В третьем материале в рамках информационной поддержки бизнеса, который пострадал на карантине, рассказываем о «Знаю! School» — школе английского языка с нестандартным подходом к изучению. Команда не придерживается определенной систематики, а учит языку, только исходя из целей студента. Например, чтобы общаться с иностранными друзьями, вырасти в профессиональном плане или смотреть любимые фильмы в оригинале. Девиз школы — «Английский как инструмент» (English as a tool — Прим. ред). Как инструмент к получению новых знаний, образования и развитию.

В период карантина команда запустила онлайн-проект «Пока вы дома» — бесплатную платформу с образовательным контентом от школы: english-клубы, чеклисты, вебинары, ссылки на полезные источники, истории учителей.

Мы поговорили с Аманжолом Смагуловым, основателем школы, о подходе к учителям, развитии до пандемии и волшебном карантинном пинке.

От репетиторства к школе: Начало бизнеса

Я был на втором курсе переводческого дела, когда понял, что это не мое. Стал думать: «А что еще я могу делать?» Ушел в репетиторство и мне понравилось. Все началось со школьников, но позже к учебе присоединились и взрослые. Постепенно начало работать сарафанное радио. Все свободное время стал тратить на образование других людей и повышение навыков — читал книги, изучал видео по преподаванию английского языка. Позже репетиторство переросло в занятия в классах — университет выдал мне кабинет.

Постепенно стал понимать, что у меня другой подход к обучению, без определенной техники или систематики — главное, чтобы ученик достиг своей цели. Важно понять: язык — это просто инструмент, который нужно использовать в достижении профессиональных целей. Не нужно учить его только потому, что так надо. 

О вложениях и первых сложностях

В создании курсов и школы меня активно поддерживала жена, бабушка, мама — критически никто не был настроен. Хотя никто не думал, что это перерастет в полноценный бизнес и станет моим основным видом деятельности.

Особого капитала не было, но не было и большой необходимости в нем — будучи репетитором, деньги уходили только на такси до учеников. Еще нужен был переносной роутер и качественный микрофона, на которые ушло около 200 долларов.

Как школа мы решили двигаться по пути boot-strapping — то есть, все заработанные деньги вкладываются обратно для постепенного развития. Поэтому искать инвесторов сильной необходимости не было.

Вообще, трудностей в начале было немного — просто повезло. Я часто говорю: 80 % успеха в бизнесе — это везение. Повезло и с клиентами — все адекватные. Хотя иногда были сложности с восприятием меня как преподавателя — молодой парень, что он может дать? Но те, кто в итоге оставались — не жалели.

Были как хамелеоны — постоянно менялись и пытались двигаться вместе с рынком

Настоящие сложности возникли, когда дело стало перерастать из курсов в полноценную школу с командой — я не умел руководить людьми, распределять задачи, правильно мотивировать. Все это продолжалось в течение двух лет, с 2016 по 2018, пока в команду не пришли Анна Хегай, Мадина Лазатова и Али Махмуд — сейчас это топовые преподаватели школы, которые занимают и менеджерские позиции. Они смогли привлечь большое количество учеников и дать понимание правильного управления команды — с демократичным отношением к ошибкам и инициативам, доверием к сотрудникам и прозрачностью всех оплат.

Сейчас своих сотрудников стараемся взращивать сразу же в школе. Понял, что это рабочая схема — растить кадров внутри. В конце конце концов каждый сотрудник постоянно растет, изначально находясь в школе и зная о ней все.Такой подход прекрасно работает, в том числе в плане мотивации сотрудников. Наша текучка — полтора препода в год, что очень мало. Я это объясняю внимательным, человеческим отношением и ориентированностью на преподавателей.

О формате школы и росте до карантина

Изначально школа была ориентирована на корпоративный сектор — такие клиенты часто остаются надолго. Первой была Aviata, которая порекомендовала школу и другим компаниям. Так школа начала расти, учеников и учителей становилось больше, и мы решили ввести новые форматы, чтобы создать комьюнити вокруг школы. За ориентир выбрали ивенты — они сближают разных людей и приводят новых.

За год мы провели 100 english-клабов, эфиров и мастер-классов с приглашенными спикерами. Одним из самых популярных ивентов был Знаю! Day, на котором выступило множество разных спикеров. Всего тогда собралось около 150 человек. Проводили тематические встречи, даже устраивали походы в горы с одним условием — все говорят на английском. В общем, были как хамелеоны — постоянно менялись и пытались двигаться вместе с рынком.

В школу пришли новые ученики, но ориентир оставался все равно на корп.секторе — проводили бизнес завтраки, мастер-классы по выступлениям на английском, business-writing и другие подобные занятия. Неважно, кому мы преподаем, главным для нас остается одно — развитие навыков и умение ситуативно использовать английский язык.

Говорили, что прорвемся, потом поняли: это новая реальность и нужно привыкать работать так

О сложностях, потерях и настроении клиентов после карантина

До карантина бизнес шел хорошо, был стабильный рост, месячный оборот обычно составлял около 4,5 миллионов тенге. Сейчас он меньше в 2,5 раза. Несмотря на то, что еще до эпидемии мы со многими клиентами и предложили вариант онлайн-обучения, корпоративный сектор сильно пострадал. Однако двух крупных клиентов сохранить удалось — они и образовали финансовую подушку, которая позволила платить фиксу преподавателям и менеджерам. Тем не менее сейчас появились проблемы и с этим.

По ощущениям, часть компаний не планирует возвращаться и после завершения карантина. До осени — точно. В плане физических лиц — особых потерь не было, ушло только несколько человек из-за финансовых потерь. Сначала с командой говорили, что прорвемся, потом поняли, что это новая реальность и нужно привыкать работать так. Организационно карантин не сильно повлиял на процесс работы, потому что все отчетности и так были цифровизированы. Главные изменения — эмоциональные.

Думаю, к сентябрю приблизимся к показателям, которые были до карантина. Поэтому можно сказать, что карантин нас сильно замедлил, но в то же время хорошенько пнул и дал запуститься онлайн-проектам и реферальной системе для клиентов. Хотя каждые 9 месяцев появляется мысль закрыть все к чертям. Сейчас понимаю — это такой цикл. В этот момент нужны перезарядка, переосмысление и новые вопросы к себе. Потом начинается рост если не количественный, то качественный. Сейчас он качественный.

О волшебном карантинном пинке и старте проекта «Пока вы дома»

Еще до карантина я начал прокачивать онлайн-сегмент — понимал, что без этого никак. Правда, в онлайн-обучении знаний было мало и появились проблемы: за первые полгода мы не добились практически никаких результатов. Но карантин пнул нас к новым начинаниям — мы всегда хотели запустить платформу с постоянными обновлениями, уроками, вебинарами. Так появился проект «Пока вы дома».

«Пока вы дома» — это бесплатная платформа с образовательным контентом от школы: english-клубы, чеклисты, вебинары, ссылки на полезные источники, истории учителей. Идея проекта — дать людям возможность учиться самостоятельно. За месяц с небольшим количество подписчиков в инстаграме увеличилось почти в два раза, с 1 300 подписчиков до 2 200, — проект выстрелил. И это чистый прирост, без использования какой-либо рекламы.

«Пока мы дома» останется бесплатным до конца июня — дальше хотим перейти на систему подписки — люди смогут получать эксклюзивный контент за дополнительную плату. Еще хотим дать возможность ученикам создавать  english-club самостоятельно, не дожидаясь действий от нас.

О фильтрации информации и миссии школы

Мы понимаем, что людям тяжело получать информацию в онлайне — ее слишком много, поэтому мы хотим научить людей фильтровать ее и учить получать знания самостоятельно. Думаю, в этот период особенно ясно - язык открывает новые возможности по фрилансу и дистанционной работе.

Мы хотим, чтобы большая часть казахстанцев говорила на английском для достижения своих целей. Не только с целью уехать куда-то, но и стать лучше здесь: вырасти в профессиональном плане, изучить что-то новое.

4 правила от Аманжола Смагулова, основателя «Знаю! School»

Найти сферы жизни, в которых можно применить английский. Выбрать те, в которых знание языка принесет максимальную пользу в ближайшие полгода. Например, это может быть работа, хобби или семья (подготовка домашнего задания с детьми, просмотр фильмов с партнером).

Выбрать три действия, которые вам нравится делать просто с английским. Например: учить слова через карточки; читать интересные факты и разбирать их, учить грамматику и правила, читать скороговорки и т.д.

Соединить эти действия со сферой, чтобы определить упражнения. Например, вы выбрали «Дружба». Нужно: переписываться с приятелем раз в неделю, при этом письма должны быть длинными. Слушать акценты можно будет, познакомившись с другими энтузиастами на программах языкового обмена, как Tandem, iTalki, HelloTalk. Продолжать нужно не менее трех месяцев. Главное — работать с реальным английским, а не адаптированным учебным материалом.

Завести трекер привычек (Trello, Todoist, Microsoft To Do) и отмечать в нем каждый день выполненные действия. Проанализировать и понять, какая частота занятий удобнее всего.


Мейрманова Айзада

Исполнительный директор Бизнес-Конструктор (Казахстан)

Очень круто, что команда вовлекается в разработку новых продуктов и прощупывает рынок. Сейчас важно выходить на более профессиональное управление маркетингом в компании. Особенно если есть желание расти и в других странах.

Не стоит забывать и про взаимодействие с целевой аудиторией. Важно иметь CRM-систему, из которой можно взять хронологию коммуникации менеджеров и клиентов. Это позволит выстраивать отчеты и выборки для проработки. При этом надо постоянно экспериментировать над скриптами, особенно над вариантами по обработке возражений. Посоветовала бы открыть вакансию менеджера B2B продаж, который будет возрождать этот целевой сегмент после карантина, пока собственник будет уделять все внимание стратегическому развитию школы.

Так как Аманжол настроен взращивать крутых специалистов внутри команды, то надо выделять бюджеты на обучение и разрабатывать договоренность по взаимодействию школы и сотрудников.

Также помимо управленческих отчетов, надо учиться разрабатывать финансовую модель, где построены три сценария развития будущего компании. Сейчас, особенно в кризисный период, для всех компаний нужна прозрачность в цифрах и каждый собственник должен знать, что будет не только завтра, но и через год.


ФОТОГРАФИИ: »Znau.School»