Рустем Аламанов, блогер и колумнист The Village Казахстан, вспомнил, каким был 2019 год для Алматы, подвел итоги и в очередной раз расстроился. Потому что упущенных возможностей и поражений было больше, чем побед.


Есть у меня добрая традиция — в конце декабря подводить итоги года. Отличная возможность, чтобы вспомнить все и сделать вывод, хороший это был год или не очень. То же самое я стараюсь делать и для Алматы. Зачем это надо? Я фанат этого города, переживаю за его судьбу, последние три года веду о нем блог и даже несколько раз почти согласился поработать на его руководство.

Вообще, подводить итоги года — сложная штука. Особенно если уходящий год был очень насыщенным и богатым на события. Именно таким и был 2019 год. Сами посудите: мы стояли в пробках, ругали Байбека, хотели сжечь белку, боролись за Кок-Жайляу, катались на велосипедах и электрических самокатах, выходили на митинги, боролись за право дышать чистым воздухом, восхищались муралами, получили нового акима, начали ездить 80 км/ч по Аль-Фараби, парковались на тротуарах перед театром и ругали общественный транспорт.

Кое-что из этого списка можно назвать победой и достижением, а что-то наоборот лучше причислить к списку поражений и упущенных возможностей. Но обо всем по порядку.

Борьба за Кок-Жайляу

Весь прошедший год от новостей о строительстве горнолыжного курорта на Кок-Жайляу рука так и тянулась к лицу (и к сердцу). С одной стороны, все мы давно повзрослели и отлично понимаем, зачем стране крупные проекты с миллиардными инвестициями (ЛРТ, привет). С другой, хотелось верить, что проект, способный навредить городу, отложат на дальнюю полку, а потом и вовсе забудут.

В какой-то момент показалось, что строительство начнется несмотря ни на что. Больше всего в этой ситуации пугало то, с какой легкостью это могло произойти. Наплевав на общественное мнение, заявления экологов и специалистов, заинтересованные люди могли по щелчку пальцев запустить проект, который повлиял бы на жизнь целого региона.

Но затем проект отложили, и многие алматинцы вздохнули с облегчением. Пожалуй, это главная победа гражданского активизма в уходящем году. Во всяком случае, для меня это так. Даже несмотря на то, что фейсбучные специалисты во всех областях утверждают, что заслуг активистов тут нет, а решение приостановить проект было продиктовано другими причинами. Но что-то мне подсказывает, что все на самом деле иначе.

Право на чистый воздух

Экология — одна из причин, почему я хочу уехать из Алматы. Уверен, как и многие другие. Потому что мне, аллергику со стажем, не хочется видеть то, чем я дышу. К сожалению, в Алматы дела с этим обстоят не очень хорошо. Особенно зимой, когда над частным сектором нависает дымка, а специалисты акимата уходят в спячку.

Как эту проблему решает руководство города? Никак. Все, что звучит с высоких трибун, — это такая полуправда. Дескать, «мы в курсе проблемы и осуществляем необходимые меры согласно поставленному плану». Это, кстати, один из признаков того, что на проблему забили, — канцелярит в ответах чиновников. Если вам говорят, что «работы ведутся» и «осуществляется деятельность», не верьте. Потому что когда работы действительно ведутся, люди так и говорят: мы работаем.

Правда в том, что пока активисты экспертной группы «Чистый воздух Алматы» борются за право дышать нормально, достоверной информации о масштабах экологической беды нет в природе. Потому что в городе не проводят комплексный мониторинг вредных выбросов автомобилей и частного сектора, а медицинская статистика заболеваний подобна коту Шредингера — она вроде бы есть, но ее нет.

Возможно когда-нибудь, когда дышать станет нечем, что-то в Алматы и поменяется. Но сейчас мы не устаем повторять борьбе с плохой экологией одно и то же: не сегодня! Жаль, что и в уходящем году ситуация не изменилась.

Уход Байбека

Байбек был и остается самым любимым и популярным акимом среди алматинцев. Поэтому его уход с поста руководителя Алматы тяжело ударил по чувствительным натурам. Его решения не всегда принимались, а многие проекты, которые алматинцы причисляют к победам политика, планировались еще до его назначения. Но стоит отметить, что для города бывший аким сделал многое. Пусть даже все эти достижения кажутся таковыми только в сравнении с «достижениями» предыдущих акимов.

На мой взгляд, главная победа Байбека в том, что он начал превращать Алматы в город для пешеходов и велосипедистов. Это изменило отношение многих алматинцев к городскому пространству и взаимодействию с ним. Город внезапно стал краше, а тротуары удобнее, появились велосипедные дорожки, снизилась скорость автомобильного транспорта, и впервые кто-то из руководителей города обратил внимание на общественный транспорт (новые автобусы и БРТ). Да, иногда это было сделано из рук вон плохо, но лучше так, чем ничего.

К слову, все эти проекты после ухода Байбека оказались под прицелом следующего акима. Просто потому, что это политика. И во главе всего тут личные интересы, а не благо большинства. В любом случае, уход Байбека с поста — одно из самых ярких событий уходящего года.

Бум велосипедов и электрических самокатов

Альтернативный транспорт — нужная штука. Особенно в городах, где автомобили постоянно стоят в пробках, а общественный транспорт работает через одно место. В этом году таким транспортом стали велосипеды и электрические самокаты. Что не может не радовать. Наконец-то Алматы начал меняться не только для удобства автомобилистов.

Однако и тут не все так гладко. Алматы и при Байбеке был не очень удобен для велосипедистов и «самокатчиков» — я писал об этом в колонке о том, почему разочаровался в самокатах, — а при новом акиме велосипедистам и самокатчикам так и вовсе дали понять, что плевать хотели на их интересы.

Очень жаль, что за последние несколько месяцев в городе сократили число велодорожек, активистов велодвижения перестали слушать, а в сети опять начались разговоры о том, что главный противник велодвижения вовсе не новый аким, а алматинский климат. Что, на мой взгляд, из разряда шизофрении и очень далеко от реальности. Добавляет дров в этот полыхающий пожар и то, что новый аким, судя по его словам и позиции, воспринимает велосипеды и самокаты скорее как способ приятного досуга на выходные, а не как альтернативный транспорт. Более того, он патологически не способен разглядеть в развитии велосипедной инфраструктуры большой плюс для бизнеса (привет сервисам доставки), за который он так переживает.

В любом случае, время покажет, что с альтернативным транспортом будет дальше. Но одно могу сказать точно: 2019 год — это год велосипедов и электрических самокатов.

80 километров в час

Еще один неутешительный итог этого года — увеличение скорости на Аль-Фараби до 80 километров в час. Автомобилисты не согласятся с этим, но можно сколько угодно спорить, пока статистика говорит о другом. Я имею в виду статистику смертности на дорогах. Казахстан стабильно входит в рейтинги стран по этому показателю. Каждый год в стране происходит в среднем 18 тысяч ДТП (за последние пять лет), в которых 2,3 тысячи человек погибают и 23,2 тысячи получают ранения. При этом Алматы — самый аварийный город в стране. В среднем каждый год здесь случается 294 ДТП на 100 тысяч человек. Больше чем где-либо.

Понятно, что причин у такой статистики может быть множество, но именно скорость передвижения автомобилей — один из самых важных факторов, который либо повышает статистику смертности (если скорость передвижения авто растет), либо снижает (если скорость снижается). Есть много исследований, которые подтверждают это.

Понимаю автомобилистов, которые хотят быстрее передвигаться по городу. Я и сам такой, и не хочу тратить несколько часов в сутки на дорогу. Но, как мне кажется, если выбирать между потраченным на дорогу временем и жизнью, люди лучше постоят в пробках. Очень жаль, что руководство города пошло на поводу у большинства и забило на безопасность своих граждан (кто-нибудь слышал, как там дела у Vision Zero Almaty?). Поэтому, пока в других городах всячески снижают скорость автомобильного транспорта, алматинцам приходится довольствоваться ее повышением. Все для нашего блага.

Общественный транспорт по-прежнему не работает зимой

Есть у алматинцев традиция — ругать общественный транспорт зимой. Потому что каждый год одно и то же: стоит выпасть снегу, как автобусы и троллейбусы превращаются в аналог средневековой пытки. Люди набиваются в салоны так, что их приходится утрамбовывать силой, а водители общественного транспорта вдруг забывают о том, что такое график. В итоге все пассажиры получают незабываемые впечатления на всю жизнь.

Этот год не стал исключением. Все повторилось, словно день сурка: странный график работы общественного транспорта, обнимашки с незнакомцами в переполненных салонах и приятные впечатления — вот это все. Автопарки уже ответили пассажирам, что ждут пополнения автобусного парка, после чего все мы заживем, как в сказке. А может, и нет. Время покажет. В любом случае, общественный транспорт по-прежнему одна из самых обсуждаемых тем среди алматинцев, а о его работе мы будем рассказывать внукам, поэтому и в итогах года о них нельзя было умолчать. В общем, спасибо за счастливое детство и удивительные поездки по утрам и вечерам.

Город — стоянка

Город для пешеходов — это миф, в который большинство алматинцев не верит. Так уж повелось, что автомобиль в семье — это как священная корова в Индии. Дайте двух, как завещали казахстанцам. Я не вижу ничего плохого в такой логике. Сам планирую стать автомобилистом.

Но есть одно но, которое меня пугает, — после смены акима автомобилистам разрешили парковаться повсюду: у театров, музеев, на велодорожках и тротуарах. Общественные пространства, которые радовали пешеходов, теперь радуют и автомобилистов. Печально, что кое-кто решил повысить себе рейтинг такими дешевыми и колхозными методами. А еще печальнее то, что дальше будет еще хуже. Если автомобилистам можно парковаться повсюду, то и парковки для них можно больше не строить. Хотя это решило бы проблему. Но нет. Проблемы решать у нас принято по-своему.

Поэтому, на мой взгляд, подобные решения — не выход. Может, для какой-то одной категории граждан и только на время это и делает жизнь лучше, но пройдет год-другой, как проблема увеличится в масштабе. К сожалению, 2019 год — это год, когда концепцию «Город для пешеходов» выбросили на мусор.

Муралы

Завершить итоги года хочется чем-то позитивным. Благо, есть в Алматы и такое. Радует, что каждый год муралов в городе становится больше. Южная столица постепенно превращается в среднеазиатский аналог польского городка Лодзь, серые и скучные панельки становятся краше, а в город со всего мира приезжают замечательные художники (в том числе и казахстанские) — причин радоваться много.

И если городской фестиваль городского искусства давно превратился в конвейер, то больше всего радуют художники, которые сами проявляют инициативу. Например, алматинская группа художников Repas прославила город муралом, на котором изображен Джокер, герой одноименного фильма. О работе говорили по всему миру, даже сам режиссер фильма отметил ее. Правда, под конец года новость могли испортить местные чиновники, но, к счастью, все обошлось.

В финале статьи нужно обязательно написать что-нибудь позитивное. Что-то такое, что настроит нас на нужный лад и мотивирует в следующем году превратить все неудачи в победы и достижения. Поэтому позволю себе процитировать группу «Кровосток»: «Думай позитивно, стакан всегда наполовину полон, всегда…»