Весной 2017 года вышел первый выпуск Шоу Ирины Кайратовны. За десять месяцев youtube-проект собрал 104 тысячи подписок и почти 6 миллионов просмотров. Более того, участники стали записывать совместные треки с казахстанскими рэп-исполнителями и снимать к ним музыкальные клипы.

До этого весь состав амбициозного юмористического шоу — режиссер Куаныш Бейсеков, актеры и сценаристы Илья Гуменный, Алдияр Жапарханов, Азамат Маркленов, Жасулан Онгаров — играл в КВН.

Мы встретились с командой и узнали о стоимости рекламы, шутках с сексуальным подтекстом, жалобе «Газгольдера» и временном хайпе.

Внешность Ирины Кайратовны, отношение к зашквару и жалоба Газгольдера

— Как, по-вашему, выглядит Ирина Кайратовна?

Илья: Если параллель с выпусками проводить, то Ирина Кайратовна такая же красивая, как наша картинка. А какой у нее характер — большой секрет. Она меняется, растет: сначала была глупой матершинницей, а сейчас старается меньше материться, чуть-чуть больше философии, драматургии добавлять.

Жасулан: Это классная женщина. Не толстая, очень фигуристая. Еще она метиска — у нее есть пуэрто-риканская кровь. Никто ведь не знает ее фамилию, только имя и отчество. Со временем завеса тайны, конечно, раскроется.

— Вы выложили на ютуб первый выпуск 19 мая прошлого года. Как с тех пор изменилась ваша жизнь?

И: Честно говоря, не особо. Появилась какая-то узнаваемость, но не такая, чтобы было тяжело передвигаться. Один-два человека заметят, подойдут сфоткаться.

Ж: А мне преподавательница с университета скинула наше видео, где я играю испанца, и сказала, что актер — прям моя копия. И даже, когда сказал, что это действительно я, она не поверила.

— Какая критика была?

И: Критика в интернете всегда есть, но она какая-то злая. Напишет кто-нибудь «зашквар» и все — ты ноль. Комментарии — вообще особенная сфера, люди так изощренно придумывают подколы.

Азамат: Ну если бы не было критики, тогда было бы странно. Критика бывает разная. Есть конструктивная, когда люди конкретно говорят, где ошибка. Когда мы смотрим выпуски, тоже замечаем, что нужно было по-другому сделать или сказать. Но мы нормально относимся, переводим все в шутку. Можем друг над другом подшучивать, если кто-то не так отыгрывает.

— Обычно у нас снимают видео для инстаграма, а потом, набрав аудиторию, идут на ютуб. Почему вы решили проскочить первый этап?

И: За полгода до Ирины Кайратовны, мы снимали подобие вайнов. Но они все время получались дольше минуты, а если сокращать, то какой-то бред получался. Поэтому мы хотели другой формат, не одну, а 15-16 минут. Нам было мало места в одной минуте.

А: Почти все мы играли в одной команде в КВН, ездили в Сочи на фестиваль. Собирались, писали шутки, редактировали, записывали. Бесплатно помогали вайнерам, писали сценарии для них. Но нам хотелось чистого творчества. Постепенно появилось желание делать что-то большее — свое скетч-шоу. Мы много до этого снимали сами, но не профессионально: были проблемы со звуком, где-то картинка не выходила, как надо. Познакомились с хорошими видеомонтажерами, начали с ними работать, снимать. А Куку (Прим. ред, — режиссер «Шоу Ирины Кайратовны» Куаныш Бейсеков) мы знаем со студенческих лет, вместе в КВН играли. Именно он предложил нам снять что-нибудь для ютуба. Первое видео тогда набрало только 10 тысяч просмотров, но реакция была хорошая — судя по комментариям и соотношению лайков и дислайков. Мы почувствовали, что народу вкатывает.

Ж: Инсайдерская информация: в один момент в апреле мы хотели выйти на совсем другую площадку. У нас была мысль снимать скетчи для телевидения в автобусах. Я звонил и даже ездил в LRT, но так и не попал на прием. На самом деле, идея была интересная. Ребята, дерзайте, телевизоры в автобусах свободны!


Первое видео набрало только 10 тысяч просмотров, но реакция была хорошая. Мы почувствовали, что народу вкатывает


— Опишите процесс создания выпуска «Шоу Ирины Кайратовны».

И: Все начинается с написания структуры сценария. Потом добавляем шутки.

А: Когда сценарий готов, мы сами же его утверждаем. Начинается процесс съемок. Но это не всегда было так. Раньше мы могли придумать шутку и на следующий день сразу отснять. Тогда ничего не связывало скетчи. Теперь мы стараемся делать переходы более плавными, чтобы все смотрелось как единое целое.

— Почему пришлось перезалить третий выпуск?

И: На нас пожаловался Газгольдер.

А: Мы в видео использовали музыку и видеоряд Скриптонита. Мы убрали эти моменты и перезалили видео. К другому выпуску, где мы читаем слова из его песни, претензий не было, это нормально.

Аудитория Ирины Кайратовны, проблемы вайнов и реклама

— Про астанчан часто говорят, что они скучные, суровые. Вы проект, снимающийся в Астане. Этот факт как-то сказывается на отношении к вам?

А: Мне кажется, в Астане люди реально холодные, и это не стереотип.

И: Кстати, многие наши зрители почему-то думают, что мы из Алматы.

Ж: Творчество там все-таки более развито сейчас. Мы встречаемся с разными людьми, и видим, что к нам отношение положительное, потому что не пропагандируем какие-то безнравственные и плохие ценности, а просто шутим.

— А люди понимают ваш юмор?

И: Мы — непрофессионалы, где-то экспериментируем и не всегда выходит так, как мы задумывали. Кто-то не понимает. Поэтому, кстати, у нас стоит возрастной ценз +21.

— Шоу Ирины Кайратовны — сейчас ваша основная деятельность?

А: Да, это чистый хастл.

— Если это основной вид деятельности, почему тогда процесс создания видео занимает столько времени? Между седьмым и восьмым эпизодом на вашем канале три месяца ничего не выходило.

А: Здесь сыграл человеческий фактор. Мы отдыхали, ездили в Алматы, загуляли там. У нас была мини-рокерская жизнь.

И: Все разъехались, Куаныш заболел, да и нужного оборудования не было.

Ж: Мы не представляли, что есть такая аудитория, которая наши видео ждет. Мы же все-таки не «Шерлок». Оказалось, люди так серьезно воспринимают.

— Вы не боитесь потерять подписчиков, которые привыкли каждый день смотреть короткие смешные видео?

И: Боитесь, не боитесь. Скорее, не хотим потерять свою аудиторию, потому что все, что мы делаем — для них.

Ж: Аудитория, которой реально нравится наш контент, может подождать. В инстаграме у людей обычно сотни подписок. Одна такая подписка на ютубе ничего не стоит.

— А кто ваша аудитория?

А: Наша аудитория — это в основном люди от 18 до 24 и от 25 до 34. Мужчин среди зрителей — 60 процентов, а женщин — 40.

И: Мужчины нас чаще смотрят. Раньше их было 80 процентов. А сейчас девочки добавились.

Ж: Я люблю нашу аудиторию. Она очень разная. Можно встретить и мужчин старше 30 лет, женатых, с детьми, которые нас смотрят. Хочется и для такого зрителя создавать что-то, чтобы у него было хорошее настроение. Может, он с женой не поругается или лишний стопарик не выпьет.

— Сколько вы вложили собственных денег в запуск проекта и сколько уже заработали?

И: Проект начинался с нуля.

Ж: В массовке и тогда, и сейчас — преимущественно наши друзья, они снимаются бесплатно. Насчет мест мы договаривались с администрацией. Сначала было тяжело, а сейчас уже хорошие гостиницы сами к нам идут на встречу.

А: На сегодняшний день Ирина Кайратовна заработала порядка пяти миллионов тенге. Но все, что мы зарабатываем, вкладываем обратно. Нанимаем гафера, фокус-пуллера, покупаем реквизиты, камеры. На жизнь каждый зарабатывает на стороне, проектов много, но в приоритете именно шоу.


На данный момент Ирина Кайратовна заработала порядка 5 миллионов тенге


— А сколько человек в команде?

А: Сейчас над шоу работает шесть человек: четыре актера, режиссер и менеджер.

— Раньше вас вроде было пятеро, исходя из заставки.

И: Так получилось. Мы снимали первый выпуск и для скетча нужна была девушка. Алдик (Прим. ред. — участник «Шоу Ирины Кайратовны» Алдияр Жапарханов) попросил свою девушку. Она согласилась и стала постоянной актрисой до пятого или шестого выпуска, но потом у нее изменились планы.

— Почти в каждом выпуске шоу есть шутка про вайнеров. Откуда такая неприязнь к ним?

А: К вайнерам у нас отношение нормальное. Это просто под**б (шутка). Надеюсь, они не шкнят. Просто сам формат себя изжил.

И: Смысл наших шуток в том, что с людей уже хватит вайнов. Они наскучили, потому что это копипаст копипаста.

Ж: И еще люди любят конфликты, что-то вроде Тимати против Киркорова, Гуф против Птахи, и из-за этого раздули тему конфликта.

— Некоторые казахстанские блогеры создают заведения под своим брендом. А вы планируете открывать донерную Ирины Кайратовны?

Все: Нет.

А: Максимум — линия одежды, что-то стильное, крутое. Но ни в коем случае — открывать донерку или кафешку и отдавать свой бренд в название. Конечно, это хорошие деньги, если у человека 600 тысяч подписчиков. Но мы не идем к тому, чтобы завтра все бросить и жить на своих донерках. Это не плохо, но у нас другая дорога. Нам не нужен временный хайп, поэтому мы не штампуем выпуски каждую неделю. Мы хотим заниматься искусством, снимать кино — это наши цели, и мы вкладываем в них весь заработок.

И: Изначально Ирина Кайратовна для нас — это платформа для обучения, чтобы в итоге снять кино. Мы учимся и поэтому стараемся делать разные скетчи в плане стилистики и жанра.

Ж: А вайнеры — живая рекламная площадка.

— К слову о рекламе. В одном интервью вы сказали, что ваша реклама стоит 500 000 тенге. Как определили ценник и будет ли он меняться?

Ж: Цена определяется по количеству просмотров на ютубе. Если было бы 10 тысяч просмотров, то и цена была бы в этой категории. А у нас примерно полмиллиона просмотров. Мы такие Робины Гуды от юмора — забираем деньги у «плохих», например, 1xBet, и отдаем хорошим.

А: Помимо аудитории, есть еще наш труд и время. Мы выступаем как продакшн: предлагаем маркетологам несколько вариантов сценария, качественно снимаем. Поэтому тогда поставили такой ценник, сейчас он чуть-чуть поднялся — до 600 тысяч. А вообще было бы нифигово взять в выпуск только одну рекламу, но подороже.


Мы такие Робины Гуды от юмора — забираем деньги у «плохих», например, 1xBet, и отдаем хорошим


— Как в эпоху уятменов появилась ваша реклама с убийствами и сексуальным подтекстом?

И: Мы пишем сценарий, учитывая пожелания рекламодателя. Иногда посмотрев наш контент, некоторые маркетологи сами просят снять пожестче, с матами, что-то сексуальное.

— Почему, по-вашему, юмористические коллективы в основном мужские? В КВН большая часть команд состоит из парней. Женщины плохо шутят или не умеют смеяться над собой?

И: Так сложилось. Как привыкли, что женщины готовят вкусно… Хотя нет, мужчины лучше готовят. Это плохой пример.

А: Думаю, в юморе главное — не сломаться и не переставать этим заниматься. Заставить людей смеяться — сложно. Женщины обычно пытаются понравиться аудитории, и если она их не принимает, они чаще расстраиваются, могут обматерить. А возможно, факторов дохера.

Ж: Мужчины меньше парятся. Они могут даже голову не помыть и выйти в народ. У них отношение к жизни и к себе — с иронией, он может над собой пошутить. А девушки наоборот слишком много думают о себе, парятся насчет внешности. Надо легче относиться.

— А кого вы смотрите?

А: «Ки энд Пил», мой любимый американский скетч-ком.

И: У них просто скетч за скетчем идет и они прикольно это подают, профессионально. Сейчас они сняли фильм «Прочь», вообще не юмористический, и он номинирован на Оскар. Мне важен контент. А так в интернете смотрю Дудя, если гость интересный, КВН и просто что-нибудь информативное.

Ж: Мне нравится Сережа Мезенцев, юморист, это дикий ор.

— Вы выпускаете на канале музыкальные клипы, выступаете в заведениях как рэп-исполнители. Какое у вас будущее?

А: Рэп — больше хобби. Мы любим снимать видео, писать шутки, смотреть фильмы, а еще любим рэп. Думаю, будем по возможности набирать скиллы и в этом направлении. Кто знает, может и Барыс Арену соберем.

И: Ни с того, ни с сего мы стали рэперами. Песни стали записывать, клипы снимать. Если вдруг масштабы приобретет, то не будем упускать возможность стать рэперами.

А: Я не знал это чувство, когда ты выходишь, качаешь и толпа тебе подпевает. Это очень круто. Вживую выступать на концертах — это кайф. Хотя бы ради этого, стоит продолжать.

— Последний выпуск называется «Ирина Кайратовна скатилась… с горки». Как все-таки не скатиться?

Ж: Нужно не изменять себе, не идти на поводу толпы. Ребята — молодцы, не ведутся. Бывает, люди пишут комментарии, возмущаются из-за рекламы. Это влияет на работу. Поначалу реагируешь, потом чуть-чуть фильтруешь критику и в следующем выпуске работаешь над этим. Где взлеты, там и падения. Это нормальный цикл, и любой артист должен быть готов к такому. Как говорил Рокки: «Самое главное — не как ты бьешь, а как держишь удар». И здесь важно выдержать такой же момент и дальше делать свое.