Казахстан занимает десятое место по количеству подросткового суицида в мире. Несмотря на то, что государством проводится профилактическая работа в школах, случаи самоубийств среди детей и подростков увеличиваются с каждым годом.

На краудфандинговой площадке Start Time появился новый социальный проект Teens, работники которого помогают подросткам и родителям в самые сложные моменты жизни.

Мы поговорили с создателем площадки Светланой Богатыревой о том, какова реальная ситуация с суицидом в Казахстане, насколько профессиональны педагоги и психологи в школах и почему стоит бить тревогу уже сейчас.


СВЕТЛАНА БОГАТЫРЕВА

Психолог, руководитель проекта TEENS

Об исследованиях

Мы начали исследования в 2015 году, когда в прессе стали массово появляться публикации о завершенных случаях суицида среди молодых людей. Например, волнообразно появилась информация о Синем ките и прочих суицидальных группах в сети. Мне как психологу и человеку, работающему в социальной сфере, маме наконец, было важно понять, что происходит. Изучила исследования UNICEF и ВОЗ, посмотрела работы отечественных специалистов, статистику, позже посоветовалась с экспертами, провела фокус-группы с родителями и подростками.

В фокус-группах приняли участие 43 человека из обычных семей, это не были неудавшиеся суициденты. Это родители и их подростки. Мы беседовали о семейных отношения, о влиянии школы и сверстников. Я хотела увидеть в живую то, как к подростковым суицидам относятся люди. Оказалось, что вопросы психологического здоровья не считаются особенно важными и практически не обсуждаются с подростками в семьях. Родителям гораздо важнее, как учится ребенок, как о нем отзываются и куда он будет поступать. Подросткам практически не с кем обсуждать жизненно важные для них вопросы, такие как смерть или секс, а родители предпочитают избегать сложных тем.

О решении проблемы

Я поняла, что нужно избавляться от абсолютного информационного вакуума по проблеме. О суициде писали или очень сложными терминами в специализированных изданиях, или просто констатировали факт случившегося.

У меня получилось найти грантовое финансирование для создания сервиса teenslive.kz — проект три года поддерживал Фонд ФЕЦА через программу USAID. Здесь пользователи видели понятную информацию на тему подросткового суицида и могли сделать экспресс-диагностику состояния ребенка. Наш сервис и группа в фейсбуке стали давать понятную и достоверную информацию о том, что происходит, когда стоит беспокоиться о состоянии ребенка и что нужно делать.

На сервисе teenslive.kz есть тест, который подскажет, нужно ли обращаться к специалисту. Показателен даже не столько результат, сколько процесс заполнения. Внимательный родитель увидит, на каких вопросах ребенок останавливается, задумывается. Это и может потом послужить поводом для разговора. На сайте также есть перечень тревожных признаков в поведении ребенка, на которые стоит обратить внимание.

О работе со школьниками

Следующий этап — работа со школами. Выяснилось, что у школьных психологов практически нет знаний и навыков решения подобных проблем. Внутри страны подобного опыта тоже мало, и мы стали изучать модели Американской и Европейской ассоциации психологов. Рассматривался опыт США, Австрии, Германии, Италии, Дании и России. В итоге остановились на израильской модели, так как она была наиболее приближена к нашим реалиям и показала хорошие результаты.

Эксперты приехали к нам, поработали со школьными психологами, совместно выработали программу, которая затем была апробирована в 15 школах Алматы. В пилотном этапе участвовали общеобразовательные школы и гимназии с русским и казахским языком обучения и даже интернат для детей с ментальными нарушениями. В итоге программу немного видоизменили с учетом всех практических наработок. Сейчас она готова к более широкому внедрению. За время этой работы мы оказали помощь более 500 семьям и получили рецензии от научного сообщества казахстанских специалистов.

О поиске денег

Мы общественная организация и основную работу ведем, когда удается найти грантовое финансирование или спонсорскую поддержку. Очень бы хотелось выйти на диалог с государственными органами, так как это общая большая проблема, но пока госфинансирования мы не получали. Краудфандинг — способ  рассказать о самой проблеме и заявить о том, что она есть. Многие отрицают и не принимают проблему, однако замалчиванием дело не решается.

Хочется, чтобы люди более открыто обсуждали проблемы со своими детьми, а при необходимости больше обращались за квалифицированной помощью к специалистам. А мы со своей стороны можем таких специалистов подготовить. В идеале — на базе каждой школы ученик должен бесплатно получить такую помощь. К этому и стремится наш проект.

С другой стороны, краудфандинг — это способ вовлечь людей в решение проблем своего сообщества. Мы все привыкли чего-то требовать и ждать извне. Но жизнь такова, что иногда общество может многое сделать, объединив усилия. Каждому в отдельности пойти и организовать общественно полезную деятельность трудно и времязатратно, а таким способом можно поучаствовать и быть полезным.

О собранной сумме

Заявленная сумма сбора на сайте — 500 тысяч тенге. На них мы подготовим 50 специалистов, то есть рассчитываем по 10 тысяч на одного специалиста.

На данный момент собрано 5% суммы — это, конечно, очень скромная цифра. Но вне зависимости от того, сколько удастся собрать, мы будем проводить работу. Обучим то количество специалистов, которое сможем. А дальше продолжим стучаться в разные двери, потому что эта серьезная проблема сама себя не решит.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ