Публикуем вторую историю в рамках информационной поддержки бизнеса, который пострадал на карантине. Сегодня рассказываем об Open Ballet Studio — алматинской студии балета, в которой занимаются дети и взрослые с любым уровнем подготовки. Во время карантина студия перешла в формат онлайн-занятий, доходы упали, но ее основательница видит в этой трудности новую возможность.

Мы поговорили с хозяйкой Open Ballet Studio Мадиной Ихсановной и узнали, почему важно было открыть балетную школу в Алматы, как она выросла из маленького помещения в просторную студию и как на бизнесе сказался карантин.

В конце материала мы разобрали кейс с экспертом: узнали, что можно сделать, чтобы развивать аналогичный бизнес дальше и как вести дела в будущем.

Если вы верите в идею и продолжаете работать во время карантина, мы хотим услышать вашу историю. Получить подробную информацию можно в нашем инстаграме. Там же и базовые вопросы, на которые нужно ответить, чтобы мы изучили вашу историю.

О студии

Балет люблю с детства, а после переезда в Алматы и поступления в университет начала поиск школы танцев. Везде, где была, натыкалась на одно и то же: в студиях не было конкретной программы обучения. Это мне не подходило.

Как-то заметила маленькую студию балета, в которой занимались профессионалы и просто энтузиасты. Проучилась там пять лет до самого ее закрытия, а потом пришлось снова искать школу, которая бы отвечала моим ожиданиям.

После безуспешных поисков поняла, что такую студию нужно открыть самой. Мама у меня предприниматель, и идею первой озвучила она. В июне мы начали подготовку, а в конце июля открылся первый балетный класс.

Первоначальный капитал составил миллион тенге. Нам с мужем было 25 и 26 лет, не было опыта в ведении своего бизнеса, так что решили идти от простого к сложному. Для начала нашли подходящее помещение с высокими потолками и большими окнами: балет — это про воздух. Первая студия располагалась в художественной мастерской в Союзе художников на Панфилова площадью всего 40 квадратных метров.

Мы вложились в ремонт, арендодатель возместил его сумму, так что сухой стартовый капитал — 600 тысяч тенге. Поначалу были и страх, и сомнения: боялась, что мне не под силу открыть собственное дело. Успокаивала себя тем, что потерять 600 тысяч тенге не так уж и страшно.

Преподавателей искала на сайтах и через знакомых, а главными критериями служили техника, программа обучения и человеческие качества. Если при первой встрече общение прошло легко и непринужденно, то и в последующей работе проблем не возникнет.

В течение года заполнились все группы. После открытия студии стало понятно, что в Алматы очень много девушек, которые хотят заниматься балетом, но боятся из-за разных стереотипов: считается, что начинать нужно в детстве, важна комплекция и так далее. 

Отличие Open Ballet Studio в том, что профессиональная программа балета адаптирована под взрослых девушек и женщин. Она состоит из всех основных элементов классического танца программы государственных хореографических школ. Не все наши ученики — фанаты балета. Некоторые женщины занимаются этим только в качестве спорта, есть новички, которые только начинают разбираться в основах. 

Балет — основа основ, база любого танца. Зная базу, можно уверенно чувствовать себя в вальсе, контемпорари или других направлениях. К тому же, балет помогает выправить осанку, улучшить свое чувство тела. Это как активная медитация. Со стороны танец кажется легким, когда на самом деле нужна колоссальная многозадачность: следить за движениями в зеркале, чувствовать музыку и ритм, слушать педагога.

Когда все группы заполнились, а в очереди стояли еще 50 человек, поняли с мужем, что нам нужно пространство побольше. Новое помещение нашлось на Байтурсынова — Жамбыла, где сейчас и находится Open Ballet Studio. Это просторное помещение с потолками высотой в шесть метров и большими витражными окнами.

Ремонт сделали, как и в прошлый раз, за свой счет. В студии появился ресепшн, а в раздевалке теперь помещаются до пятнадцати человек. Мы сделали вентиляцию и построили две душевые и туалет.

В команде у нас два управляющих — мы с мужем, любимый администратор Анастасия и пять педагогов. Сейчас студия выглядит именно так, как я ее когда-то себе представляла.

После открытия студии стало понятно, что в Алматы очень много девушек, которые хотят заниматься балетом, но боятся начинать без образования в этой сфере

О карантине

Сначала запустили бесплатные уроки на неделю, чтобы проверить, будет ли это интересно людям: нас посмотрело более 500 человек. Сейчас ученики оплачивают месячный абонемент и получают доступ ко всем занятиям, шесть дней в неделю, с понедельника по субботу. 

Некоторые ученицы сомневались, насколько реально заниматься балетом онлайн, но в итоге все получилось. Сегодня для студии это нормальная практика: педагоги все детально разъясняют, а ученицы получают комфортные занятия. Для педагогов онлайн-формат тоже был в новинку, но они тоже быстро влились.

С одной стороны, из-за карантина доход упал: онлайн-классы приносят меньше денег, чем оффлайн. С другой стороны, аренду сейчас не платим, налоги, социальные и пенсионные отчисления — тоже.

В каком-то смысле карантин положительно отразился на нашем бизнесе. До этого мы даже не задумывались об онлайн-занятиях, а теперь планируем оставить этот формат и после отмены ограничительных мер. Многие студенты, которые сейчас занимаются онлайн, просят оставить такую возможность. Оказывается, что русскоязычных людей, так как занятия ведутся на русском, очень много, а на рынке в основном представлены онлайн-занятия по фитнесу и йоге, но практически нет балета.

Последний год задумывались об открытии второй студии в Астане и других городах. Теперь вместо того, чтобы открывать дорогостоящие филиалы, решили перейти на онлайн-тренировки. Я серьезно задумалась об онлайн-школе балета: хочу обстоятельно изучить тему, собрать информацию и работать в двух форматах — онлайн и офлайн.


До этого мы даже не задумывались об онлайн-занятиях, а теперь планируем оставить этот формат

и после отмены ограничительных мер

Мейрманова Айзада

исполнительный директор Бизнес-Конструктор (Казахстан)

Любовь к своему делу — ведущий драйвер любого бизнеса. Тем не менее, если собственник хочет масштабировать бизнес не только на рынке Казахстана, но и на международном уровне, одного драйва мало. Сейчас компании важно подумать о системном подходе по привлечению клиентов, а также об увеличении каналов поиска и коммуникации с клиентами.

Один из главных советов — всерьез заняться маркетинговым продвижением офлайн и онлайн-продуктов. То есть, запуск полноценных рекламных кампаний и профессиональное ведение социальных страниц.

Потом нужно начинать внедрять CRM-систему (Customer Relationship Management или управление отношениями с клиентами — прикладное программное обеспечение, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками — Прим. ред.), которая облегчит учет всех взаимодействий с текущими и будущими клиентами.

С помощью такой системы можно структурировать поток клиентов, оцифровывать эффективность переговоров с потенциальными клиентами и оценивать эффективность продаж как онлайн, так и офлайн-классов. Также с помощью этой системы легко можно определить наиболее подходящие маркетинговые кампании и каналы привлечения клиентов. Важно увидеть все цифры и начать управлять ими в вашу пользу.

На начальном этапе гибридных сотрудников, которые совмещают две и более обязанности, не избежать, и это нормально. Но нужно сейчас задаться вопросом о том, кто и за что отвечает. Особенно это касается самого собственника: обычно именно он крутится в потоке срочных и важных задач.

Поэтому сейчас очень важно открыть позицию интернет-маркетолога, и найти менеджера по продажам, который заберет на себя задачи по привлечению клиентов. Это одна из самых быстро окупаемых позиций в компании. Отмечу, что у нас более 25 000 выпускников, и каждый сумел сместить фокус с операционки на стратегические вопросы бизнеса.

После карантина не стоит отказываться от онлайн-направления школы, так как с этим продуктом очень быстро можно выйти и на другие рынки. Начинать можно с пробных занятий, где будет большое количество клиентов, что позволит расширить воронку продаж (маркетинговая модель, описывающая предполагаемое путешествие будущего покупателя от первого знакомства с предложением до реальной покупки) для последующего перехода на покупку абонемента.

Помимо вышеперечисленного не забывайте и про финансовую часть компании. Сейчас речь идет не о взаимодействии с государством, а касается внутренних управленческих отчетов, которые позволят собственнику увидеть целостную картину своего бизнеса. Начните с ведения трех отчетов: по движению денежных средств, отчета о прибылях и убытках и балансе на текущий момент. Далее начинайте планировать и будущий период по оптимистичному, базовому и пессимистичному сценарию. Это облегчит жизнь бизнесу, особенно при принятии управленческих решений.

Резюмируя, хотелось бы посоветовать такого рода бизнесам начинать правильно выстраивать взаимодействие с клиентами, закладывать бюджет на рекламные кампании и тестировать маленькие проекты. При этом не забывать про управленческие финансовые отчеты, которые смогут открыть глаза на все происходящее внутри компании.


ФОТОГРАФИИ: «Open Ballet Studio»