Международный день торта, День создания органов государственного пожарного надзора или именины Кузьмы и Аркадия — если вы общаетесь в мессенджерах со старшими родственниками, они найдут, с чем вас можно поздравить с помощью онлайн-открытки. Если же подходящего праздника нет, они отправят пожелание удачной среды, наставление не сидеть долго за компьютером или бытовую мудрость про отношения. Особой оригинальностью онлайн-открытки не отличаются: обычно это коллаж из фотографий цветов, женщин, котят, чашек кофе, моря или предметов, связанных с праздником, например новогодних елок или пасхальных куличей. Обязательный элемент — поздравительная или воодушевляющая надпись.

Наши коллеги из российской редакции The Village разобрались, откуда берутся онлайн-открытки, которыми многих из нас буквально заваливают родственники.

Кто делает открытки

Онлайн-открытки часто называют картинками из «Одноклассников». Действительно, в соцсети немало групп, где собираются любители поздравлений, например «Лучшие поздравления для друзей бесплатно» (в группе состоит 1 260 000 человек), «Открытки для друзей бесплатно» (почти 586 тысяч участников) и «Открытки! С днем рождения бесплатно!» (147 тысяч человек).

От людей, которые ежедневно выкладывают картинки с милыми животными, мы получали в основном грубые ответы

Кстати, слово «бесплатно» в названиях почти всех групп не случайно: в «Одноклассниках» есть платные открытки, которые можно купить за оки — внутреннюю валюту соцсети. Конечно, никто не запрещает отправлять любые картинки, в том числе и открытки, бесплатно в сообщении. Но платные открытки «Одноклассников» увидят все друзья — фрагмент будет отображаться на аватарке получателя. Не меньше групп с открытками можно найти и во «ВКонтакте»: «Поздравления с днем рождения Открытки» (в сообществе состоит 4 677 000 человек), «Поздравления с днем рождения, открытки, картинки» (2 200 000 участников), «Поздравления, гиф и видео, открытки, подарки» (1 800 000 человек).

Сделать онлайн-открытку несложно: на специальных сайтах можно найти готовые шаблоны и даже стихи для любого случая, остается только добавить имя получателя. Но есть и настоящие серийные производители онлайн-открыток. Мы попытались пообщаться с некоторыми из них, но от людей, которые ежедневно выкладывают картинки с милыми животными и желают счастья и здоровья, получали в основном грубые ответы.

Наверное, самая продуктивная создательница открыток — Галина Сенченко из Крыма, она ведет группы «За чашкой кофе со вкусом счастья» и «В гостях у Галчонка» с собственными картинками, которые легко узнать по вотермарке. В ответ на предложение дать интервью Галина назвала корреспондента The Village троллем с 4chan и человеком с психическими отклонениями, а Руслен Зибобкин, представившийся сыном Галины, требовал за интервью 5 тысяч рублей. Александр Кириченко, администратор группы с уникальной коллекцией поздравлений, где желают «вечера доброго и настроения превосходного», совсем недоброжелательно усомнился в существовании издания The Village. А создательница сайта Bonnycards.ru Ирина Дмитриева из Петербурга ответила, что «не заинтересована в интервью и разглашении данных о своем сайте».

Ответила на наш запрос только Наталья Малышева из Псковской области, создательница небольшой группы «Позитив-позитивчик для друзей» на 12 тысяч человек. Наталья рассказала, что работает медицинской сестрой в психоневрологическом интернате, а открытками занялась восемь лет назад в качестве хобби. Она купила компьютер, о котором давно мечтала, освоила фотошоп и стала размещать свои открытки через приложения во «ВКонтакте». Там можно было отслеживать, сколько раз картинку отправят другие пользователи, и Наталья стала соревноваться с другими авторами. У некоторых открыток было несколько миллионов репостов, но потом приложения перестали работать, и Наталья потеряла интерес к творчеству. Сейчас она иногда пополняет свою группу новыми коллажами, но зато обучила свою маму основам фотошопа, и она теперь делает все открытки с пожеланием хорошего утра, дня, вечера и ночи для группы.

Можно ли зарабатывать на открытках

Многие администраторы групп с открытками не делают их сами, а просто выкладывают результаты чужого творчества. При этом подписчиков в таких группах может быть от десятка тысяч до нескольких миллионов. Практически во всех популярных группах с открытками (не важно, чужого или собственного производства) охотно продают рекламу.

Александр Кириченко продает в своей группе с открытками посты за 2 тысячи рублей (11 500 тенге — Прим. ред) через рекламную биржу «ВКонтакте», а заодно там же приторговывает БАДами. Группами с коллажами занимаются не только энтузиасты, желающие подзаработать, но и агентства. Так, за одним из сообществ стоит петербургское агентство All Social Media.

Кто делает открытки-мемы

Открытки, поздравляющие с Днем российского «Спотифая», жареного чесночка или кафельной плитки, — это не то, что можно отправить бабушке в ответ на пожелание приятного дня. Их можно найти, например, в группе «Поздравления и открыточки» или «С днем цемента на каждый день». Появились они именно как реакция на бесконечные поздравления от родственников и делаются по всем канонам — с цветами, кофейными чашками, пейзажами из фотостоков и надписями фигурным шрифтом.

Открытками-мемами и группами с ними часто занимаются школьники

Иногда открытки-мемы вполне могут сойти за обычные, такие примеры стоит искать в группе «Всратая онлайн-открытка». Елизавета Майская, автор и администратор паблика, рассказывает, что сначала просто собиралась выкладывать открытки «такого плана, как делают пенсионеры», но потом изменила название с матерного, чтобы алгоритмы «ВКонтакте» не мешали продвижению группы, и стала делать открытки сама. Елизавета работает над музыкальным альбомом, окончила лицей в Ижевске и сейчас планирует переезжать учиться в Москву.

Открытками-мемами и группами с ними часто занимаются школьники. Контент у них далеко не такой приторно милый, как в пабликах с обычными пожеланиями приятной пятницы или волшебных снов. Но в отличие от администраторов групп с классическими открытками авторы коллажей-мемов отвечали вежливо, денег за рассказ о своем творчестве никто не просил.


изображения: обложка — The Village, 1–5 — Елизавета Майская