В течение этого года российские баттлы — словесные состязания на моральное уничтожение противника — вышли из подземелья и успешно вплелись в поп-культуру. Ролики с поединками набирают миллионы просмотров, а псевдонимы Оксимирона и Гнойного оказались на слуху даже у людей, далеких от рэпа. Мы узнали, как обстоят дела у отечественной баттл-субкультуры, и поговорили с казахстанскими баттл-МС о постоянном адреналине, забытых текстах и будущем отечественных площадок.

Фотографии

дАСТАН ЖУМАГУЛОВ

словарь:

Баттл — словесный рэп-поединок двух исполнителей. Различают онлайн, офлайн и текстовые баттлы.


Хайп — ажиотаж вокруг какого-то события, явления, гаджета или персоны.

Mumble rap — композиции, в которых рэперы произносят слова неразборчиво, а также примитивные тексты песен.


Панч — словесный удар, колкость, кульминационный момент трека.

Айтыс — народное состязание между поэтами-импровизаторами, обычно сопровождается музыкальным аккомпанементом. Является формой устной народной поэзии у казахов, киргизов и башкир.


Даблрайм — использование двойной рифмы.

Юрий Дым (Ice Дым)

Об участии в баттлах

После нашумевшего российского Versus несколько парней в Таразе вдохновились и три года назад собрали свою площадку. Там я впервые и выступил; мне понравилась энергетика и то, как меня приняли люди. С форматом я был знаком хорошо, потому что с детства фанател по Эминему. А быть фанатом этого рэпера и не знать, что такое баттлы, — весьма странно.

Готовиться несложно: после определения оппонента, тебе дают время на подготовку: неделю, максимум месяц. Если не знаешь человека, заходишь на его страницы в соцсетях; любой инфоповод важен, так как его можно превратить в оружие. Досконально изучаешь его взгляды, творчество, ищешь несоответствия между музыкой и образом жизни. Если такие есть, начинаешь раздувать, утрировать. Потом просто учишь текст и репетируешь перед зеркалом. Лучший баттл получается, когда ты испытываешь неприязнь к сопернику и вам есть, что сказать друг другу из-за какой-то предыстории.


Лучший баттл получается, когда ты испытываешь неприязнь к сопернику и вам есть, что сказать друг другу из-за какой-то предыстории

Казахстанские баттлы не сильно отличаются от российских, лучше сравнивать с западными. Сама культура появилась современных баттлов появилась в Америке, у них поднимаются серьезные темы, о которых у нас не говорят, например, политические вопросы. Но у Казахстана есть преимущество — айтысы, народные словесные поединки. Россия этим похвастаться не может. Мы же можем баттлить на двух языках, вплетая в тексты свою богатую культуру. В этом есть свой кайф, своя баттл-изюминка.

У нас нет серьезных проблем, которые мешают развитию баттлов, нам просто нужно время. Буквально десять лет назад к рэпу в Казахстане относились никак, а сейчас у нас есть Скриптонит, Jah Khalib, Hiro.

Ренат Сайфутдинов (Tanir)

Рэп-индустрия меняется во всем мире. Сейчас новая школа делает mumble rap, где неважно, что ты говоришь, лишь бы это прикольно звучало. Лет десять назад все было иначе: больше творчества, вдохновения. Мы записывали песни и выкладывали в сеть — максимум, что делали для продвижения своей музыки. Но в 2017 в индустрии правит коммерция: чтобы твой материал попал в топ, нужно вкладывать бешеные деньги в рекламу.

Я не особо поддерживаю новую школу, мне больше нравятся песни, которые от души льются и несут какой-то смысл, месседж, способный направить, мотивировать, помочь в сложные моменты жизни. А сегодня многие песни — пустышки, однодневки, которые не несут ничего положительного, только разврат и похоть.

О первом баттле

На свой первый баттл я попал в 2007 году. Он проходил в интернете, я подумал, что это какая-то вата. Ребята на районе сказали, мол залили треки на баттл и я тоже решил попробовать, хоть мне и казалось странным поливать человека грязью на расстоянии. Когда дошел до финала, этот баттл внезапно закрылся.

В 2008 году выиграл алматинский баттл от сети магазинов «Меломан». Участвовал в командном соревновании на «Hip-hop in KZ», мы назывались «Дымогония». Со мной в команде были парни из Алматы, Новосибирска и Москвы. В том соревновании мы одержали победу.

После в 2010 году победил на «Межгалактическом баттле» уровня СНГ. В том же году вместе с Da Gudda Jazz взяли первое место на латвийском конкурсе.

Одной из самых масштабных площадок, на которых я участвовал стала InDaBattle. В первом сезоне я отказался выступать, так как организатором был тот же парень, который устраивал мой первый интернет-баттл. Доверия не было, но я оказался не прав. Первый сезон прошел хорошо, за ним все следили. Решил попробовать себя во втором сезоне; дошел до полуфинала и слился — соперник сдал очень крутой по тем временам трек. Я тоже выдал неплохой материал, но судьи проголосовали против. Скорее всего, нужно было больше уделить времени подготовке, а я записал все на коленке.

Третий сезон InDaBattle собрал почти десять тысяч участников со всего мира, приезжали русскоговорящие рэперы из Германии, Англии, Канады. Здесь я дошел до финала, в последнем раунде встал против канадца и выиграл.

При подготовке я всегда старался сделать что-то новое, сделать по-другому, не как соперник. Наученный опытом, подходил основательно: все должно было музыкально звучать. У меня была фишка — я обрабатывал голос под робота, типа человек-механизм.

Чтобы найти тему для трека слушал соперника, разбирал, что он говорил в предыдущих раундах. Со многими был знаком лично, поэтому дополнительных источников информации не искал. Для меня было важно убрать соперника материалом, а не оскорблением семьи или вскрытием больных тем, как сейчас любят.

Об участии в Versus

Три года назад мы с Темой (Артем Королев,«Карабин») участвовали против Galat-а и Heavy в Versus. Мы понимали, что будет на сцене, готовили себя к тому, что никто церемониться не будет и грязью нас обольют прилично. Казахстан впервые участвовал в Versus и допустить, чтобы кто-то потом сказал, что «казахи только приехали и сразу начали драться» не могли. Нам было важно показать свою адекватность, интеллигентность, поэтому мы пропустили мимо ушей все оскорбления и добились своего. Мне до сих пишут, что в том баттле мы вели себя достойно.

Даже когда встретились с оппонентами после, общение было типа «Нормально, да, нормально». Честно говоря, я уже не помню, какие темы они поднимали, а пересматривать специально не собираюсь.


Казахстан впервые участвовал в Versus и допустить, чтобы кто-то потом сказал, что «казахи только приехали и сразу начали драться» не могли


Баттлы — это субкультура, похожая на кровавый спорт, здесь всегда нужно быть готовым. Идти сюда стоит, только если ты готов биться, парировать. Адреналин здесь бешеный, ты хочешь перекрыть сопернику кислород, уничтожить его. Если психика слабая, то лучше не соваться, занимайся творчеством или иди работать на завод.

Есть много видео, где участники били друг другу морды. Видел одно, где девушка начала плакать, когда упомянули ее покойного отца.

Нужно учиться вытаскивать из шкафа скелетов соперника. Найти каждую болевую точку и надавить на нее. Если смущает, лучше не лезть, потому что противник сделает так, что после придется ходить к психологу.

Нельзя забывать о рифме, поэтому советую, читать как можно больше классиков, оттачивать слог и расширять арсенал убийственных фраз. Харизма в баттлах тоже играет большую роль, особенно в столкновениях без бита или музыки. Например, был баттл между Obe 1 Kanobe и Энди Картрайтом. Obe 1 пришел пьянющий, но благодаря харизме не оставил камня на камне, хотя Картрайт подготовился, написал серьезный текст.

На баттлы приходят смелые люди, которые за словом в карман не полезут. Ну, и которые не против славы. Словесные поединки сейчас на хайпе, все хотят быть как Оксимирон. Допустим, Гнойный. Парень просто начал целенаправленно задирать Окси, дошло до столкновения. Основательно подготовился и выиграл. Все, сейчас на СТС сидит, интервью дает.

Со Славой я лично не знаком, но со стороны кажется, будто он живет в своем мире. Его приятели отзываются о нем, как об адекватном парне, начитанном и интеллигентном, а то, что он транслирует, — просто образ. Оксимирона знаю хорошо, он крут, очень сильная личность. Еще в 2008 году он поднял планку для всех, когда зашел на какой-то онлайн-баттл и сразил слушателей своим слогом.


На баттлы приходят смелые люди, которые за словом в карман не полезут


О казахстанских баттлах

Наша баттл-индустрия отстает. Когда ребята в России начали делать Versus, в них поверили, поддержали словом и деньгами. Сразу пошла реклама, стало повышаться качество съемки, звука. А что у нас? Бывало, что не давали зал. Идет, например, запись, а нам говорят: «Выходите через 15 минут сами или выгоним».

В Казахстане баттлы поддержать никто не может и не хочет, а ведь талантов у нас хватает. Ходят слухи, что будет какая-то баттловая площадка, но все-таки успеха можно добиться только при грамотном пиаре, чтобы не получилось, как со SLOVO|Казахстан. Там интерес начал пропадать и у людей, и, главное, у организатора, когда он понял, что никто ему не помощник. Он (Каракурт Саткангулов, основатель баттл-площадки SLOVO|Казахстан) делал все один. Это колоссальный труд: объявить, привезти участников с разных городов, провести все, найти помещение. Кому будет интересно этим заниматься в 26-27 лет, когда нужно кормить семью, а прибыль очень сомнительна?

Организаторы российского Versus выбрали грамотную стратегию: сразу поставили мощные пары, привлекли уважаемых старичков, перспективных новичков. Когда я смотрел тизер первого баттла, уже мурашки бежали, думал: «Нифига себе, Оксимирон бьется против Крип-А-Крипа?». По Крип-А-Крипу мы фанатели в 2009, а тут его вытащили из небытия. После первого выпуска, мнения разделились, но все заговорили о русскоязычных баттлах всерьез. У нас тоже все получится, если серьезные люди захотят вложиться, организаторы учтут российский опыт, а СМИ согласятся освещать баттлы на постоянной основе. Заработать тоже удастся, если площадку раскачают, найдут талантливых участников и добьются больших просмотров. От просмотров пойдет реклама, а, значит, и нормальные деньги.


Бывало, что не давали зал. Идет, например, запись, а нам говорят: «Выходите через 15 минут сами или выгоним»

Станислав Марковцев (Стани Марк)

Моим кумиром, как это ни банально, был и остается Эминем, интерес к баттлам у меня появился благодаря ему. Я всегда брал с него пример. Конечно, не с тех текстов, где он говорит об убийстве толстух или прикалывании яиц учителя степлером, а с мотивирующих композиций. Он показал мне, что неважно, кем ты родился и где вырос — просто будь фанатом своего дела и успех придет.

Непосредственно с рэпом меня познакомила старшая сестра: она часто слушала Тупака и записывала его тексты. Для нее это было временным увлечением, а я втянулся. Пробовал писать свое еще в четвертом классе, это, конечно, было рифмованное признание девочке. До класса восьмого тексты не выходили за пределы тетради и комнаты, но после подружился с парнем, который был местной знаменитостью: он читал рэп (ужасный), его треки включали на дискотеках. Он рассказал, что собирается участвовать в онлайн-баттле, я заинтересовался и тоже отправил свой трек.

Об участии в баттлах

На первом отборе казахстанского «Слова» я почти не волновался, все прошло ровно. Рад, что получил этот опыт. Готовился так: после знакомства с турнирной таблицей, выбирал тактику. От оппонента зависит, будешь ли ты агрессивно баттлить или расслабленно, делать упор на панчи или истории. Для меня самым сложным в подготовке всего было выучить текст, а не написать его.

Мне нравится атмосфера баттлов. Каждая баттл-площадка похожа на сериал, есть свои локальные приколы и герои. Зрителям со стороны иногда сложно понять, почему мы смеемся над той или иной репликой во время выступления участников. Чтобы быть в теме, нужно смотреть все предыдущие видео встреч, следить за творчеством MC.

Тима Игиликов, Тима ГВРН

Помню, в детстве был какой-то российский певец, который через слово повторял «мазафака» — я думал, что это и есть рэп. Потом познакомился с творчеством Децла, знал все его все тексты наизусть. Когда мой брат начал слушать «Объединенную Касту», они и для меня стали примером. Еще был рэпер «Нигатив», его композиции по-своему повлияли, потому что были в виде историй, там всегда можно было найти мораль, как в сказках.

Писать тексты начал со второго класса, первый набросок был про собаку-бедолагу. Что-то подобное есть у Krec, но я написал этот трек первым.

На рэп никогда не возлагал надежд, не думал пробиваться и становиться звездой. Скептически относился к алматинским рэперам, типа Гаспара. А когда кто-нибудь говорил про меня «знакомьтесь, девчат, это рэпер» или «ну-ка, зачитай что-нибудь» — становилось безумно стыдно.


А когда кто-нибудь говорил про меня «знакомьтесь, девчат, это рэпер» или «ну-ка, зачитай что-нибудь» — становилось безумно стыдно

Когда пришел на SLOVO|Казахстан, увидел, что все пацаны друг друга знают. Я даже и не представлял, что у нас кто-то увлекается баттлами и умеет читать. Отбор на первый сезон «Слова» сделал много шума, пришло почти 500 заявок. Конкуренция была бешеной, но я заметил, что на рифмоконструкции, длительность панч-линий, оригинальность метафор почти не смотрели. Мое первое выступление было никаким, хоть и подготовился. Помешало волнение, подал текст не так, как хотел. Мне попался фаворит — Асыл, я был андердогом и не надеялся выиграть, но победил. А потом в полуфинале слился.

Из наших баттл-исполнителей мне нравится Гадкий, из российских — ПиЭм и Vs94ski, крутые ребята, просто вышка. Но наших МС я очень уважаю, каждый уникален. Или это во мне говорит дух патриотизма, не знаю. Потенциально сильных МС в Казахстане хватает, наших часто хвалят за самобытность россияне. Им, вообще, интересно на азиатов смотреть. Ну и нас есть сверхспособность — айтысы в крови. Я вот заметил в казахских стихах даблраймы: представьте, 200-300 лет назад казахи использовали этот прием, когда в Америке или России еще даже не было понятия словесного поединка.

Специфика казахстанских баттлов — меньше жесткача, больше морали. Некоторые парни приходят на баттл просто разъебать тех, чья позиция им не понравилась. Например, кто-то раньше говорил, мол «мы восстанем», а потом — хоп, поют песенки, попивая шампанское в клипе. Ты идешь на баттл не ради хайпа, а чтобы залезть сопернику под ребра, выяснить, кто есть кто. Нельзя приходить с одним желанием опустить оппонента, ты должен отстаивать свою истину. Вот в этом и есть наш кодекс чести.


Специфика казахстанских баттлов — меньше жесткача, больше морали


О будущем

Я как-то сотрудничал с лейблом, но подписантом быть не понравилось, так как тобой начинают манипулировать: заставляют читать о том, чего не хочешь, сотрудничать с теми, кого не уважаешь. Я ушел и больше участвовать в лейблах не собираюсь, в плохих уж точно. Перспективы — непредсказуемы: можно десять лет отлично читать, выпускать треки, но народ не проявит интереса. А можно самобытно мямлить и слава придет.

Я планирую работать в офисе, взять кредит и ипотеку. Потом пойти в госорганы, через лет 15 сесть за мошенничество, выйти пораньше и сразу уйти в криминал. И уже к сорока начну заниматься творчеством, как раз будет о чем писать. Шутка.

Недавно собрал дома бюджетную студию, постоянно что-то пишу, сочиняю. Пихать свое творчество никому не собираюсь, просто оставлю на стенке Вконтакте, может, кому и залетит.