Для причастных к кино год, как правило, начинается в феврале, когда проходит вручение самой престижной в мире кинопремии – «Оскара». «Оскара 2017» называют худшим в истории: впервые за 89 лет проведения церемонии на сцене перепутали конверты с лауреатами, и победитель в главной номинации был объявлен неверно.

Текст

Ольга Малышева

Иллюстрации

АЙГЕРИМ САТТАР

Дело в том, что голливудскому ветерану Уоррену Битти, который должен был награждать продюсеров лучшего фильма, в руки дали уже распечатанный ранее конверт с именем победительницы в номинации «Лучшая актриса» (Эмма Стоун, «Ла-Ла-Лэнд»). И уже когда продюсеры мюзикла поднялись на сцену, представители логистической компании объявили об ошибке – лучшим фильмом года был признан «Лунный свет».

Казахстанская ассоциация кинокритиков, которая вручает свои награды уже три года подряд традиционно через две недели после оскаровской церемонии, заранее объявила: подмены конвертов не будет, во всяком случае – намеренной. В итоге «Выбор критиков» в главных номинациях получили фильмы «Чума в ауле Каратас» Адильхана Ержанова (лучшая драма) и «Тараз» Нуртаса Адамбая (лучший жанровый фильм), эти же две картины были лидерами по числу номинаций.

Другая казахстанская кинопремия, «Тулпар», отметила как лучший фильм «Районы» Акана Сатаева, причем организаторы премии, академия кинематографических искусств и наук, заверили, что победителя в основной номинации выдвинут от страны на «Оскар». Заявку подали, однако, на другой фильм Сатаева – «Дорогу к матери». Он ожидаемо не вошел даже в длинный список в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Международная слава настигла представителя Казахстана в другой области – в музыкальной. Молодой исполнитель из Актобе Димаш Кудайберген принял участие в вокальном конкурсе Singer 2017 в Китае и вернулся оттуда со вторым местом и статусом звезды мирового масштаба.

На родине Кудайбергена не замечали ни после «Жас каната», ни после «Восточного» и «Славянского» базаров. Но внимание публики Поднебесной соотечественников обладателя широчайшего диапазона заразило, и Димаш получил уже в Казахстане награду «Народный любимец», грамоту лично от президента, а в октябре стал лицом «Казпочты».

Димаш Кудайберген сместил с певческого Олимпа другого музыканта, чья слава казалась нерушимой – Кайрата Нуртаса. Впрочем, автор хита «Алматының түндері-ай» неожиданно выбрал для себя новую нишу: спродюсировал социальную драму «Когда ангелы спят», которая получила высокую оценку критиков за важность поднятой проблемы – произвола «мажоров».

Нуртас, кроме этого, еще и стал одним из хедлайнеров (наравне с Григорием Лепсом, Светланой Лободой и Арашем) фестиваля «Астана дауысы» в рамках культурной программы ЭКСПО 2017.

ЭКСПО, бесспорно, стало главным событием лета, в том числе и в культурной жизни страны. Особенно запомнился казахстанцам приезд Cirque du Soleil, который давал представления все лето в специально построенном павильоне. К международной выставке в столице появилось множество локаций, готовых принять культурные проекты, однако и Алматы старался не отставать.

Осенью в культурной столице страны открылись сразу две новые театральные сцены: Большая сцена театра ARTиШОК и арт-пространство «Трансформа». Обе площадки построены за счет частных инвестиций, причем ARTиШОК смог собрать часть бюджета при помощи краудфандинга – почти 3 миллиона тенге в стройку вложили зрители. Это, кстати, был не единственный случай, когда всем миром собирали на искусство: краудфандинг помог перекрыть часть суммы долгов, образовавшихся у организаторов международного театрального фестиваля «Откровение» в Алматы.

Под конец года о деньгах традиционно стали говорить все больше. В частности – обсуждать кассовые сборы отечественного кино. Неожиданным для всех, включая самих продюсеров, стал небывалый кассовый успех казахстанской комедии «Брат или брак», которая, по неофициальным данным, собрала больше миллиона долларов и держалась в прокате больше двух месяцев – как ни один голливудский блокбастер.

Казахстанские кинематографисты расправили крылья: к примеру, создатели криминальной трагикомедии «Неделимое» не побоялись выйти в прокат в длинный праздничный уикенд (в дни празднования Дня независимости страны) одновременно с восьмым эпизодом «Звездных войн» – «Последними джедаями». И при этом «Неделимое» смогло не потеряться на фоне легендарного конкурента.

В последние же выходные года в прокате боролись сразу две казахстанские комедии: «Бизнес по-казахски в Америке» и «Пять причин не влюбиться в казаха». Судя по тому, что бекмамбетовские «Елки» не только всем надоели, но и заметно подпортились, соперничали казахстанские продюсеры только друг с другом.

И уже наметился новый тренд в казахстанском кино на 2018 год: на большой экран стремятся влогеры и вайнеры. Как минимум в трех отечественных премьерах наступившего зрители увидят лица, знакомые по YouTube и Instagram. В мировом масштабе история не новая: в рунете версус-баттлы и интеврьюеры-ютуберы владеют вниманием аудитории не хуже персонажей из телевизора.

Но вряд ли можно сейчас сказать наверняка, какие тренды пойдут с нами в наступивший год, а какие останутся в ушедшем. Потому что непредсказуемость – это тоже тренд.