Казахстан занимает первое место в СНГ по сексуальному насилию: за полгода здесь произошло 647 случаев изнасилований только по официальным данным. Между тем поддержка жертв насилия казахстанскому обществу несвойственна: они подвергаются травле в интернете и офлайн. Высказывания вроде «мутная история» и «сама виновата», оправдание преступления одеждой или образом жизни девушки — это перекладывание вины за содеянное с преступника на жертву. Мы поговорили с психологом Ажар Султановой и узнали, почему насильников оправдывают, а жертву считают виновной.


«От сексуального насилия никто не застрахован: это может произойти с кем угодно в любое время и в любом месте. Нам сложно принять это психологически, так как у каждого человека существует потребность в чувстве безопасности. Чтобы удовлетворить эту потребность, нужно поверить в свой контроль над всем происходящем в жизни, в том числе — над тем, что нам неподконтрольно — над действиями других людей. Это приводит к мышлению по типу «со мной такого не произойдет, пока я веду себя правильно». Создается ложная причинно-следственная связь: изнасилование произошло, потому что женщина была одета не так, гуляла поздно ночью, выпила, пошла в гости одна и так далее.

Вина с насильника перекладывается на жертву. Люди подсознательно боятся оказаться на ее месте, поэтому дистанцируются: контроль над ситуацией был в ее руках, поэтому сама виновата. Отсюда и мысли вроде: «Она его спровоцировала», «Ехала одна в поезде — а чего она хотела?» Виктимблейминг помогает нам чувствовать себя в безопасности, пока соблюдены выдуманные правила: не гулять по ночам, не ездить в поезде одной, не доверять незнакомцам и так далее.

Выбор насиловать или нет делает насильник, не жертва

Говорить, что вину за насилие несет переживший насилие человек, значит сказать, что у насильника не было контроля. Что он не понимал, что делает. Это неправда, потому что выбор насиловать или нет делает насильник, не жертва. Насильники дают себе ментальное разрешение на преступление и совершают его осознанно. А жертва оказывается не то время, не в том месте.

В обвинении жертвы присутствует социальный аспект: чем больше людей согласны, что изнасилование — ее вина, тем спокойнее чувствует себя общество. Каждый понимает в глубине души, что может оказаться на ее месте, — а значит, остается в опасности, поэтому усыпляет сознание ложной причинно-следственной связью. 

Виктимблейминг растет из экзистенциального страха — страха того, что с нами что-то произойдет

Даже толерантный и продвинутый человек может быть виктимблеймером. Дело не в образовании, а в психологической подготовке. 

У семьи и родственников насильника ведущим оказывается другое чувство — отрицание. Обвинения для них становятся потрясением. Они знают насильника с другой стороны: в качестве любящего сына, заботливого мужа, хорошего друга. Они отрицают теневую сторону насильника и обвиняют жертву. У их матерей включается материнский инстинкт, который требует защитить ребенка от обвинений. Отрицание и нежелание верить в вину усиливаются за счет обвиняющей жертву реакции общества.

Человек, совершая преступление, остается чьим-то сыном, мужем, другом, но должен понести наказание

Как нормально отреагировать на такие новости? Признать как присутствие хороших черт в человеке, так и факт совершения преступления. Так реагирует закон: человек, совершая преступление, остается чьим-то сыном, мужем, другом, но за преступление должен понести наказание. Правда где-то между двумя крайностями, в которые бросаются люди, — от полного оправдания насильника до желания применить крайние меры вплоть до кастрации и смертной казни.

Обвинения заставляют людей, переживших насилие, стыдиться пережитого и самих себя

Виктимблейминг оказывает негативное влияние на общество в целом и на индивидуумов в отдельности. Женщин, у которых хватило смелости, чтобы выступить в казахстанском обществе и потребовать справедливости, клеймят и унижают. Поэтому большая часть переживших изнасилование молчат и страдают в тишине. Обвинения заставляют людей, переживших насилие, стыдиться пережитого и самих себя. Общество внушает им, что за насилие несут ответственность они — значит, с ними что-то не так и они заслужили наказание.

В борьбе мнений рождается диалог. Это хорошо: общество просыпается, видит проблему. Лента в фейсбуке пестрит постами с призывом увеличить срок за изнасилование, люди выходят на митинги, проводят флешмобы — все это нужно для поднятия общего уровня культуры. Именно в процессе общественного резонанса люди смогут заглянуть в глаза своему экзистенциальному страху и понять, что тоже не защищены от насилия.