В рубрике «Где ты работаешь» мы рассказываем про знаковые нежилые здания Алматы. В первом выпуске — Аппаратно-студийный комплекс, или телецентр, который находится в начале улицы Тимирязева. Это первое здание, где применили почти полностью остекленный фасад. АСК-2 состоит из двух отдельно стоящих зданий — основного пятиэтажного и двухэтажного технического корпуса. The Village побывал в здании и узнал, какую идею вложили в него архитекторы, как оно изменилось после реконструкции и кто здесь работает.

Фотографии

Георгий Чумаков

расположение: ул. Желтоксан, 185

Год строительства: 1983

архитекторы: А.И. Коржемпо, Н.В. Эзау, В.Л. Панин

конструкторы: С.И. Каламкаров, В.М. Исмаилов, А.И. Федорук

резиденты: Алматинский филиал телеканала «Хабар», Первый канал «Евразия», Академия педагогических наук Казахстана, Казак Ауендери


Александр Иванович Коржемпо

архитектор аппаратно-студийного комплекса

В 1967 году построили Останкино в Москве и союзным республикам поручили создать такие же аппаратно-студийные комплексы. По указанию центра, студии для художественных и информационных программ должны были располагаться в одном месте, и поэтому Министерство культуры Казахской ССР заказало такое здание архитекторам.

Технологическую часть проекта разрабатывал Московский институт связи, мы же отвечали за архитектурно-художественное решение.

По проекту в комплекс входили студии для ведения эфира и съемки передач, помещение для проявки пленки и звукозаписи, мастерские для создания декораций и редакционные. Мы хотели создать экстравагантное здание, которое составляет композиционную часть архитектурной застройки и замыкает перспективу улиц Желтоксан и Тимирязева.

После рассмотрения руководством в 1978 году цехи для проявки пленки, звукозаписи и редакционные убрали из плана. Поэтому в проекте 1983 года в здании остались две студии по 600 квадратных метров — для съемки художественных фильмов и информационных передач, две речевые студии по 400 квадратных метров, технические помещения и декорационный цех.

Здание своим архитектурным решением должно было корреспондировать с идеей того, что телевидение отражает нашу действительность. Мы решили применить зеркальное стекло с рифленой поверхностью — воссоздание одновременно реальности и неоднозначной картины мира: комплекс отражает мир со всех сторон и из разных углов. Кроме того, мы хотели, чтобы фасад отражал небо и его изменения: закаты, восходы, грозы, облака. Так, в композиционную структуру должно было войти ежеминутное изменение окружающей среды. Комплекс должен был смотреться каждую секунду по-разному и давать человеку возможность получать определенный эмоциональный настрой.

Элементы здания показывают региональную особенность Казахстана — карниз сделан в виде сталактитов. Такой прием использования форм и очертаний имеет аналоги в местных памятниках архитектуры: в мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи, например.

Мы сконструировали технологический бассейн перед комплексом, потому что оборудование должно обслуживаться кондиционером с достаточной площадью водной поверхности для охлаждения. Через бассейн был перекинут мостик, а после мостика шла длинная лестница с обеих сторон. Здесь идея — пройти очищение через воду, отделиться от городской суеты и возвыситься в небо. Когда входишь внутрь, попадаешь в «ночь» — первый этаж сделан в черном мраморе. По лестнице поднимаешься в «день» — вестибюль выполнен из белого мрамора.

Сейчас здание слабо напоминает то, что мы заложили первоначально. В 2007 году бассейн разрушили, фонтан демонтировали, но лестницы и ступени остались, поэтому идея очищения и возвышения сохранилась.

Как здесь работается

Асель Мираева

менеджер по связям с общественностью агентства «Хабар»

Про работу

Три года назад мне предложили работу в компании «Хабар», и я не раздумывая согласилась. Сейчас я менеджер по связям с общественностью в отделе маркетинга, рекламы и PR алматинского филиала. В мои задачи входит информирование о нововведениях, которые происходят как в агентстве в целом, так и на телеканалах; подготовка промо-материалов и организация имиджевых мероприятий.

В алматинском филиале работают около ста человек, а в отделе рекламы и PR нас трое. Основная задача подопечных — поиск рекламодателей. Клиентская база между ними разделена, и каждому сотруднику доверены определенные сферы: одна работает с финансовыми структурами и крупными FMCG компаниями (прим. — товары повседневного спроса), другая — с клиентами из сферы туризма, бьюти и фэшн-индустрии.

Про место

Новички приходят в первый день и надеются, что будут работать в здании, похожем внутри на МГУ. А на деле интерьер серый и скучный — здесь величественность придает экстерьер. Но работы много, и мы даже не обращаем внимание на отделку или стены здания. Конечно, хотелось бы сидеть в современном офисе, а не в обычном кабинете с коричневыми столами. Да и отсутствие долгого капитального ремонта сказывается, так что интерьер не располагает к себе. Некоторые люди удивляются: «Надо же, здание телевидения, а внутри все так бесцветно».

Агентство начало работу именно здесь в 1995 году. Коллеги со стажем в 15–20 лет говорят, что раньше работать было веселее. Жизнь кипела, и в коридорах ходило много людей: в одном помещении разминала голос певица, в другом — кто-то репетировал танцы. В былые дни в комплексе располагались четыре телеканала компании — Caspio HD, «Хабар», 24kz и Kazakh TV. Головной офис переехал в Астану, и здесь остался только филиал. Сейчас комплекс опустел, и даже люди перестали придавать настроение коридорам здания.

Весь комплекс принадлежит государству, и мы снимаем несколько помещений в аренду. Здесь действуют две студии: четвертная — наша, а пятая — «Первого канала». Самое интересное происходит именно тут: свет софитов, ведущие, известные гости и талантливая молодежь — процесс заворожит любого.

Отделы агентства находятся практически на одном этаже, перемещаются по зданию только производственники. Например, к сцене можно подойти тремя путями, один из которых — через огромные железные ворота, куда ввозят реквизиты.

Рабочие дни проходят как у всех: в понедельник — планерка и подведение итогов, а в остальные дни выполнение новых задач. Все собрания и деловые встречи проходят в небольшом конференц-зале.

Стены здания иногда давят, и расслабиться внутри не получается. Тогда я выхожу в парковую зону комплекса — деревья успокаивают, летом спасают от жары, а осенью радуют взгляд разными красками. Парки, скверы, Новая площадь под боком тоже являются местами наших с коллегами прогулок. Рядом с офисом раньше работал «Алмалы» — мы ходили туда на обед, а сейчас ездим в Dostyk Plaza или кофейни на Сатпаева. Иногда мы выходим с коллегами в парк у резиденции президента и в теплое время устраиваем пикники. Такое времяпрепровождения помогает расслабиться, отвлечься и набраться сил ко второй половине дня. Но в основном мы обедаем в офисе: это быстро и дешево.

Расположение комплекса удобно: я живу в 15 минутах езды на машине. Этот факт важен: дома у меня маленькие дети, к которым можно быстро добраться в случае проблем. После работы мы редко куда-либо выезжаем, если в этом нет необходимости. У всех семьи и дети, поэтому каждый бежит домой как можно скорее.

Когда работаешь ежедневно в одном и том же месте, не замечаешь его красоты, и смотреть на комплекс становится рутиной. Но иногда бывает, что посмотришь вверх и понимаешь, что находишься в значимом месте и ощущаешь себя в самом центре города.