Основатель и генеральный директор The Village Казахстан Айсана Ашим написала колонку о переименовании Астаны, политтехнологиях и памяти. 

19 марта нам дали надежду. 20 марта снова смешали с грязью.

19 марта мы все подумали: смог, молодец. Пусть поздно, пусть криво, пусть со страховкой (Совбез и прочие прелести транзита). Но решился. Неожиданно, но закономерно. «Красиво ушел», — с придыханием сказал школьник, сидевший позади меня в такси. «19 числа в 19 году в 19 часов» — с восторгом добавил второй.

Больше я уже не слышала эту фразу — красиво ушел. Потому что стало понятно, что никуда не ушел (помимо Совбеза еще назначение дочери председателем сената) и что не так уж красиво.

На заблокированном в Казахстане ресурсе GoPetition.com петицию против переименования столицы за два выходных дня подписало больше 40 тысячи человек. «Перепись наивных»,написали в твиттере. И правда, надежды тысячи этих и других наивных не оправдались: 23 марта президент Касым-Жомарт Токаев подписал указ о переименовании Астаны в Нур-Султан.

В 2016 году в интервью телеканалу «Россия 24» наш первый президент сказал, что Астана — это бренд, и нет необходимости менять название. В Астане прошли Азиатские игры, саммит ОБСЕ, ЭКСПО, съезды мировых религий. Были вложены годы, гигантские финансовые и человеческие ресурсы в этот холодный, ветреный город на болоте. Сейчас же, по оценкам экспертов, переименование Астаны в Нурсултан обойдется примерно в 125 миллионов долларов.

Заблокированный в Казахстане кыргызский сайт Kloop пишет, что трюк с переименованием Астаны в Нурсултан удался — народный гнев перенаправлен в пустоту. «Председатель сената — очень влиятельная в Казахстане фигура. Этому человеку автоматически передаётся власть, если, например, президент решает самоотстраниться». Не стоит каркать (монархия нам ни к чему), но и забывать тоже.

На деле казахстанцы более или менее были готовы к таким назначениям. Результатам голосования мы лишь посмеивались (44 депутата — единогласно!). А вот отобрать у нас название столицы, такое звучное и вольное — Астана! — это было уже слишком. Последняя капля, точнее, последний плевок нам в лицо.

19 марта был исторический день, 20 марта — истерический (шутка из твиттера). А вот 22 марта запомнился не днем весеннего обновления и прочей атрибутикой неудавшегося праздника, а горечью и громкой тишиной, митингами и задержаниями в Алматы и Астане. Задерживали журналистов, задерживали мирно шедших по площадям людей, задерживали подростков и женщин. Причем понятно, что протестовали люди не только против переименования, а против того, как идет передача власти. Полиции помогала молодежь, которая агрессивно пела, танцевала и демонстративно мешала работе журналистов, закрывая камеры и фотоаппараты. «У нас праздник, должен быть позитив», — сказал один из молодых людей (в сети их назвали нурботами). «Праздник» наводил жуть, а они — жалость.

А вы думаете, что это случайность такая? Колоссальные перестановки и решения аккурат к Наурызу? Когда граждане отдыхают пять дней? Нет, мои дорогие. Праздники — благодатная почва для всех политтехнологий. Люди добрые и податливые, можно распространять какие нужно сообщения и концепции. Об этом знают и это используют все политики в мире. В выходные особо не побунтуешь — нужно успеть и поспать, и погулять, и баурсаков наесться. А через пять дней вернемся на работу — все отдохнули, успокоились и забыли — а, что, Астана? Басымды қатырма! Шикарный план, не правда ли?

Назвать город именем человека — это было чересчур для многих мировых диктаторов. Но мы же отличаемся! Пусть знает весь мир! Пусть он смеется над нами. Как будто Бората нам было мало.

Да, есть город Вашингтон — столица США. Но, как верно заметил Досым Сатпаев, если равняться на Америку, то давайте строить демократию, как в Америке. Давайте выборы как в США. Экологию, IT, образование! Более того, Джордж Вашингтон, «отец нации», жил в 18 веке, когда еще не во всех штатах было отменено рабство, а женщины не имели право голосовать. И Вашингтон за независимость воевал! Нам же независимость досталась после распада союза, причем Казахстан вышел из союза последним.

Удивляет и скорость принятия решения. Три дня (из них два выходных) — столько времени потребовалось, чтобы похоронить название «Астана». В то время как решение о том, что одну ледовую арену назовут или не назовут в честь погибшего от рук бандитов Дениса Тен — великого фигуриста, олимпийского чемпиона, патриота, смерть которого оплакивали тысячи людей во всем мире и тысячи людей собирали подписи и умоляли этим жестом почтить его память — это решение до сих пор не принято, хотя прошло уже несколько месяцев. Причина? Не минуло пять лет со дня смерти. Ирония.

К чему была эта бешеная спешка с переименованием? Почему нельзя это было сделать не на следующий день после ухода, а чуть позже, спокойно, с достоинством и без очередного надругательства над Конституцией? Не становиться посмешищем перед народом и перед всем миром? Ведь никто и не спорит, что за 30 лет было сделано немало. Отрицать его вклад — глупо и необъективно. Поэтому и горько видеть, как быстро и как нелепо нас обворовали. Отобрали не только имя, а право выбирать и высказываться. Зачем?

Кто-то говорит, что неважно, как город назовут, главное — чтобы в нем не было пожаров и смертей. А как одно мешает другому? И не лучше ли тогда 125 миллионов долларов из бюджета вложить в решение пресловутых проблем?

Особенно интересно было наблюдать, как разные лидеры мнений 19 марта благодарили за мирное небо, а уже 20 марта еле сдерживали недоумение. Мне досадно это писать, но эта растерянность была полезной. Ну, наконец-то. Наконец-то до людей стало доходить, в какой стране мы живем. В стране, где наше право на референдум — чья-то феодальная собственность. Раз ни Жанаозен, ни Кок-жайляу, ни Фурманова, ни многочисленные судебные дела, ни кумовство, ни коррупция для вас не стали пощечинами — пусть станет земля, где вы живете.

Но последнее, что сейчас нужно делать — это ссориться и делиться. А что тогда? Начать с себя: работать, стать профессионалом в своем деле, быть честным, убирать за собой мусор, не давать взятки. И говорить. И помнить. Не забывать и не бояться. Поверьте, история все расставит по местам. Просто запомните все, что было. Берегите эти раны в сердце. Пусть они меняют названия наших городов и аэропортов, улиц и бульваров, школ и университетов. Пусть ставят памятники и снимают фильмы. Но они не могут поменять наши мысли, заблокировать наше сердце и разум. И когда-нибудь наступит новое 19 марта. И тогда будет праздник, и будут другие имена. И мы будем пьяные и счастливые вспоминать то, что казалось абсурдом сейчас. Просто запомните.


ОБЛОЖКА: Катерина Комякова