Учитель английского языка и основатель школы «Знаю» — Аманжол Смагулов — уже рассказывал нам, как не растерять знания, если вы только окончили курсы, как прокачать свой лексикон и запомнить времена английского, а также как создать языковую среду, не выезжая из страны. В этот раз он рассказал по каким признакам можно понять, что вашему учителю по английскому не хватает компетентности.

 Переходит на родной язык ученика каждый раз, когда студенту не понятно

Это говорит о том, что преподаватель нетерпелив, не умеет вытащить из ученика слова и ему легче перевести. Обсуждение правил на изучаемом языке, перефразирование слов, преодоление непонимания — такие же важные этапы обучения, как разговорные упражнения или выполнение домашних заданий.

 Не дает работать в парах или группах

Посчитайте длительность урока и разделите по минутам на каждого студента в группе. В лучшем случае получится, что время монолога занимает не больше 10-15 минут урока, а при нормальном количестве студентов в 10-12 человек — и вовсе 3-4 минуты. Работа в парах и группах увеличивает время практики, делает студента менее зависимым от учителя, а также заставляет защищать точку зрения и слышать разные модели произношения. Парные и групповые упражнения сложнее контролировать — учитель двигается по классу, решает какие ошибки важно отработать, а какие нет.

 Заставляет зачитывать ответы вслух

Минус, тесно связанный с предыдущим, говорит о том, что учитель зря теряет время урока. Это возможно, когда проверка занимает не больше минуты, но в других случаях достаточно показать ответы на доске или попросить одного студента, который закончил быстрее остальных, написать их, чтобы остальные сверились. Затем классом обсудить только те вопросы, где возникли сомнения.

 Говорит больше учеников на уроке

Если учитель начинает урок с пятнадцатиминутной истории о том, как прошли его выходные — бегите. Студенты приходят на урок для достижения целей в изучении языка. Единственная функция учителя — помочь в этом. Преподаватель, говорящий больше 30 % времени урока, пытающийся все объяснить сам, не дающий работать друг с другом, возможно, не думает о студентах. Просто послушать можно и блогеров на ютубе.

 Постоянно сидит

Будьте осторожным с этим пунктом. Если группа маленькая, а студенты находятся рядом, то это не минус. Учитель может сидеть, если ему слышно всех и нет надобности передвигаться по классу. Если же группа большая, места много, то учитель должен подходить к студентам, делать заметки. Мы называем это «мониторить», то есть проверять, делают ли студенты задание, правильно ли его выполняют и с какими сложностями сталкиваются. Хороший учитель корректирует урок на основе мониторинга.

 Ничего не меняет

Нет ничего плохого в учебниках. В них можно найти тексты о технологиях, трендах, звездах, популярной науке, хорошо подобранный словарный запас по разным темам. Но каждый юнит учебника содержит в себе упражнения на все навыки подряд, а количество упражнений не дает прокачать один навык достаточно глубоко. А хороший учитель всегда держит в голове вопрос «Что студенты будут уметь делать к концу урока и какой навык улучшат?» У студентов могут быть проблемы с одним навыком больше, чем с другим, и учитель обязан подстраивать задания урока под особенности класса.

 Исправляет каждую ошибку

Это демотивирует и рубит на корню любые успехи студента в беглости речи. Плохой учитель не чувствует разницы между оговоркой, ошибкой, которая повторяется, технической ошибкой (студент не знаком с темой) или «ископаемыми» ошибками (студент запомнил неправильно, и это невозможно исправить обычными упражнениями). Тревожный звоночек — если преподаватель резко останавливает и не дает исправиться, неважно, начало это урока или проверка ответов listening-задания. Ошибки — один из главных двигателей прогресса в языке — работать с ними нужно аккуратно и правильно.

 Не слушает рекомендации и просьбы

Хороший преподаватель прислушается к рекомендациям и примет во внимание тенденции в просьбах студентов. Учитель и студенты — союзники в обучении, и если возникает недопонимание, значит, объяснили недостаточно детально или подход не работает. Хороший учитель хотя бы раз в 2-3 месяца собирает обратную связь от студентов в отношении программы, уроков, подхода.

 Не ругает и не хвалит

Этот признак может означать, что учителю все равно, какие задания у студентов получаются, а какие нет. Постоянная критика, как и безразличие рушит желание изучать язык. Прислушайтесь к учителю и посмотрите, как часто он хвалит и ругает учеников по делу.

 Не повышает профессиональные навыки хотя бы раз в полгода

Если учитель рассказывает, что прошел курсы повышения квалификации или же прочитал новую книгу об особенностях работы с vocabulary и способами его расширения — он не хвастается, а показывает свой рост. Преподавание — профессия, в которой необходимо постоянное развитие. Плохие учителя не рефлексируют, не анализируют уроки и не растут профессионально. К тому же очень мотивирует, когда человек, который пытается помочь развиваться, сам не сидит на месте.


P.S. Хороший учитель:

 Говорит только на английском на уроке, но подстраивает речь под уровень студентов;

 Вдохновляет и поощряет работу в парах, помощь друг другу, обсуждение и спор на уроках;

 Меняет способы проверки заданий, мониторит класс;

 Говорит меньше учеников в соотношении 30/70;

 Внимателен к ученикам, следит за тем, как проходит каждая секунда всех этапов урока;

 Использует учебник только как основу, но подстраивает материал под проблемы группы;

 Держит в голове цель на урок и строит урок так, чтобы ученики достигли ее к концу занятия;

 Исправляет ошибки с умом, дает исправиться самим, дает разговориться, просто слушает и не исправляет;

 Прислушивается к переживаниям, рекомендациям;

 Хвалит и ругает по делу.

 Развивается как профессионал, повышает квалификации, читает книги,  пробует новые подходы, способы работы и техники на уроках


обложка: giphy.com