Согласно ВВС, 70 % компаний предпочитают сидеть в опенспейсах. Если для кого-то такое пространство — возможность повысить эффективность работы и сплотить команду, то для некоторых — это стресс, невозможность сосредоточиться и головные боли от шума. Совместно с Estate Management Company мы спросили архитектора, сотрудника опенспейса и директора компании о том, стоит ли уходить из опенспейса, а также собрали пять советов, которые помогут сделать жизнь в открытом офисе спокойнее и приятнее.

Мы переехали в опенспейс в 2016 году — долго не могли найти арендаторов для помещения и решили въехать туда сами. До этого мы располагались на другом этаже. Мы хотели на нашем примере показать клиентам и арендаторам, как можно эффективно и без больших затрат использовать подобные помещения.

Главная проблема заключалась в низких потолках. Единственным способом увеличить высоту было вскрыть потолки и обнажить при этом коммуникации — ненамеренно получился офис в стиле лофт. Теперь в бывшем «неликвидном» этаже располагается офис продаж EMC. Любой желающий может прийти и посмотреть офисы без предварительной записи. Общая площадь офиса составляет 660 квадратных метров, где работает около 50 сотрудников.

Опенспейс удобен тем, что можно эффективно использовать пространство, экономить на аренде и быстро коммуницировать с коллегами. К минусам можно отнести постоянный шум, мешающий концентрации, и отсутствие личного пространства.

Чтобы сотрудники не испытывали большего стресса, мы тщательно продумали зонирование и предусмотрели недорогие технологии, изолирующие звук. Например, установили звукопоглощающие перегородки и настенные панели из войлока. В офисе есть конференц-залы, общая кухня, небольшая библиотека и маленькие переговорные комнаты, если кому-то нужно уединение.

Одним из основных преимуществ нашего офиса является панорамный вид на горы. Мы установили небольшую зону со стульями у витражных окон — получилось что-то вроде спота для релаксации.

Концепт опенспейсов постепенно устаревает. Они удобны с точки зрения коммуникации, но не продуктивности. Сейчас многие западные компании, приходят к решению «semi open space», где у каждого работника есть маленькое, но свое пространство. Этот формат будет включать в себя ряд открытых и закрытых пространств, и даст сотрудникам свободу перемещаться между ними в течение дня. С учетом прогресса технологий и того, как все ускоряется, мобильность будет в приоритете. Согласно исследованию Американской психологической ассоциации, в 2013 году современные работники проверяют рабочую почту регулярно: до начала и после рабочего дня — и даже на выходных. А это означает, что в будущем не будет рабочих пространств для людей с привычным графиком с 09:00 до 18:00, потому что работа будет происходить 24/7.

Аскар Билисбеков

СЕО Estate Management Company


Амирхан Омаров

Автор SmArt.Point

Площадь SmArt.Point более 10 000 квадратных метров, и опенспейсы и коворкинги занимают только 930 квадратных метров, то есть всего 9 % от общего пространства. Остальное — зоны, закрытые между собой стеклами: это не опенспейс, но открытое и прозрачное пространство. Дизайн отражает нашу философию — простые коммуникации и прогрессивность. Чем больше люди видят активность окружающих, тем больше возникает возможностей на коллаборацию и общение.

Опенспейсы популярны из-за того, что стало важным взаимодействие людей внутри команды, компании или проекта. Ведь открытое пространство — это быстрый обмен информацией между людьми, умение лучше друг друга понимать, чувствовать. Людям нужно больше воздуха, света, пространства — это способствует к более творческому восприятию работы. Эти условия предлагает опенспейс с большим залом, панорамными окнами и естественным светом. Да и оставленные внутри городов здания бывших заводов не годятся ни на что другое, кроме опенспейсов. Поэтому появились лофт-опенспейсы по доступным ценам.

В открытых пространствах есть как плюсы, так и минусы. Среди плюсов — простые и эффективные коммуникации, отсутствие ментального барьера между сотрудниками и информационная открытость. Из минусов — отсутствие приватности и изоляции от коллег.

При создании пространства было учтено много факторов. Мы использовали декоративные шумопоглощающие панели и перегородки между зонами, технологии шумоподавления на потолках. Также для этих целей расположили рабочие места на большом расстоянии друг от друга и использовали большие столы и комфортные стулья. В SmArt.Point много закрытых переговорных и телефонных комнат.

В 2018 удобство опенспейса зависит от количества сотрудников. Если в компании больше 100 работников, лучше использовать многофункциональный офис с опенспейсами, переговорными, спальными зонами и закрытыми офисами. Для бухгалтерии с кучей конфиденциальных документов опенспейс также не подойдет. Удобно такое пространство будет для небольших компаний. В наших опенспейсах, например, сидят от 1-2 человек до команд из 30 человек. В будущем у опенспейсов будет своя аудитория.

Вскоре многие компании перейдут на многофункциональные офисы, которые похожи на SmArt.Point, где можно поработать, поспать, почитать, уединиться, поиграть и позаниматься спортом.


Я работаю в опенспейсе больше четырех лет. Такой формат пространства помогает наладить командную работу, ускоряет решение задач, создает «прозрачность» в работе и главное повышает вовлеченность сотрудников в процессы. Минусы тоже есть, но их меньше.

Плюсом является то, что пространство без видимых барьеров создает площадку кооперации, что важно для компаний работающих либо внедряющих принципы горизонтального управления. Сегодня компании создают все более сложные продукты и услуги, и сотрудникам приходится взаимодействовать с большим количеством людей — и внутри, и вне компании. Согласно исследованиям, большинство менеджеров тратят на переписку, совещания и телефонные переговоры около 85 % рабочего времени, и сейчас интенсивность коммуникаций только увеличивается. Безусловно, компаниям на пользу работать в опенспейсе: коллективная работа ускоряет инновации и улучшает клиентский сервис. Из минусов — площадка без барьеров мешает сосредоточится на конкретном задании, взвесить все «за» и «против», выверять решения. А еще ко всему этому добавляется шум и блуждающие коллеги.

Удобство работы в опенспейсе зависит от компании и формата, в котором комфортно работать сотрудникам.В открытых пространствах можно проводить креативные мозговые штурмы, устанавливать кросс-коммуникации среди команд и в этом случае этот формат эффективнее. Но опенспейс не удобен для работ, где важна концентрация. Например, сотрудники, которые работают с большим количеством цифр или данных, будут выполнять задачи менее эффективно в опенспейсе, чем в собственном кабинете.

В будущем появится больше «гибких» пространств из-за принципов Agile — когда в процесс разработки продукта или услуги вовлекаются все сотрудники. Некоторые компании будут переформатировать офисы и походить на кампусы Google, Apple, Facebook.

Устемиров Эмиль

Руководитель департамента активных продаж «Сбербанк»

5 советов по тому, как не сойти с ума в опенспейсе

1. Используйте шумопоглощающую мебель

Многим очень мешает шум во время работы. Кодеры Apple, например, отказались работать в опенспейсе именно по этой причине, ведь в таких условиях невозможно сосредоточиться. Новые модели мебели со звукопоглощающими панелями и акустическими модульными системами позволяют создать изолированное пространство с визуальными разграничениями и управляемой акустикой.

2. Или постарайтесь выбрать «умную» мебель

Обычный стол и кресло на колесиках могут быть заманчивыми с точки зрения цены, однако если думать на перспективу, лучше взять в офис эргономичную и удобную мебель. Здесь стоит учесть несколько факторов. Исследования Университета Сиднея показало, что использование мебели с отражающей поверхностью или в форме яйца позволяет снизить шум на 10 децибел. Так происходит из-за того, что поверхность отражает звук, и человеку кажется, что он говорит громче, чем на самом деле. А это заставляет его говорит тише.

3. Разграничивайте пространство

Если покупка акустических модулей не входит в бюджет компании, можно попробовать поделить территорию офиса. Посадите продажников подальше от дизайнеров и разработчиков, ведь вторым нужна тишина, а разговоры по телефону будут постоянно мешать. Согласно исследованию Университета Сиднея, отсутствие личного пространства — одна из причин недовольства почти половины сотрудников: две третьих из 42 764 людей желали бы съехать из открытого офиса.

4. Меняйте интерьер офиса с умом

Используйте ковровые покрытия, подвесные потолки и полки, чтобы сделать пространство менее открытым. Можно выбрать варианты из стекла или гипсокартона, но лучше, конечно, отдать предпочтения полкам с растениями. Авторы книги «Your brain on Nature» считают, что люди, окруженные зеленью, реагируют быстрее и совершают меньше ошибок на работе.

5. Выбирайте правильные звуки

Технологии могут сделать жизнь в офисе менее печальной. Например, некоторые исследователи считают, что «белые шумы» — звук сломанного телевизора, падающей воды — могут заглушить окружающие звуки. Можно поставить колонки со звуками по офису, например. Послушать звуки дождя, леса или шум кафе можно на разных сайтах, например — Noisli и Rainy Cafe. Отличной альтернативой колонкам могут быть наушники. В статье The New York TImes, например, их называют новой стеной.

материал подготовлен при поддержке