Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения в 2015 году Казахстан занимал четвертое место по количеству суицидов в мире среди взрослых.

Официальной статистики по количеству детских суицидов нет. По данным генпрокуратуры РК в 2015 году был зарегистрирован 201 случай подросткового суицида. Эффективной методики по профилактике суицидов нет: специалисты ищут подходящие способы, но пока безуспешно. Изменится ли ситуация? Поговорили с психологами о причинах, методах предотвращения и помощи.


Марина Никитина,

семейный психолог, гештальт-терапевт

После приказа Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан о поэтапном внедрении проекта по превенции суицидов, в школах началась полная неразбериха. От школьных психологов и администрации стали требовать отчеты о профилактике и статистике. Психологи были в панике: кто-то сказал, что у него в школе выявлено всего пять суицидальных подростков. Сразу же начались споры о том, мало это или много. У школьных психологов нет специализации в работе с суицидами: они не имеют должных профессиональных навыков, чтобы справиться с этой проблемой.

С суицидами работают специально обученные психиатры, они занимаются острыми фазами, назначают медикаментозное лечение, без которого в таких случаях не обойтись. Психиатр помогает привести в норму ребенка, который находится в кризисной ситуации, а психолог помогает установить причины.


У школьных психологов нет специализации в работе с суицидами: они не имеют должных профессиональных навыков, чтобы справиться с этой проблемой


О суицидах

Чаще всего дети начинают совершать суицидальные попытки после 11 лет. В более юном возрасте они более привязаны к маме с папой, делятся всеми переживаниями. В период взросления подростку становится стыдно говорить о  чувствах, просить о помощи, особенно если утрачена эмоциональная связь с родителями. Человек в таком возрасте хочет решать проблемы самостоятельно, хотя часто находится в ситуации, когда без помощи взрослого ему не обойтись. Подросток боится услышать, что сам виноват в тех или иных ситуациях, поэтому даже не пытается искать помощи извне.

Суицидальная готовность — это непереносимость душевной боли. Суицид — критическая ситуация, когда у человека нарушается базовая потребность в безопасности. Когда родители отвергают, оскорбляют и унижают ребенка, он постепенно теряет чувство безопасности, его эмоциональная связь с родителями обрывается. Он чувствует отвержение и в скрытых формах: «Ты не наш, ты на нас не похож. Почему ты не такой, как все?».

Он чувствует отвержение и в скрытых формах: «Ты не наш, ты на нас не похож. Почему ты не такой, как все?»

О причинах

Родителям обычно достаточно того, что ребенок сидит у себя в комнате, не шумит и не хулиганит. Но они даже не знают, на каких сайтах он проводит время, с кем общается и о чем. Возможно, в это время кто-то обрабатывает его в сети, подговаривает на опасные действия.

Бывает и другая проблема: есть дети, которые постоянно ищут острых ощущений из-за нарушенного чувства безопасности. Адреналин толкает их на разные глупости: экстремальное поведение на дороге, игры с удушением или поездка прицепом на поезде. Они испытывают себя и свои силы: «Смогу ли я? Преодолею ли это?» Подсознательно такие дети показывают очень высокую готовность расстаться с жизнью. Возможно, на это влияет то, что сейчас подростки много времени проводят в мире компьютерных игр. Там потерять жизнь не страшно, так как можно получить еще несколько.

Жажду экстрима можно и нужно перенаправить в правильное русло — в спорт. Тогда у ребенка будет улучшаться физическое состояние и воспитываться характер. Не все могут себе позволить некоторые виды спорта, поэтому дети и подростки слоняются на улицах, придумывают развлечения самостоятельно — им некуда себя деть.

У мальчиков склонность к риску определенно выше. У девочек скорее психологический экстрим, им нужна эмоциональная встряска. Они готовы выставлять глупость напоказ, лишь бы вызвать у окружающих реакцию. В практике был случай, когда четырнадцатилетняя девочка познакомилась по интернету с мужчиной, начала общаться и стала для него записывать порноролики. Она сказала, что ей было интересно такое общение и реакция. Для нее внимание — признак взрослости. Ребенок не чувствовал опасности, исходящей от взрослых.

Некоторым нужно признание и похвала, а другим хватает и негативных эмоций: злости, осуждения. Раньше такие дети уходили в секты и субкультуры, сейчас выходят в сеть.

В практике был случай, когда четырнадцатилетняя девочка познакомилась по интернету с мужчиной, начала общаться и записывать ему порноролики

Также есть понятие семейного симптома: иногда надо искать причину в родных. Родители должны признать проблему и помнить, что до восемнадцати лет — это ребенок, каким бы взрослым он ни казался. Мамы и папы часто отдают право самостоятельности слишком рано — в возрасте, когда дети еще не могут решать проблемы. Многие родители росли в трудные времена и были предоставлены самим себе. О них никто не заботился, поэтому они не знают, как заботиться о детях.

Родители должны понимать, что незавершенный суицид — это демонстративный крик о помощи: «Если вы не обратите на меня внимания, то я умру».

Когда ребенок принимает таблетки, его можно спасти, но в других случаях почти всегда исход летальный. Во время острого периода пострадавший лечится у психиатра, а после необходима семейная терапия. Она дает результаты, только если мать и отец понимают: необходимо меняться, чтобы такая ситуация не повторилась. Дети ловят депрессивность от старшего поколения: повторяют их поведение и страдают от этого.

Однажды у меня был случай, родители практически привели под руки подростка, зашли в кабинет со словами: «Не надо нас лечить, у нас в семье все отлично. Лечите нашего придурка, он постоянно подходит к окну и угрожает спрыгнуть». Во время разговора с ребенком, выяснилось, что в семье все под запретом, каждый шаг контролируется, из дома выходить нельзя. В такой ситуации хочешь не хочешь будешь стоять у окна — у единственной возможности выйти.


В такой ситуации хочешь не хочешь будешь стоять у окна — у единственной возможности выйти



Ольга Валевач, психолог

Организация НОУ «SOS Детская деревня Астана»

С детским суицидом я не сталкивалась, только с подростковым. У этого явления много причин: отчаяние, обида, страх, злость и другие негативные эмоции. Они могут быть вызваны особенностями темперамента, окружения и, главное, отношениями с людьми. Если ребенок не может найти общий язык с друзьями, противоположным полом и родителями, он переживает, чувствует себя плохо. Это может навести его на мысли о самоубийстве.

Невозможно сказать, что есть дети более или менее склонные к суициду. Все зависит от жизненной ситуации, от того как ребенок выстраивает отношения. Однако по моему опыту дети с меланхоличным темпераментом более склонны к таким действиям. Еще есть понятие акцентуации характера — когда определенные черты характера выражены чрезмерно. Если у ребенка есть акцентуация, то он входит в зону риска.

Но практика показывает, что суицидальные попытки совершают дети из богатых семей, из бедных семей, разных социальных статусов, разного интеллектуального уровня.

Важно умение выстраивать здоровые отношения в коллективе. Если в классе или в школе не принимают: гнобят, обижают и унижают, то ребенок чувствует себя изгоем и приходит к негативным мыслям. Так же и в семье: если нет понимания и близости, то ребенок попадает в группу риска.

Как предотвратить?

Суицид не всегда можно предотвратить. Идеальных родителей, которые могут дать все, не бывает. Когда родители сильно погружены в собственные чувства, это мешает установить близость, которая так нужна ребенку. Если вы думаете о другом, ваши дети это понимают. Но когда есть доверие, то ссоры и конфликты не будут так сильно сказываться на отношениях.

Помните, что иногда с детьми надо быть собой. Общайтесь с ребенком на равных, спрашивайте, что он любит, какие у него интересы. Но помните, что вы должны быть взрослым, когда ребенок нуждается в защите и помощи.

Жизнь до и после

Если ребенок задумался о самоубийстве, это можно заметить по нескольким признакам: подавленное состояние, злость или необычное поведение. Он может сказать: «Не хочу жить, мне все надоели, хочу сбежать куда-нибудь, исчезнуть».

Если ребенок пытался покончить жизнь самоубийством, родители должны обеспечить помощь специалистов и стараться быть рядом. Не стоит делать акцент на этой теме, но и не убегать от нее. Необходимо оставаться спокойным и показывать ребенку, что есть человек, который всегда готов помочь.

Несколько лет назад в астанинской SOS-деревне пятнадцатилетняя девочка пыталась покончить с собой, приняв сильные таблетки. К попытке суицида привело несколько причин. У подростка акцентуация характера по демонстративному типу, таким людям нужно много внимания: девочка нуждалась в признании, любила быть организатором и лидером. Но у нее были проблемы с приемной и родной мамами. С трех лет она воспитывалась у приемной мамы, они были очень привязаны друг к другу. Несмотря на это, воспитанница деревни очень хотела увидеть биологическую маму, приемная не была против.

Девочку отвезли к родной маме, но они не нашли общий язык, и спустя некоторое время ее забрали. Подросток испытывал сильные чувства к биологической матери, но не мог принять и пережить их. Девочка не нашла способа выразить их маме, поэтому переносила весь негатив на приемную. Та понимала, почему это происходит, но ее ресурсы кончались тоже. Иногда срывалась, спрашивала: «Почему ты злишься на меня, обманываешь и ругаешься?»

Однажды это вылилось в конфликт: приемная мама отказалась брать девочку в магазин и пошла с ее сестрой. Она видела, что девочка сильно возбуждена и настроена агрессивно, поэтому хотела дать время успокоиться. Вернувшись, увидела, что воспитанница лежит на кровати. На столе были рассыпаны таблетки. Девочка была в сознании — с открытыми глазами, но, видимо, таблетки уже начали действовать, потому что она не подавала никаких признаков жизни. Женщина вызвала координатора детской деревни и скорую помощь. Приемная мама и воспитатель знали, как оказывать первую помощь: дали девочке большое количество воды, промыли желудок, поговорили, успокоили. Скорая приехала быстро, подростка забрали в больницу.

После инцидента все продолжают жить. Девочка наблюдается у психолога и психотерапевта. Она по-прежнему сильно терзается по поводу того, что ее родная мама не с ней, и они не принимают друг друга. Все так же конфликтует с приемной мамой. Но больше попыток не было, психологи провели серьезную работу.

Мы стали внимательнее относиться к поведению и состоянию воспитанницы. Учитывая ее особенности, подбираем виды деятельности, которые ей нравятся. Она активно выступает на праздниках, поет песни, пробует себя в роли ведущего. Хоть мы и стараемся удовлетворять ее требования, это не всегда получается, потому что девочка иногда требует слишком много. Она экстраверт, может вспылить, встать и уйти. Ищем середину: не бежим за ней, а находим чуть позже и предлагаем поговорить.


Ищем середину: не бежим за ней, а находим чуть позже и предлагаем поговорить


О чувствах

Родители должны уметь понимать детей, не осуждая их чувства. Обычно детям не разрешают злиться, кричать и ругаться, но от этих эмоций не получится убежать. Все члены семьи должны учиться жить с этим.

Важно уметь выстраивать общение на эмоциональном уровне. Когда диалог идет на уровне действий, это разрушает отношения. Есть два варианта: хлопнуть дверью и уйти или сказать: «Я разозлилась». Во втором случае и родителю становится легче, и ребенок понимает, что это эмоции, которые проходят. Осознает, что на него просто злятся, а не осуждают или не любят.

Надо говорить о чувствах, а не бояться их. Когда подросток приходит домой со школы, расстроенный, встревоженный и подавленный, родители заваливают вопросами: «Что случилось? Ты что поссорился с кем-то? Учительница отругала?» Они дают готовые варианты. Если ребенок раздражен, необходимо сказать: «Я вижу, что ты злишься. Ты обижен на кого-то». Если не хочет разговаривать, в этот момент важно дать понять, что вы будете рядом, когда он будет готов открыться.

О Казахстане

В Казахстане необходимо повышать уровень жизни. Это основной фактор, который будет снижать суицидальный процент. Сказать более точно, в чем причины роста детских самоубийств в Казахстане, я не могу. Если просто говорить о суициде, то его уровень не снизится. Следует обучать специалистов, чтобы они могли выявить проблему и оказать своевременную помощь. Необходимо развивать институт семьи, потому что дети всегда копируют поведение родителей, повышать компетенции матерей и отцов, чтобы они знали основные психологические особенности детей и подростков.


Алия Мамбеталина

кандидат психологических наук, доцент ЕНУ имени Л.Н. Гумилева

В 2012 году я проводила обследование ученицы восьмого класса в Актобе, совершившей попытку суицида. Ее родители в разводе: папа живет в Узбекистане, а мама в Таразе с двумя другими детьми. Родная мать жила в ужасных условиях, не оказывала дочери внимания, они существовали в скандалах и неопределенности. Девочка переехала в семью тети в Актобе, где она нашла тепло и уют. Помогала по хозяйству и возиться с детьми, ей это очень нравилось. В школе к ней очень хорошо относились, у нее были там друзья.

Неожиданно мама сообщила, что после окончания учебного года дочь должна возвращаться домой. Девочка очень боялась снова там оказаться, потому что наконец получила семью, которая принимала ее, и хороших друзей. Страх потери жилья и благополучия привел к попытке суицида.

Девочку нашла тетя. В ходе беседы выяснилось, что подросток просил о помощи, пытался поделиться проблемами. Девочка искала средство избавление от боли, снижения эмоционального напряжения и утраты. Попытка не была внезапной: она обдумывала этот шаг около шести месяцев. Девочка говорила, что мама и тетя были строгими, поэтому ей приходилось постоянно держать себя под контролем.

Девочка находилась в состоянии хронической усталости, депрессии — на грани нервного срыва. Мы направили ее к невропатологу на лечение, а также к школьному психологу.

Девочка сделала это неспроста. В ее классе мальчик так же покончил жизнь самоубийством. У него в семье были очень хорошие условия для жизни, который обеспечивал отец. Папа не жил с ними, потому что работал на высокой должности в другом районе. Мама была домохозяйкой. Вечером она пошла купать и укладывать младшую дочку, в это время мальчик пошел в ванную и повесился на крючке за галстук. Его спасти не удалось.

Комиссия проверила все рисунки и даже записи психолога после работы в его классе, но никаких отклонений замечено не было. В школе мальчика все любили и характеризовали хорошо. Он был отличником, в день мог получить по шесть пятерок. После его смерти родители были подавлены и не могли понять, почему это произошло. Мы сделали вывод, что у мальчика был сильный интерес к этой теме. Возможно, подростку стало любопытно, как чувствуют себя люди, которые расстаются с жизнью. У него было полное пресыщение: единственный сын, окруженный любовью и заботой. Очень много иметь в каком-то смысле плохо, потому что когда есть возможности, ничего не удивляет и постоянно хочется большего.