“Le Shapalaque” — юмористический интернет-комикс о казахстанских буднях. Проект запустился в инстаграме 1 марта 2017 года. С тех пор команда «Шапалака» делится зарисовками актуальных событий и выдает ироничные посты о переходе на латиницу, Оскаре и разнице между Алматы и Астаной. Мы поговорили с основателем проекта Адилем Закеновым и узнали, сколько человек работает в команде, откуда берутся идеи и что больше всего бесит подписчиков.

Я выпускник Назарбаев Университета 2015 года по специальности Computer Science. Работал по основной специальности за рубежом и в Казахстане и понял, что это не мое. Да, можно было и дальше работать программистом с хорошей зарплатой, но перспектива заниматься нелюбимым делом всю оставшуюся жизнь пугала больше, чем отсутствие денег. Поэтому я решил уволиться и заняться тем, что действительно нравится.

Еще в студенческие годы у меня был клуб, где мы занимались анимацией и мультфильмами. После окончания университета я захотел восстановить деятельность клуба, но уже в виде официальной организации. Рассказал об этом другу — он поддержал, даже бросил магистратуру. Вместе мы основали студию Black Rainbow и сейчас делаем рекламные имиджевые ролики для малого, среднего бизнеса и нацкомпаний.

О “Lе Shapalaque”

Сначала мы хотели снимать мультфильмы: заказали оборудование, собрали команду. Пока шло оборудование, надо было себя чем-нибудь занять, и мой друг Данияр Ахметжанов предложил рисовать комиксы. Опыт у нас был: в университете мы вели студенческий паблик, где смеялись над локальными проблемами. Попутно рисовали комиксы, используя популярный тогда инструмент «граффити» на стене Вконтакте. Так что, к созданию «Шапалака» были готовы.

Мы хотели, чтобы в названии было что-то казахское, все-таки ориентируемся на местный инфорынок. Придумали почти десять названий, оставили наиболее подходящие. Остановились на «Жаймай» и «Шапалак». В итоге выбор пал на второе название, оно больше отражает идею наших комиксов.

Сейчас в команде семь человек: я, четыре контент-менеджера и два художника. За каждым контент-менеджером закреплена определенная категория — политика, традиции, шоу-бизнес и бытовая жизнь, которую они мониторят. В команде, в основном, выпускники и студенты Назарбаев университета, у которых есть опыт ведения блогов и интересных длиннопостов. Админы работают на энтузиазме, а художники на зарплате.

Некоторые ребята находятся в Алматы, некоторые продолжают обучение за рубежом. К счастью, технологии позволяют убрать пространственные рамки, и мы можем общаться по скайпу.

Раз в неделю собираемся с командой и брейнштормим, обсуждаем идеи, которые успели накопить. Из абстрактных задумок формируем финальные посты на продакшн. Затем файл с расписанными идеями статичных рисунков отправляем художникам. Если идея лучше передается через анимацию, анимирую сам.

У нас есть примеры для подражания. Номером один в создании комиксов для меня является Shen Comix, он смешно описывает жизненные ситуации, после прочтения каждого комикса всегда остается приятное послевкусие. Из российских — Duran, Anton Gudim и Чилик.

Знаком с творчеством Шарли Эбдо, но оно больше вызывает отвращение, и «Шапалак», однозначно, никогда не будет таким.

На наши комиксы аудитория реагирует положительно. Почти половина нашей аудитории — студенты моей альма-матер, остальные — казахстанцы, люди, обладающие критическим мышлением и дружащие с юмором.

Угроз никогда не поступало, но несколько раз подписчики выражали негодование и писали в личку. Это произошло, когда я написал длиннопост, где сравнивал северную столицу с южной.

Думаю, в Казахстане всегда будут актуальны темы, затрагивающие повседневные жизненные ситуации. Политика, шоу-бизнес — временное явление, а вот еда, дружба, любовь, родители — волнуют нас каждый день. Эти темы будут заходить всегда.

Монетизировать проект пока не планируем. Предложения поступали, но пока засорять профиль рекламой не хотим. Мы делаем коммерческие заказы в виде видеороликов и анимации, а свободные ресурсы вкладываем в “Shapalaque”. Возможно, через полгода начнем вводить рекламу, но мы думаем и над другими источниками дохода, например, мерч или сотрудничество с печатными изданиями.

«Шапалак» создан не просто так. Жить в нашей стране, мягко говоря, не очень легко. У нас много проблем, на которые государство закрывает глаза. И цель «Шапалака» в том, чтобы человек, уставший после рабочего дня, открыл наши комиксы, и понял, что он не один, что есть еще люди, которые знают и думают об этих самих проблемах. Мы предлагаем читателю взглянуть на проблемы через призму юмора, ведь юмор порой единственная вещь, которая помогает жить в этой суровой реальности.

Многие думают, что мы спонсируемся экстремистом №1, и поддерживаем его, но это не так. Его видение не совпадает с нашим, он оценивает вещи как подросток. Для «Шапалака» такое видение недопустимо — во всех вопросах и сферах мы стараемся быть максимально объективными. Тщательно изучаем проблему, если есть источники, на которые можно положиться, — публикуем комикс, если нет, то эскиз летит в корзину.

К работе политиков в нашей стране я отношусь объективно, то есть вижу и плохие, и хорошие стороны. Например, программу «Болашак», постройку нового университета в Астане и другие новшества в сфере образования вроде создания лицеев и гимназий — считаю одними из лучших решений нашего правительства. Я сам являюсь продуктом этих решений, как и моя команда. Некоторые другие сферы, к сожалению, пока оставляют желать лучшего, и пока государство будет давать повод, мы будем высмеивать это.