Собрались как-то три друга в баре, выпили, купили билеты и рванули в Индию. Практически без денег, но с диким рвением к приключениям. И там они их получили: ломающиеся мотоциклы, несправляющиеся желудки, серьезная авария и прогулки по смертельно опасным районам. Но взамен Индия подарила неповторимые виды, возможность прикоснуться к тысячелетней истории, любовь всей жизни и катарсис.

Мы поговорили с Иваном Рясковым — автором проекта Trash Bike Trip, в рамках которого трое друзей исколесили Индию вдоль и поперек, о карме, разнице менталитетов и местах, которые своей красотой напоминают пейзажи из «Властелина Колец».

О детстве и тяге к путешествиям

Помню как сейчас: в 12 лет я сидел за компом и увидел игру full throttle — интересную и дико веселую. Все время, что играл в нее, представлял себя байкером. Тут папа вдруг вспомнил, что на чердаке у него разобранная Рига-12. «Сынку 12 лет, у меня Рига-12, щас соберем и пусть катается»,  — подумал отец и сделал мне подарок на день рождения. Так я начал кататься по деревне под Карагандой. Все время я тратил на покатушки — это дерьмо очень полюбилось. Учиться мне никогда не нравилось — образования так и нет.

Мы собрались в баре, напились, по пьяни купили билеты, сделали визы и через 10 дней вылетели в Индию. Все такие же пьяные

Отслужил в армии, сам стал изучать видеосъемку, режиссуру — появилась работа, награды. Потом пришел работать оператором на «Казахстане» — снимал передачу «24 часа в объятиях природы». Объездили тогда всю страну. Так и зародилась любовь к путешествиям.

Поэтому, когда пару лет назад моя любимая женщина предложила съездить в Индию, я, естественно, не отказался. Собрал сбережения, вещи, захватил камеру: как раз, думаю, документалку сниму. Когда доехали до Гоа, деньги уже кончиились. Кинул объявление на фейсбук, мол, оператор, ищу работу.

На меня вышли люди из Москвы, которые предложили снять передачу про мотопутешествие. Запилил пилотную серию, неплохо заработал. После этого захотелось и своей передачи — крутой, честной и настоящей. Так я зрел, шел к этому и через два года, в 2019 году, понял, что готов. И еще парочка друзей поняла и присоединилась к задумке.

Мы собрались в баре, напились, по пьяни купили билеты, на следующий день сделали визы и через 10 дней вылетели в Индию. Все такие же пьяные. Мы вообще никак не готовились, зато подумывали о завещании. Накидали таблеток, вещей, камеру и ноут. Денег было исключительно на покупку мотоциклов в Индии.

Начало

Путешествие началось под цифрой 13 — вылетели в пятницу 13-е Туркменскими авиалиниями с пересадкой в Ашхабаде, потом летели над Афганистаном. Цифру 13 решили сделать символом путешествия, подумали, что для всех это символ несчастья, для нас же будет счастья. Поэтому пришили на жилетки патчи, в числе которых цифра 13 с мастью пики.

Я попал в ДТП, переехал человека. Это был самый жуткий день

У нас было по 1 500 долларов на человека — тысяча на мотоцикл, остаток — на проезд до края Земли. Конечно, мы сильно ошиблись: бюджет кончился уже к середине пути, потому что мотоциклы страшно сыпались.

Хотя я его очень полюбил. Когда увидел, сразу понял — мой. Я вообще считаю, что мотоциклы — это живые существа. Как кони. Сел на, теперь уже свой, Royal Enfield и был счастлив. Правда, на следующее утро, когда нам надо было выезжать в Раджастан, он не заводился. Но не скажу, что мой байк оказался слишком уж плох. В таком сложном пути, считаю, со своей задачей он справился.

Я попал в ДТП, переехал человека. Это был самый жуткий день

Сложности

Весь трип состоял из сложностей, но впечатлений было много, поэтому преодолевали все максимально весело. Пробил, например, колесо, тащишься потом с мотоциклом где-то посреди пустыни, а тут индийцы. Берут, помогают, отвозят на шиномонтажку. И все как-то весело, всё — часть путешествия.

Проблемой были пробки. Особенно в крупных городах по типу Дели или Мумбая. Вечером заезжаешь, потому что утром выехал из другого города, и ищешь во всем этом хаосе свой гестхауз. А с учетом, что мы во всем дешевили — брали номера не дороже 1 500 тенге за сутки, отыскать такие места было не всегда просто.

В индийских городах движение до часу-двух ночи не останавливается. Хотя, для нашего обывателя — это вообще не движение, а хаос. Сейчас понимаю, что в каждом хаосе есть порядок. Можно даже сказать, что движение в Индии гораздо порядочнее с точки зрения уважения друг к другу, чем у нас в Казахстане.

Тем не менее я попал в ДТП, переехал человека. Это был самый жуткий день. Мы тогда ехали по трассе, а впереди резко случилась авария. Слева семья из четырех человек на одном мотоцикле, справа — встречная полоса. Не было ни секунды, чтобы нормально увернуться. В итоге чужой мотоцикл и его водитель попали мне прямо под колеса. Параллельно в фару влетел ошметок от другого мотоцикла, и она лопнула — осколки разлетелись по лицу. Водитель оказался пьян и не справился с управлением в затяжном повороте. К счастью, он оказался жив. Хотя несколько костей, конечно, сломал.

Я тогда был лысый, но когда волосы уже отросли, заметил, что через один они седые. Уверен, что поседел как раз в тот день.

Больше всего переживал за оператора, которого мама отпустила только с обещанием оберегать его — парень первый раз был в Индии, да и вообще за границей.

Я слезаю с байка, снимаю жилетку, бросаю ее на землю, закуриваю сигарету и сажусь смотреть на океан под закатом

Об Индии, стереотипах и разнице менталитетов

Есть у людей стереотипы об Индии — что там бедность, хитрость и антисанитария. Да, все это есть, но не в такой концентрации, как нам преподносят. Во первых, Индия растет и быстро меняется. Быстро очищается. Бедность уменьшается — это я и сам заметил, за промежуток в несколько лет, которые меня не было в Индии. Народ потихоньку выходит из бедности. Но нужно понимать, что бедность в Индии — это как стиль жизни. Есть люди, которые просто не хотят богатеть — они духовно богаты.

Для всех индийцев, как мне кажется, на первом месте стоит духовность, а уже потом материальность. Поэтому предрассудки по поводу того, что Индия бедная страна, рождаются еще и из-за разницы менталитета. Материальные блага, передача громадного наследства детям — не, ничего им из этого не нужно. Мы пришли сюда ни с чем, ни с чем и уйдем.

Самая главная ошибка, которую можно допустить,  — приехать с чемоданом из своих предрассудков и предвзятости и начать устраивать свои порядки. В Индии все по-другому. Судья там всем карма, которая очень быстро решает вопросы. Наблюдал, как приезжали люди и начинали вые******ся  своим положением, богатствами. Начинали кричать на индийицев, относиться к ним как к рабам. А потом видел, как эти же люди попадали в такие ситуации, что в один миг теряли все. Удивительное рядом, как говорится.

Конечно, проблемы все равно есть. Например, в Дели мы отправились на G.B. Road — улицу борделей. Шли туда не ради секса, но ради адреналина и треша — знали, что иностранцам на этой улице находиться максимально небезопасно. Хотелось просто нарваться на приключения. Пока бродили, на глаза попадались дети, девушки, женщины — всех их продавали за копейки. Уровень нищеты, жестокости и эксплуататорского отношения к женскому телу там был просто ужасен. Все время нахождения там за нами наблюдали, следили. Мы прошли всю улицу и бегом-бегом отправились обратно в отель. Снимать там не стали, потому что никто бы и не дал. Читал, что в лучшем случае пропадают камеры, в худшем — их владельцы. Но обобщать все впечатление об Индии такой ситуацией нельзя, страна большая, разная. Дерьма по всему миру хватает.

Конечная точка

У нас было конечная точка — город Каньякумари — самая южная точка Индостана. Еще несколько лет назад я пальцем ткнул в карту и сказал другу: «Давай как-нибудь доедем сюда». И вот мы доехали: я слезаю с байка, снимаю с себя жилетку, бросаю ее на землю, закуриваю сигарету и сажусь смотреть на океан под закатом. По лицу слезы от счастья. В такие моменты, когда все получается, и дело доведено до конца,  — испытываешь нереальные ощущения, начинаешь себя уважать.

Но, как оказалось, это был не конец нашего путешествия. У нас оставался еще целый месяц визы, а люди поддерживали деньгами — проект получился народным. Мы начали делать трейлеры фильма и просить людей закинуть нам деньги на бенз и ремонт мотоциклов, на что многие откликнулись.

«О, окей, разворачиваемся, едем дальше!». Так мы поехали вглубь Индии — на чайные плантации, мимо гор. Когда проезжали по тем местам, казалось будто ты на съемках «Властелина Колец» или «Хоббита» в Новой Зеландии. Места были нереально красивы — всем настоятельно рекомендую побывать там. Если вдруг кто-то влюбится в эти места через нашу передачу, а потом поедет туда — буду очень счастлив.

Еще нужно обязательно посмотреть Раджастан, который полон разных старых храмов. Да тот же Тадж Махал, каким бы он попсовым ни был. Это все-таки высшее произведение самоотверженной любви к человеку. Еще нужно побывать в Хампи, стоящем на руинах Виджаянагарской империи — там повсюду огромные дворцы из камня, храмы.

В Гокарне — городе паломников — мы попали на великий праздник Махашиваратри. В городе в это время выкатывают две огромные колесницы, каждая высотой в дом из нескольких этажей. С колесниц свисают ленточки и разноцветные канаты. Если ты эту колесницу хоть немного протолкал, считается, что снисходит благословение. Пока колесницу катят, внутрь нее по лестнице лезут паломники — попасть туда могут только брамины. В это время их обкидывают бананами, причем довольно жестко. Это тоже часть традиции — брамины как мученики поднимаются к богам и просят искупить грехи человечества.

Выглядело все как сюр, другого слова не подобрать. Но он такой добрый, пропитанный честностью поступков и чистотой разумом. В это время наполняешься каким-то духом, даже если ты максимально далек от всех религиозных дел.

Решение продлить путешествие подарило самый крутой день в жизни — встретил свою любовь — местную девушку по имени Никита. Она, как настоящий гуру, помогла мне справиться с психологическими проблемами и разобраться в себе. Научила по-настоящему любить. Объяснила, что любовь — это не собственничество, не привязанность, но дар и самоотверженность. Мы были знакомы всего двое суток, но этого хватило, чтобы я запомнил ее на всю жизнь. Если нам суждено встретиться еще раз, то мы, скорее всего, будем вместе. А пока это двухдневный духовно-платонический роман. Так Индия наградила меня — дала ответы, которые я долго искал.

Возвращение

Когда сел на самолет в Казахстан, почувствовал, что лечу не домой, а в гости. Осознаю всей душой и сердцем, что после встречи с Никитой, после спокойствия, которое чувствовал в индийских храмах — там мне ближе и теплей. В любом случае вернусь туда.

Хотя Индия, конечно, не предел. Сейчас мы готовимся ко второму сезону передачи — поедем в Камбоджу, Вьетнам и Лаос. Главная мотивация сейчас — понимание, что мы не зря пробыли три месяца в Индии. Сейчас появился продакшн, который нас поддерживает. Главное, чтобы открыли границы.

Хочу осесть в Гакарне, продолжать учиться кататься на серфе, поехать в Бангалор, взять Никиту за руку и сказать — ты моя женщина. Завести интернациональную семью. Кажется, нет ничего лучше сейчас в этом мире. Это как доказательство огромной и невероятно честной любви.


фотографии предоставлены героем материала