассказывать о правах человека, освещать мировые новости. Так получится снизить уровень случая и увеличить шансы бедных на хорошее образование и работу.

Следует вывод, что также, как Facebook повлиял на настроение людей и выборы США, социальные сети в силах влиять на преступников, детей из бедных семей и безработных. Выдавать образовательный контент, который выбирают на основе информационного следа, и скрывать бесполезное. Представьте мир, в котором пользователи Одноклассников пересылают друг другу научные статьи, а не «ЛУЧШИЕ ФЕЙЛЫ 2018 ГОДА!».

Что мне с того?

Цитата Джима Рона, американского бизнес тренера и оратора, «Вы — среднее пяти человек, с которыми проводите большую часть своего времени» трансформируется в «Вы — среднее пяти человек и ленты социальных сетей, в которых проводите большую часть своего времени».

Правильное информационное поле оказывает влияние на социальный статус человека. Мы — то, что мы лайкаем. Если вы читаете эту статью, то уже оставили информационный след. Смиритесь, что алгоритмы знают о ваших предпочтениях и достигайте с их помощью целей. Настройте информационное поле так, чтобы оно подталкивало к развитию в интересной области. Facebook, Youtube, Twitter и Google строят рекомендации на основе прошлых запросов. Чем больше вы смотрите полезных лекции, тем больше ютуб покажет. Выбор ограничится полезным — вы не увидите миллионы видео с котиками, если не смотрели их раньше. Так уменьшится соблазн тратить время на бесполезное. До интернета люди искали факты и материал — в архивах, общественных библиотеках, обращались к экспертам. Полезную информацию приходилось добывать. В интернете найти контент быстро, но не все заслуживает внимания. В обмен на скорость, не ленитесь тратить время и настраивать информационное поле так, чтобы оно помогало расти в нужном направлении и повышать социальный статус.

текст и иллюстрации: Кирилл Носков