В рубрике «Личный опыт» герои рассказывают нам об уникальном опыте, который произошел в их жизни. Так, мы поговорили с семьей из Бельгии, которая пересекает шесть континентов на трейлере, с адвокатом, которая борется за права жертв сексуального насилия, с девушкой, которая произнесла речь с трибуны ООН. В этом материале студент третьего курса Казахского национального университета имени аль-Фараби Кассымхан Али поделился, как стал первым представителем из Казахстана в NASA United Space School.

Я учился в гимназии «Самопознание» и был отличником до пятого класса. В шестом классе у меня вышла одна четверка, и это отбило желание хорошо учиться. В седьмом классе появился новый предмет — физика, но я отнесся к нему наплевательски. Тогда я занимался дебатами и был капитаном команды; мы всегда выигрывали.

На территории школы находилась обсерватория, директором которой была Загайнова Вера Ивановна. При обсерватории организовали команду для астротурниров. Им нужен был еще один участник, который бы хорошо говорил. В восьмом классе я присоединился в команду; зимой мы поехали на первый астротурнир в Москву и заняли первое место. На том турнире я выступал как талисманчик. Мне не нравилось сидеть в качестве «счастливой футболки», и я занялся астрономией упорнее, чтобы стать капитаном сборной. Изначально астротурниры вызывали интерес только потому, что они позволяли летать по миру. Позже я сдружился с ребятами в команде и проникся любовью к этой науке. На республиканской олимпиаде по астрономии 2012 года занял второе место, после чего отправился в Южную Корею на IAO — International astronomy olympiad. В 2014 году стал капитаном сборной Казахстана.

В том же году я отправился в IOAA (International Olympiad on Astronomy and Astrophysics), где обычно участвуют студенты первых и вторых курсов университета, я же учился в десятом классе. Там я познакомился с Сушко Вадимом — участником из России, который обучался в NASA The United Space School задолго до меня. Именно он переслал мои контакты управлению NASA USS.

Через некоторое время на почту пришло письмо, в домене отправителя я увидел NASA и подумал, что это спам. Бросил сообщение в папку СПАМ. Через три дня решил ознакомиться с письмом и позвонил на скайп по указанным контактам. Как оказалось, я разговаривал с руководителем проекта.

До олимпиады IOAA я участвовал в конкурсе компании Intel в 2013 году, где представлял проект «Освоение Марса». Я презентовал разработанные мной и Верой Ивановной способы ориентирования на Марсе в пространстве и времени. Занял второе место, и этот проект послужил пропуском на программу NASA, так как на сегодняшний день Марс является самой исследуемой экзопланетой.

Чтобы пройти в NASA The USS, одного проекта недостаточно — нужно было пройти отбор. Он проходил в три этапа: сначала проверяли знания физики и математики. На втором этапе, как очень любят американцы, нужно было писать мотивационное письмо, а на третьем — пройти собеседование в скайпе, где заодно проверяли уровень английского языка. Результаты отбора пришли быстро: менее чем за два часа мы узнали результаты промежуточных отборов, кроме этапа мотивационного письма. На него ответ пришел через день.

Сказать, что я был рад, узнав, что прошел, ничего не сказать. Я считал дни до отлета в Хьюстон. Когда приехал туда, меня очень радушно встретили и отвезли в семью, в которой я жил следующие две недели.

Обучение стоит тысячу долларов, однако есть программа financial aid и выбор спонсора. Никто из участвующих ребят не оплачивал обучение, все находили спонсоров. Я же получил financial aid в большей степени из-за того, что в USS впервые попал студент из страны Центральной Азии.

Школа началась 22 июля 2015 года. Первый день в USS нас знакомили друг с другом и с менторами проекта. Потом нас распределили по командам в соответствии с нашими способностями и интересами: красная, синяя, желтая, зеленая и бордовая. У каждой из команд была конкретная задача, но цель одна — отправить людей на Марс и вернуть их на Землю.

Красные разрабатывали прототип ракеты для полета с Земли до орбиты Марса, бордовые создавали «шлюпку» — летательный аппарат для спуска с орбиты на поверхность и подъема обратно, зеленые отвечали за жизнеобеспечение, а желтые за финансирование проекта. Я был в синей команде, которая исследовала Марс и задачи, поставленные для людей, которые находятся на поверхности планеты. В самом конце мы представляли общий проект — с 3D-моделями и макетами.

Основная проблема на Марсе — это радиация. Из-за того, что атмосфера сильно отличается от земной — кислорода катастрофически мало, поэтому возникают затруднения с дыханием. Существуют и суровые погодные условия, несовместимые с нормальной жизнедеятельностью человека. Мы придумали целый комплекс мероприятий, чтобы решить эту проблему.

Зарисовки термобелья для космонавтов

Для поддержания оптимальной температуры тела предложили термобелье, которое оснащено неопреновыми трубками, где циркулировала бы вода под постоянным давлением. Это позволяет в течение длительного времени оставлять неизменными температуру воды и соответственно тела. Для защиты от радиации мы оснастили скафандр ультрафиолетовыми лампами. А вопрос с дыханием решился просто — мы поместили бак с кислородом в рюкзаке — oxygen tank. Мы также предложили модель марсохода, который может перевозить экипаж до пяти человек с полной защитой от радиации и всеми условиями для жизнедеятельности. Я также внес идеи из предыдущего проекта, где описал способы ориентирования на Марсе без спутников, GPS и прочих гаджетов. Главным решением вопроса триангуляции на Марсе стало создание шлема, оснащенного четырьмя камерами, направленными в четыре стороны света; акселерометром, гироскопом и контроллером для вычислений.

Общую модель взяли на рассмотрение. Мы не знаем, будут ее использовать или нет, пока полеты на Марс не станут регулярными. Все зависит от того, насколько легко они воплотятся в жизнь.

По окончании курса мы получили дипломы с подписями таких известных людей, как Майкл Фоссум — это один из астронавтов-рекордсменов по общему времени пребывания в открытом космосе. Он пробыл в космосе 193 дней, 19 часов и 2 минуты.

Астрономия стала неотъемлемой частью меня, но в планах нет заниматься наукой. На сегодняшний день я являюсь соучредителем и генеральным директором Galamat Academy. Наша система образования полна недочетов и минусов, и моя цель — реформировать нынешнюю ситуацию. Поэтому я каждый день изучаю разные методики обучения, бизнес-модели образовательных систем и внедряю в компанию. У меня есть авторская методика самообучения «Научиться как учиться», благодаря которой более 20 детей улучшили успеваемость без зубрежки, стресса и потери лишнего времени.

Три года назад я говорил, что уеду и никогда не вернусь, но сейчас решил остаться и прилагать усилия для воплощения мечты в Казахстане. Я понял: поднимать свою страну и народ лучше, чем работать на чужое государство и стать жертвой ассимиляции.