Мы продолжаем рубрику «Где ты работаешь», в которой рассказываем о работе в известных зданиях Алматы и столицы. В этот раз The Village Казахстан побывал в Государственном музее искусств имени А. Кастеева — крупнейшем художественном музее в стране. Поговорили с главным хранителем музея и реставратором об ответственности, посмотрели, что спрятано в хранилищах и узнали, как восстанавливают картины.

Расположение

г. Алматы, мкр-н. Коктем 3, дом 22/1

Год постройки

1976

Архитекторы

Эльза Кузнецова, Ольга Наумова, Борис Новиков

Статус

Государственный музей

Информационная справка

Здание музея построили в 1976 году. До этого, с 1935 года, произведения находились в базе коллекции Казахской государственной художественной галереи имени Т. Г. Шевченко и Республиканского музея народно-прикладного искусства. Сейчас музей имени Кастеева — крупнейший художественный музей страны, ведущий научно-исследовательский, реставрационный и культурно-просветительский центр в области изобразительного искусства.

Коллекция музея является крупнейшим в республике хранилищем уникальных произведений изобразительного и народно-прикладного искусства и насчитывает более 25 тысяч экспонатов. Помимо научно-исследовательской, образовательной деятельности, здесь ведутся реставрационные работы. Также в музее создана лаборатория по оцифровке фондов. На сегодняшний день в 3D формат переведено около 700 музейных предметов, но в планах музея до конца года довести число до тысячи. В дальнейшем планируется оцифровка в 3D формате всех фондов музея.

Гульзира Молдашева

Главный хранитель

О музее

Впервые пришла в музей в 1977 году еще школьницей. Это был новый музей, всего год, как открылся. Я долго гуляла по залам, всматривалась в картины, скульптуру и другие экспонаты. Поразило количество произведений — имен художников еще не знала, но это не мешало восхищаться красотой их работ.

Впечатлило само здание — оно было новым, светлым, с большими экспозиционными пространствами и стеклянными потолками. В то время оно было одним из крупнейших в нашем городе. Это сейчас, в 21 веке, когда вокруг высотные современные здания, музей не кажется таким огромным. Благодаря постоянной собирательской деятельности, фондовые хранилища уже с трудом вмещают коллекции музея.

Работа в музее привлекла меня. Здесь сплоченный, отзывчивый коллектив — в музее остаются только настоящие музейщики. За деньгами сюда не идут — оклад мизерный.  Нравится постоянное нахождение в окружении прекрасного, знакомство с творчеством современных мастеров. Люблю разнообразие: возможность курировать интересные проекты, принимать участие в работе научных каталогов.

О работе

Работаю здесь уже более 30 лет. В 1988 году пришла устраиваться на работу и было только одно вакантное место — лаборант в отделе хранения, сектор учета. Я согласилась — решила, что нужно пройти все ступени. Познакомилась с главным хранителем Ердесовой Сауле, моим первым музейным учителем, проработала полгода в секторе учета со Школьной Ириной, в то время — тоже начинающим специалистом, заполняла разные карточки, вносила данные в книги учета. Сейчас должность лаборанта упразднили, хотя она по-прежнему нужна. По инструкции, все книги и картотека заполняются исключительно вручную.

Следующие годы работала в отделе декоративно-прикладного искусства Казахстана, позже была Ученым секретарем — составляла планы, отчеты, письма, работала над проектами, изданиями научных конференций, научных каталогов. Потом снова вернулась в отдел фондов и стала хранителем ювелирного искусства и изделий из кожи.

Чуть больше года назад меня назначили главным хранителем. Координирую работу двух отделов: фондов и реставрации. В обязанности входит руководство работой по учету, хранению, консервации и реставрации музейных ценностей.

Рабочие дни выходят насыщенными: начинается с выдачи ключей хранителям, по мере необходимости провожу совещания с сотрудниками отдела фондов и реставрации. В течение дня обхожу хранилища, слежу за ходом реставраций в мастерских, веду переписку с другими музеями и министерством культуры. Особенно загружены дни, когда нужно отправлять временные выставки в другие города и страны.

Работа в музее отличается большой ответственностью, ведь нам доверена работа по сохранению огромного пласта национального культурного наследия. Это самая главная задача хранителя — обеспечить музейному предмету сохранность. Специалисты музейного учета и хранения фондов — это уникальная специальность, которой не обучают ни в одном вузе, опыт работы накапливается годами. Сотрудники моего подразделения преданы своему делу и работают в музее более 20-30 лет. За высокий профессионализм государство их неоднократно награждало.

К нам обращаются многие музеи Казахстана, специализированные ВУЗы по вопросам прохождения практики, а также с просьбами о помощи в проведении реставрационных работ. Работа в музее очень интересная, однако, из-за маленьких окладов к нам почти не приходят выпускники профильных вузов, которые могли бы стать достойными продолжателями музейного дела Казахстана. К тому же у хранителей и реставраторов нет надбавки к заработной плате за вредность работы с химикатами и условия труда.

В финансы упираются и другие проблемы— закуп произведений, нехватка помещений для фондовых хранилищ, реставрационных мастерских, помещений для упаковки временных выставок. Сейчас коллекция музея пополняется за счет художников и коллекционеров, которые дарят свои произведения музею. Еще одна сложность— необходимость прохождения стажировки наших реставраторов в зарубежных странах, чтобы они были в курсе новых техник реставрации и материалов для работы.

Так как основная часть коллекции (около 70 %) не экспонируется в залах музея, нам хотелось бы иметь специальные дополнительные помещения со стеллажами и витринами для демонстрации своих богатых фондов, как это делается во многих крупнейших мировых музеях.

О хранилищах

На каждый поступивший предмет в музей мы составляем акты, присваиваем каждому предмету свой индивидуальный номер и вручную заполняем все инвентарные книги — это исключает подлог и подделку документа. За каждый музейный предмет хранитель несет материальную ответственность. Во всех помещениях находятся приборы, которые измеряют температурно-влажностный режим.

Хранилище казахстанской живописи

Здесь хранятся около 4 000 произведений казахстанских живописцев — Абылхана Кастеева, Сергея Калмыкова, Абрама Черкасского, Молдахмета Кенбаева, Гульфайрус Исмаиловой, Айши Галимбаевой, Леонида Леонтьева, Сабура Мамбеева и многих других известных казахстанских художников. Каждая картина пронумерована и располагается на специальных щитах, обозначенных цифрами и буквами, чтобы их было проще искать по топографии.

Хранилища прикладного искусства

Здесь хранят вышивку, ткачество, ювелирные изделия, изделия из дерева, керамики, фарфор. Большинство экспонатов прикладного искусства — предметы быта: сундуки, детали юрт, столы, посуда.

Хранилища казахстанской и зарубежной графики

Здесь нет окон — прямое попадание солнечных лучей крайне негативно влияет на произведения из графики. Также здесь нет розеток, чтобы исключить риск замыканий. Все произведения хранятся под микалентной бумагой (специальная бумага из хлопка, обладает особой прочностью — Прим. ред.), которая сейчас в дефиците.

Хранилище кожаных изделий

В фонде кожаных изделий хранят конское снаряжение — седла, сбруя, а также женские, мужские пояса и сосуды. Раз в год реставратор по коже обрабатывает от высушивания и загрязнений предметы специальным составом.

Хранилище войлока и гобелена

Хранилище войлока один из сложных фондов, так как предметы этого фонда требуют особых условий хранений. Чтобы не завелась моль и не повредила произведения, два-три раза в год мы вызываем санитарную службу для обработки, в жаркие дни лета войлочные и тканые изделия просушиваем на солнце.


 Гульжан Калдыбаева

Руководитель центра реставрации

О профессии


Казалось, что я попала в божественный храм, где работают особенные люди

В первый раз попала в музей в студенческие годы на выставку Николая и Святослава Рерихов. Может, эта выставка так меня впечатлила, казалось, что я попала в божественный храм, где работают особенные люди.

До работы в Кастеева я 10 лет проработала в Центральном музее республики. Сначала оформителем, затем реставратором. После прохождения стажировки в Кастеевке аттестовалась в Министерстве культуры СССР. В 1995 году меня пригласили сюда работать. За 30 лет мой профессиональный уровень сильно вырос: реставрирую все виды графики, знаю, как работать с живописью. Получила высшую категорию от Реставрационного Совета нашего музея. К сожалению, казахстанской аттестационной комиссии у нас нет.

Работы для реставраторов всегда много. За год через руки реставраторов проходит около двух сотен произведений. Кроме реставрации, занимаемся выездными выставками: упаковкой произведений, описываем сохранность до отправки и проверяем ее после возвращения.

Помимо своей коллекции, на реставрацию поступают экспонаты из областных музеев, потому что своих реставраторов у них либо нет, либо им не хватает опыта. Поэтому мы делимся с ними своим опытом, консультируем. Всегда стараемся реставрировать по-музейному, то есть сохранить произведения, не вмешиваясь в его структуру. Есть реставрация коммерческая, но там условия диктует заказчик.

Реставратору нужно иметь терпение, аккуратность, добросовестность, логику, аналитические способности, внимание, хорошую память, чувство цвета, художественные способности, тактический и стратегический тип мышления. Хороший реставратор, прежде чем приступить к работе, представляет, как он будет действовать, когда что-то пойдет не так.


Кто-то из посетителей назвал его китайским комиксом 19 века

Об интересных работах и процессе

Реставрация начинается с осмотра произведений в фондах музея. Отбираем те, что нуждаются в консервации или реставрации. Составляем задание на реставрацию, которое рассматриваем коллегиально на Реставрационном Совете музея. Все процессы фиксируем на фотографиях, которые прилагаются к паспорту реставрации. Можно сказать, что паспорт реставрации — это история болезни пациента: в нем описываются все реставрационные мероприятия, рецептура, методы. Он хранится в музее вечно, как и само произведение.

В нашей работе невозможно «убить пациента». Если реставратор делает ошибку, он ее исправляет. Поэтому мы используем проверенные и обратимые методы и материалы. С осторожностью отношусь к новым синтетическим материалам, ведь они не проверены временем. Самое главное в моей профессии — это терпение и умение. Мгновенных результатов не бывает. Слова «невозможно» в реставрации нет. Бывает трудно, долго, но возможно все.


Одной из самых интересных работ была реставрация китайского свитка неизвестного художника эпохи Цин «Сцены из жизни чиновников. Встреча двух ванов-военачальников после удачной охоты», над которым мы работали восемь месяцев. Его длина почти 13 метров, в мастерской его даже нельзя было полностью развернуть, увидели его только на экспозиции в зале. На свитке изображены 169 человек, 59 лошадей и множество крупных и мелких животных. Ни один человек не похож друг на друга. Кто-то из посетителей назвал его китайским комиксом 19 века.

О сложностях и проблемах


Реставрация — благородное занятие

Из-за нехватки реставраторов приходится быть разносторонним: хороший реставратор не только техник, но и ученый. Для этого всегда необходимо самообразование: стажировки, конференции, школы мастерства. Я, например, прошла стажировки в Государственном русском музее, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, участвую в научных конференциях.

В отделе всего восемь сотрудников. Все доброжелательные, отзывчивые люди, которые могут всегда поддержать. Существует международный моральный этический кодекс реставратора. В нем написано, что реставратор не имеет права обсуждать работу другого реставратора, принижать его профессиональные качества и человеческое достоинство. Оценкой занимается только специальная комиссия.

Работа очень вредна для здоровья — используем различные химикаты, растворители, от которых могут быть аллергические реакции. За вредность не доплачивают, так как нашей профессии нет в списке вредных производств. Зарплата низкая, получаем даже меньше многих других музейных сотрудников. Но, тем не менее, мне нравится моя работа, ведь это интересно: атмосфера истории, значимость произведений, кропотливая и ответственная работа. И, вообще, реставрация — благородное занятие. Ведь мы сохраняем для будущих потомков культурное наследие нашего общества.

У профессии романтичный флер. Ведь мы соприкасаемся с работами известных художников. Особенно интересно работать с произведениями зарубежного классического искусства. Рассматривая их, мысленно оказываешься в той эпохе. У каждого произведения есть своя легенда, история бытования. Реставрацию нужно искренне любить — случайным людям здесь тяжело.