Medsupport — информационный проект, в команде которого — волонтеры, врачи и ученые с научными степенями из разных сфер медицины и науки. Они пишут о здоровье и делают краткие обзоры научных статей, а потом переводят их на казахский и русский язык.

Мы поговорили с Ботагоз Каукеновой из Medsupport о том, как найти хорошего врача, как должен проходить прием и почему со специалистом нужно строить партнерские отношения.

Ботагоз Каукенова

Доктор медицины, биолог, волонтер Medsupportkz


У студентов-медиков есть шутка: «закончил мед — теперь точно знаю к каким врачам не стоит ходить». И, хотя своим однокурсникам я бы жизнь доверила, не у всех есть такие знакомые. Так как же выбрать хорошего врача?

В идеальном мире можно просто пойти в ближайшую поликлинику, но в нашем нужно провести обширный поиск подходящего специалиста. Можно поспрашивать знакомых или поискать в интернете, но нужно учитывать, что отзывы пишут люди, которые могут ошибаться или просто сообщать недостоверные сведения.

Государственные клиники достойны доверия, потому что обязаны работать по протоколу, утвержденному государством. Протокол не всегда корректен, но это закон, которому нужно следовать или ходить и ругаться с начальством. А кто в какой-нибудь областной больнице во время работы будет ругаться за каждого пациента?

В частных проще: платят больше, часов работы меньше, зато и отчетности такой нет. У некоторых частных клиник, например, есть почетные сертификаты, и работают там врачи, но настоящей медициной там не занимаются. Пациентов от болячек не лечат, зато обрабатывают так, что потом те с радостью бегают к ним по поводу и без «чистить шлаки».

В идеале врач должен говорить с пациентом час-полтора, чтобы за это время узнать о хронических и семейных заболеваниях, жалобах на здоровье, провести осмотр, записать данные в компьютер, продумать диагностику и лечение, объяснить все больному и попрощаться. В реальности у специалиста есть только 20 минут, потому что следом — другой больной. И так по кругу весь день. Мало кто выдерживает такой темп, поэтому говорить о том, каким должен быть врач, пока он работает в таких условиях, сложно.

И все-таки есть общие правила.

На что нужно обращать внимание на приеме:

Врач придерживается доказательной медицины (практика, основанная на сотнях исследований, расписанная в протоколах). Значит, если в качестве серьезного лечения назначают народные средства или альтернативную медицину, вроде лечения паразитов голоданием вместо антипаразитарных средств, бегите. Сюда же относятся чистка шлаков клизмой и иглоукалывание;

Специалист назначает только нужные лекарства. В мире мало заболеваний, которые требуют лечения десятью препаратами одновременно. При обычной простуде или вирусе не нужны антибиотики — не помогут, а при бактериальных инфекциях их назначают эмпирически, то есть, широкого спектра действия. Плюс, если в списке есть ненужные витамины, на недостаток которых вы не сдавали анализы, БАДы, авторские лекарства и средства, которые продаются только в этой клинике, стоит поискать другого врача (а то и другую клинику);

Прописанные средства должны соответствовать диагнозу. Например, витамин D могут выписать в случае, если по анализам у больного дефицит этого витамина. Но если его выписывают без видимых причин, стоит уточнить, зачем. Можно уточнить назначение каждого лекарства из списка, чтобы непонятные пилюли не портили жизнь. То же относится к диагностическим процедурам — лучше сразу спросить.

Чек-лист для пациента:

Задавайте вопросы, даже если они кажутся глупыми. Врачи объяснят, что с вами происходит, еще и картинку нарисуют. Они понимают, что люди, которые не корпели 15 лет над медицинскими учебниками, не знают, что такое средостение или зачем нужен омепразол;

Отвечайте на вопросы честно. Не стоит стесняться, особенно если это касается истории сексуальных отношений. Врач задает вопросы не потому, что ему интересно, чем вы занимаетесь в спальне, а потому что они сужают список возможных диагнозов до верного. Врачу не важно, как вы живете, ему нужно помочь модифицировать ваши привычки так, чтобы вы как можно дольше были здоровы;

Доверяйте лечащему врачу. Если на профилактической беседе врач говорит, что все в порядке и лечения не требуется, верьте ему. Также не стоит ходить с одной проблемой к разным врачам, а потом сравнивать лечение. Если сомневаетесь в правильности лечения, попросите врача обосновать назначения тех или иных процедур и лекарств. Если врач не может нормально объяснить свое лечение или начинает пугать вас ужасными последствиями, лучше сходить к другому врачу на консультацию.

В идеале, если выбираете врача на долгое время, стоит постараться построить настоящие партнерские отношения со своим врачом. В этом процессе выделяют четыре основных элемента:

Знания: доктор знает своего пациента и его или ее состояние здоровья, а пациент знает доктора, его практику и стиль ведения пациентов;

Доверие: пациент верит в компетенцию врача, не сомневаясь в диагнозах и методах лечения, а врач уверен, что пациент ничего не утаивает;

Преданность: пациент готов простить врача за ошибку, а врач обязуется не бросать пациента и не «пинать» его по другим врачам;

Уважение: пациент чувствует, что врач на его стороне и представляет его интересы. При этом сам относится к врачу уважительно, не пытаясь уличить в чем-то, не обвиняя и не тыкая во врача «клятвой Гиппократа».

Конечно, если речь идет о партнерских отношениях, это накладывает обязанности и на пациента. Только вы ответственны за свое здоровье и свое тело. Любую болезнь гораздо легче предотвратить или вылечить на начальных стадиях. Для этого вам нужно взять свое здоровье в свои руки — регулярно проходить осмотры, сдавать анализы, читать проверенную информацию о своих хронических заболеваниях, не забывать принимать лекарства. Ваше здоровье — в ваших руках.


обложка: Luis Melendez