По данным Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ) количество зарегистрированной мототехники уступает автомобильному рынку почти в 30 раз. Несмотря на это, мотоциклетная культура становится все популярнее. В 2017 году число мотоциклов, поставленных на учет, увеличилось на 10,6% по сравнению с 2016.

The Village Казахстан поговорил со столичными мотоциклистами и узнал, что они думают о криминале, как относятся к девушкам за рулем и почему считают, что не всех можно называть байкерами.

Андрей «Доктор» Лабунец, 31 год

Президент мотоклуба Road Brothers MCC Kazakhstan, врач-реабилитолог, кинезитерапевт

Об опыте

Я начал кататься с 16 лет. Первый раз попробовал в 15 лет — друзья дали сесть на Яву. Через год купил старый «Иж Планета 4», на котором ездил два года, пока благополучно не пересел на машину. Мотоцикл был не очень хороший, а денег на что-то другое не хватало. Мне часто снилось, как езжу на мотоцикле, но жизненные обстоятельства не позволяли осуществить мечту. В 2015 году приобрел мощный японский мотоцикл. О клубе, конечно, речи тогда не было: я только все узнавал, учился ездить заново.

Понравилась мотоциклетная субкультура, в которую начал вливаться. Поразила сплоченность людей на двух колесах. Классовые, финансовые рамки, статус — два колеса все стирают. Все наравне. Если что-то случится, например, сломался мотоцикл или попал в ДТП — приедут ребята, соберут деньги и всячески будут поддерживать.


Классовые, финансовые рамки, статус — два колеса все стирают


На мотоцикле ездят люди определенного склада ума и характера — мы называем это «мотовирус». Если человек болеет мотоциклами, он будет хотеть кататься всегда, даже если продаст железного коня. Это требование души, сердца — либо оно у тебя есть, либо его нет.

О байкерах и мотоциклистах

Я бы не назвал нас байкерами, мы — мотоциклисты. Байкеры — это больше на западный лад. Сама субкультура зародилась в штатах и Европе. Там это носит полулегальный характер: клубы часто воюют между собой из-за бизнес-интересов, причем иногда криминальных. У нас же клубы по большей части как кружок по интересам. Даже если ты из другого клуба, никто с тобой драться или ругаться не будет.

О жизни клуба

Я президент мотоклуба Road Brothers. У нас два отделения — в Астане и Кокшетау. Всего 40 участников — мы являемся одним из самых многочисленных клубов в Казахстане. В клубе ребята разных возрастов от 28 до 50 лет. Особенно молодых у нас нет: не потому, что мы их не берем, просто они, наверное, еще сами не созрели для такой жизни.

Если клуб хорошо себя зарекомендовал — это может помогать в дороге, тогда мотоциклистов хорошо встречают. Но это также и обязательства. Если кто-то из наших ребят на вечеринке, не дай бог, перепьет и сделает что-то нехорошее, это будет пятном на репутации всего клуба.

Участников мы подбираем тщательно, кто попало войти не может. Многие спрашивают: «Как можно попасть в ваш клуб?» Отвечаю — нужно сначала покататься с нами хотя бы сезон. Чтобы дать какую-то лычку, мы должны понимать, что человек адекватный, не напьется и не собьет ребенка. Наблюдаем, как новичок себя ведет, как проявляет себя в клубной жизни. Клуб — это семья, а мы не можем принять в семью чужого.


Клуб — это семья, а мы не можем принять в семью чужого


Один мотоциклист не может взаимодействовать с обществом. Вместе мы решаем социальные вопросы, занимаемся общественной деятельностью, благотворительностью. Первое направление нашей деятельности — консолидация мотосообщества. В год мы проводим от четырех до восьми различных мероприятий. Это вечеринки, фестивали, выезды, цель которых объединить различные классы мотоциклов. Обычно ребята на спортивных мотоциклах не могут ездить с теми, кто управляет классическими мотоциклами или чопперами — разная скорость и манеры езды. Если чопперы едут 100–120 километров в час, то спорты могут разогнаться до 200. А наши мероприятия помогают ребятам лучше узнать друг друга.

Другое направление — популяризация нашей культуры. Мы проводим общеказахстанское открытие мотосезона. На большой площадке собираем всех желающих — люди могут прийти, привести своих детей, посмотреть на мотоциклы. На открытие мотосезона в прошлом году приехало много гостей из России, многие даже не знали, как в Астане красиво. Такие мероприятия стимулируют мототуризм и туризм в целом. Их нужно проводить, работать над этим. Это, как минимум, полезно для нашей страны.

Мы стараемся привлекать людей и показывать, что мы не бандиты и не дурачки, которые катаются ночами по городу, нарушая общественный порядок. Таких единицы. Люди часто путают машины с прямотоком и мотоциклы, проклиная нас.

В зависимости от формы организации мотоциклетного клуба, различают основные позиции иерархической структуры:

President — президент, глава клуба. Обычно выборная должность. Ответственен за стратегическое руководство клубом и взаимоотношение с другими клубами;

Vice President — вице-президент, замещает президента клуба его в случае отсутствия;

Sergeant at Arms — руководитель службы безопасности. Контролирует соблюдение членами клуба его устава и правил;

Treasurer — казначей. Курирует финансовую деятельность клуба, в которую входит сбор членских взносов, оплата счетов;

Road Captain — лидер мотоколонны. Отвечает за безопасность в дороге, составление маршрута;

Member — полноправный член клуба.

Есть два формата клубов — это МС и МСС. МСС, Motorcycles Community — комьюнити с облегченной структурой, без некоторых фундаментальных вещей, которые есть в МС клубе. МС, Motorcycles Club должен следовать иерархии, но все это больше встречается на западе, потому что они занимаются определенной деятельностью, и эти должности там нужны. У нас есть road captain, но мы можем назначить любого человека, который проведет по маршруту. Эта должность передается, как и treasurer.

Когда проводим мероприятия, каждый несет ответственность по поддержанию общественного порядка, поэтому одного сержанта службы безопасности нет. За все мероприятия, что мы проводили, не было ни одного инцидента с пьяной дракой.

Западные фильмы сильно демонизировали образ байкера. На территории постсоветского пространства все вообще по-другому. МС-клубы у нас в Казахстане есть, но криминальной деятельностью они не занимаются. Никто не станет, например, продавать наркотики..


Западные фильмы сильно демонизировали образ байкера


О зиме

Полгода мы на колесах, остальные полгода — в ожидании. У многих есть работа, семьи, сезонные хобби — дел хватает. Но мы проводим мероприятия и зимой: в этом году был турнир по бильярду. Приехало много мотоциклистов: говорили о предстоящем сезоне, делились впечатлениями, рассказывали кто, что сделал со своим мотоциклом.

О культуре вождения

В большинстве ДТП с участием мотоциклов виноваты машины. Но иногда мотоциклисты сами нарушают скоростной режим и правила дорожного движения. Если ты перепутал дорогу с гоночным треком, то рано или поздно либо погибнешь, либо станешь инвалидом, а хуже всего, если за собой еще кого-то заберешь. Хочешь погонять — выезжай на трассу. Какой, по-вашему, у мотоцикла основной тормоз — передний или задний? Основной тормоз мотоцикла — в голове у мотоциклиста.


Основной тормоз мотоцикла — в голове у мотоциклиста


Иван «Vanhelsing» Белебеха, 33 года

Предприниматель

О личном опыте

В 2004 году решил покрасить автомобиль, занялся подготовкой. Неделю, пока машина стояла, ездил на такси. А когда надоело, попросил у друга мопед — у него на тот момент был прокат. Так и втянулся.

Первый мотоцикл — спорт-турист Suzuki GSX 750R. Покатался немного и сломал. Тогда был большой дефицит запчастей, ремонт был проблематичен, поэтому пришлось выбросить. Сейчас я катаюсь на Harley Sportster 883 — это утилитарный, классический мотоцикл, от которого пошли современные модели.

Первое время родители относились к увлечению негативно. Супруга старается поддерживать хобби. Главное, чтобы оно не доходило до фанатизма — есть такие люди, которые могут плюнуть на все и уехать на мотоцикле куда глаза глядят. Я, отец двоих детей, не могу себе такого позволить.

Чтобы стать мотоциклистом, нужно только желание. В Казахстане права на мотоцикл выдают с 16 лет, но думаю, их нужно выдавать людям старше 25 лет со стажем вождения не менее пяти лет на автомобиле. Опытный человек, выезжая на мотоцикле, предугадывает действия других автомобилистов вокруг. Ну, и после 25 лет у человека начинает работать инстинкт самосохранения. Хотя у некоторых он отсутствует полностью.

О фрирайдерах

На слово «байкер» реакция до сих пор неоднозначная. Я скорее мотоциклист, потому что я не хочу себя ни в чем ограничивать — свое передвижение, личное время, которое могу уделить семье. Я фрирайдер, не отношусь ни к одному байк-клубу.

Если ты решил стать мотоциклистом, мнение социума тебе уже неважно. Основное правило: «Выезжая на дорогу, помни — все хотят тебя сбить». От такого никто не застрахован, даже люди с большим стажем вождения.


Основное правило: «Выезжая на дорогу, помни — все хотят тебя сбить»


О мотофестивалях и социальных проектах

В Костанае ребята проводили на протяжении нескольких лет «Snow riders». Это своего рода зимний слет мотоциклистов. Люди на мотоциклах приезжали со всего Казахстана, даже несколько человек приехали из России. Представьте картину: на улице минус 45, человек едет из Челябинска на мотоцикле. С коляской. В военном тулупе.

Среди мотобратьев равнодушных мало. Многие стараются помочь социальной жизни города, регулярно выезжают в детские дома. Скоро, если получим добро, проведем субботник, посадим деревья.

Ребята также проводят акцию в начале сезона — раздают водителям города наклейки «Внимание, мотоциклист!», которые крепятся на заднее стекло и лишний раз напоминают, что нужно смотреть в зеркала.

О бандитизме

К числу крупнейших клубов формата MC, имеющих филиалы во многих странах мира (так называемая «Большая четверка»), относятся :

  • Hells Angels MC;

  • Outlaws MC;

  • Pagans MC;

  • Bandidos MC;

Bandidos — международный мотоклуб, также известный как Bandido Nation. Клуб насчитывает 2 400 членов в 210 отделениях, базирующихся в 16 странах, в том числе и в Казахстане. На западе считается клубом вне закона.

У нас в Казахстане есть члены разных клубов, и Bandidos тоже. Большинство из этих ребят я хорошо знаю и хорошо к ним отношусь. Но скажем так, люди, надевая цвета таких мотоклубов, не понимают сути, правил. Этот клуб имеет отношение к криминалу. А мотокультура в Казахстане по большей части — хобби.

Те, кто состоят казахстанском представительстве Bandidos, не имеют никакого отношения к бандитизму. Мне кажется, в случае чего, они просто откажутся от этого. Они адекватные люди, и думаю, дорожат своей семьей.

Амангельдинова Эльмира, 22 года

Персональный тренер водных программ

О личном опыте

С 18 лет я уже начала работать в фитнес-клубе, параллельно копила, училась в мотошколе одновременно на категории А и В. Первый мотоцикл, на котором училась ездить — Минск 125.

Чтобы ездить на мотоцикле, нужно быть смелым. Многие говорят: «Хочу красный спортивный мотоцикл». Но новичкам нельзя садиться сразу на литр или шестьсот, потому что для первосезонника — это стопроцентное падение. Начинать нужно с малого, учиться, покупать нужную экипировку, смотреть видео, связанные с мотоциклами.


Многие говорят: «Хочу красный спортивный мотоцикл»


Мне нравится экстрим: я и с парашютом прыгаю и с тарзанкой. Поэтому и мотоциклами увлеклась. Катаюсь уже третий мотосезон. Считаю себя фрирайдером: в любых клубах есть определенные правила, которым нужно следовать, но подчиняться — это не по мне.

В городе я мотоциклист — не гоняю, езжу по правилам, но во время загородных поездок могу отжигать, быстро ехать — тогда считаю себя байкером.

О первых трудностях

Мой первый мотоцикл — Yamaha Bronco 225. В народе его называют «брокколи». Это классический мотоцикл, скрэмблер. На нем можно как по лесам, так и по городу ездить, но мне не хватало мощности. Я хотела ездить на дальняк и решилась сменить Ямаху на мотоцикл побольше. Сейчас у меня Honda CB400 — мотоцикл моей мечты. Купила его в январе 2017 года и начала кататься не только по Астане, но и в другие города. Я уже ездила в Боровое, Караганду, Кокшетау и Балхаш.

Как-то по пути в Балхаш мы с другом застряли в степи. Это было первое дальнее путешествие, и мы немного сглупили. Я не взяла с собой инструменты, а друг взял, но мало. Его байк ломался дважды. Мы связались со знакомыми мотоциклистами — на такие случаи у байкеров есть группа в WhatsApp «SOS». Когда кто-то падает или что-нибудь плохое случается, обязательно помогают.

За нами приехали на машине, забрали друга на тросе. Меня сразу закинули в салон, и я отключилась — было ужасно холодно. Обратно с Балхаша на свой страх и риск поехала одна — мотоцикл друга все-таки не завелся.

Об авариях

В первый сезон я упала на мокром асфальте — зажала передний тормоз от страха. Получила ушиб бедра. Во втором сезоне меня не заметили и снесли. Я не сильно пострадала, но на ремонт вложилась, хотя это была не моя вина. Один раз чуть не улетела в яму, когда ехала в Балхаш. Дороги были ужасные, особенно возле Караганды.

О девушках на мотоцикле

Раньше все думали, что я мужчина, поэтому заказала хвост в интернете и приклеила на шлем. Кто-то восхищается, кто-то не любит пропускать, но в большинстве случаев люди реагируют позитивно.

Совсем хрупким будет тяжело. Если мотоцикл упадет, девушка должна суметь его поднять сама. Так же и в управлении — в мотоцикле нет заднего хода, сдавать назад нужно ногами, а для этого необходимо быть физически сильной.

Мы с девушками-мотоциклистками катаемся по городу вместе. В одиночку мало кто ездит, в основном вдвоем или втроем. Так безопаснее и интереснее. По поводу женских процедур, я делаю маникюр, но не наращивание. Наношу легкий макияж. После шлема волосы становятся ужасными, за ними обязательно нужен уход.


Раньше все думали, что я мужчина, поэтому заказала хвост в интернете и приклеила на шлем


О семье и планах на жизнь

Мой кумир — американка Роузи Габриэлль. Она путешествует по миру на мотоцикле, ведет инстаграм. Кажется, у нее Suzuki, туристический Enduro.

Конечно, я думаю, что семья должна быть на первом месте. Но семейную жизнь можно совмещать с таким хобби. Если в будущем мои дети вдруг захотят сесть на мотоцикл, я, наверное, сначала отдам их в секцию мотокросса. Но вот на спортивный мотоцикл садиться не разрешу — слишком большая скорость.

Максим Дорфман, 22 года

Персональный тренер по хоккею

О личном опыте

В 14 лет я увидел мотоциклистов на разноцветных байках — все внимание было на них. Тогда и заинтересовался. На первый скутер заработал как официант. В обществе байкеров я был самым молодым. Все знали меня, потому что парни тогда ездили на чопперах, на спортах, а тут мальчик едет на скутере, не отставая.

Мотоциклистом можно назвать молодого человека, который ездит на стритах или спортах, а байкер — уже постарше и ездит на чопперах, круизерах. Я в основном со старшими катаюсь. С детства такое воспитание — дружить со старшими.

Со временем все изменилось — новый скутер, новые движения, экипировка. Я увлекся мотогонками, начал проходить мотошколу джимхана — это японское движение. Тогда я уже умел закладывать мотоцикл на малых оборотах улиткой, змейкой. Меня начали замечать. Со временем появился более мощный агрегат, я начал выступать в городе на соревнованиях, получать места. Мы с товарищем Канатом садились на любую технику и показывали мастер-классы.

Позже в мотосообщество пришел мой отец. Сейчас он вице-президент клуба Road Brothers MC. А я против клубов, считаю себя фрирайдером. У них там свои правила, а мне хочется быть посвободнее.

Об ответственности на дороге и парковках

На мотоцикле нужно думать на два–три шага вперед, смотреть за каждым водителем, в зеркало смотреть — видит ли он тебя. Нас часто останавливают полицейские, проверяют документы. Думаю, это правильно: молодежь покупает непонятные мотоциклы, без документов.

В Караганде на многих дорогах закрыт доступ мотоциклистам, но они все равно ездят. У нас тоже хотели запретить, но мы собрали байкеров, встретились с полицейскими, все обсудили. Потом сами позвали молодых, объяснили, что из-за пары человек запретить ездить могут всем.

Как-то был конфликт, когда я приехал в ТЦ «Хан Шатыр». Я хотел заехать на парковку, но меня не пустили. Сотрудник говорит мне: «Нельзя мотоциклам на парковку. Я спрашиваю: «Где указ? Покажите мне. Знаков нет. Почему я не имею право? Надо оплатить — я оплачу».

Зато очень приятно было, когда приехал на вокзал. Меня сначала не хотели пускать. Я парень вспыльчивый, сразу возмутился. А охранник говорит мне: «Нет, стой. У нас бесплатно для мотоциклистов. Развернись, и вон там заезжай». Я тогда слишком поторопился с выводами.

О мотоцикле и финансовых затратах

Мой последний мотоцикл Honda Fury VT1300, в переводе «ярость» — это кастом чоппер, наверное, единственный в Казахстане. Был куплен и привезен из Америки.

У байкеров есть правило — лучше купить старого «японца», чем нового «китайца». Японский мотоцикл дольше прослужит. Ежемесячное обслуживание стоит примерно 20–30 тысяч тенге, все остальное зависит от стиля езды.

О нюансах для новичков

Нужно начинать с малокубатурных агрегатов: с минимального на высшее. Нельзя сразу покупать литровый байк — знаю по себе. Например, Yamaha R1, — когда под тобой такая мощь, хочется дать газу, но закончиться все может плохо.

Если новичок понимает, какая ответственность на нем лежит — он пойдет в мотошколу. Мы иногда устраиваем тренировки для молодых. Собираем людей, которые хотят научиться экстремальному вождению, учим их бесплатно.

Если хочешь в клуб — пожалуйста. Road brothers, например, всех приглашает к себе. Однако, нужно учитывать, что в каждом клубе есть свои регламенты, есть договоры. В том числе запреты: если ты не состоишь в клубе, ты не должен ездить в их цветах. Это карается, можно получить хорошенько от другого клуба, например.

Анастасия Мудрагель, 20 лет

Студентка юридического факультета

О личном опыте

Увлечение мотоциклами — это семейное. В детстве меня отправляли на лето в Подмосковье, там я все время проводила с дядей-байкером. Он научил ездить на скутере и мотоцикле с люлькой. Помню, как впервые увидела дядин мотоцикл. Мне было шесть лет, но я уже тогда поняла — у меня будет такой, когда вырасту.

В 16 лет у меня появился Peda Hornet, купили его с бабушкой в Астане. Бабушка — единственный человек, который поддерживает во всем, в том числе, и в страсти к мотоциклам.

Сейчас я катаюсь на Kawasaki Vulkan. В будущем хочу приобрести Hard Enduro. Вообще, моя мечта это попасть на «Дакар». Мой кумир — Анастасия Нифонтова — участвует там. Я присутствовала на гонках, но не каталась — класс мотоцикла не позволяет. У меня крузер, который рассчитан на дальние путешествия с комфортом.

Об авариях

Всего у меня было две аварии. Первая произошла через неделю, как купила скутер. Впереди остановился джип и включил поворотник, мне нужно было поворачивать по одной траектории. С расчетом, что машина повернет, я тронулась, но джип этого не сделал. Я побоялась нажать на тормоз и просто врезалась в авто. Не сильно пострадала, но через пару месяце пришлось оперировать колено.

Во второе ДТП попала, когда ехала пассажиркой с молодым человеком. Нас сбила машина, автомобилиста признали виновным. Молодой человек не пострадал, а у меня была травма позвоночника, сломанные ключицы, сотрясение и ссадины. Врачи сказали, что полгода нельзя садиться за руль, чтобы восстановиться. А я только купила мотоцикл своей мечты, поэтому все равно садилась и ехала через боль.


Врачи сказали, что полгода нельзя садиться за руль, чтобы восстановиться


О девушках на мотоцикле

Девушке тяжелее быть байкером, потому что отношение к ней заранее предвзятое. Сейчас я просто не обращаю внимания на нападки. Если надо, посылаю куда подальше. А сначала было много конфликтов: «Ты не умеешь ездить!», «Ты не так едешь!», «Ты все неправильно делаешь». Хотя у меня во многих случаях получалось намного лучше, чем у парней.

Я не знаю, как у других девушек, но мое вливание в эту культуру прошло тяжело. Ты падаешь, ломаешь руку, встаешь, восстанавливаешься, опять садишься, опять падаешь — и так по кругу. Это не прекращается. Каждое твое падение, неудача оставляют рубец как на теле, так и в характере.

С противоположным полом тоже тяжело общаться. Бывает, ты не подразумеваешь какого-то негатива, но из-за того, что характер уже закален, говоришь грубо.


Каждое твое падение, неудача оставляют рубец как на теле, так и в характере


Первые два года я была сама по себе со всеми трудностями — бензин закончился, аккумулятор сел. Не было людей, которые бы могли помочь и сказать, что ничего страшного не произошло. Когда уже влилась в компанию, байкеры были удивлены, откуда я все это знаю. Со временем стали уважать.

Девушкам-новичкам лучше не ехать в дальние путешествия одним. Во время поездок обязательно брать теплые сменные вещи с собой, дождевик, инструменты. Не нужно таскать с собой болгарку или топор, лучше позаботьтесь о необходимых ключах.

Есть девушки, которые покупают мотоциклы, чтобы привлечь мужское внимание. Обычно к ним не очень хорошо относятся. Любовь к технике всегда можно увидеть по тому, как девушка себя ведет, как относится к мотоциклу, как водит. Молодые люди это чувствуют. Если любви к мотоциклам нет, то не стоит рисковать здоровьем и нервами родственников.


фОТОГРАФИИ: предоставлены героями