Ежегодно в хадж отправляются около двух миллионов мусульман со всего света. Паломничество в Мекку является одним из столпов религии и совершается по возможности. Его цель — искупление грехов, укрепление веры и отношений между мусульманами. Несмотря на благородные мотивы такого путешествия, иногда происходят инциденты с летальным исходом. С 1987 года более 1 700 паломников погибли в давке, другие пострадали в столкновениях, пожаре и обрушении зданий.

В связи с этим Саудовская Аравия ежегодно выделяет на каждую страну определенное количество квот — они предоставляются из расчета тысяча путевок на миллион мусульман. Казахстан получает от двух с половиной до десяти тысяч квот, при этом не всегда покрывая половину мест.

Мы поговорили с казахстанскими паломниками о том, что они ощутили возле Каабы, почему мусульмане загрязняют Мекку и зачем нужно ездить в хадж больше одного раза.


Куаныш Бейсеков

23 года

О хадже

Я режиссер. Среди моих проектов ютуб-канал «Шоу Ирины Кайратовны», продакшн и съемка рекламных роликов. Несколько месяцев назад друг предложил поехать в Саудовскую Аравию, чтобы снять документальный фильм о том, как неверующий человек в Мекке погружается в эпицентр религии, и заодно совершить малый хадж. По плану вылет был назначен на второе марта, а в этот день у меня день рождения. Я подумал, что это знак, и согласился.

Я мусульманин, но раньше не был особо религиозным. Пробовал держать оразу и даже учился в летнем медресе в седьмом классе, но намаз еще не читаю. После поездки мои взгляды поменялись, и сейчас я активно изучаю ислам, читаю хадисы, планирую начать пятикратно читать намаз.

В нашей съемочной команде я был наиболее далек от религии. Все остальные, за исключением героя фильма, практиковали ислам. Они меня и наставляли во время умры. Мы совершили паломничество, а затем приступили к работе.

Умра — это малый хадж. Большой хадж совершают только во время Рамадана, а умру — в остальное время. Она занимает примерно два часа, а хадж длится около 20 дней. Многие советуют для начала совершить умру, а затем уже хадж. Для совершения умры надевают ихрам — белые одеяния, похожие на полотна; затем семь раз обходят вокруг Каабы — это называется таваф. После совершается сай: нужно семикратно пройти между двумя холмами ас-Сафа и аль-Марва, читая молитву. Чтобы завершить малый хадж, остается только остричь кончики волос или побриться налысо.

О Мекке и религии

Никогда не думал, что поеду в Мекку. Когда увидел, как живет вся страна по правилам шариата, понял, что это по-своему классно. Мечеть для них становится центром досуга — здесь по вечерам собираются семьи, встречаются друзья. Это вошло в их быт, и им от этого очень комфортно. А у нас по вечерам принято ходить в торговые центры.

Еще наши люди в отпуск стараются поехать в Турцию, на пляжи. А если у мусульманина есть возможность, он должен совершить хотя бы малый хадж, потому что это помогает человеку духовно расти, укреплять иман — веру. Такая поездка обойдется, как десять дней в пятизвездочном отеле в той же Турции.

Мекка — очень своеобразный город, у него особенная аура. Здесь забываешь о каких-то материальных потребностях, о личных проблемах, думаешь о вечном. Это сравнимо с медитацией, когда человек абстрагируется от всего и смотрит на все сверху, видит насколько важны те или иные вещи. Я не обращал внимания ни на жару, ни на тесноту — все это становится второстепенным. Примерно в таком состоянии я находился: как будто душа успокоилась. Я был почти в тридцати странах мира и нигде такого не встречал. Это не туристическое место, куда приезжают отдохнуть. Во время умры здесь цивильно, чисто, люди счастливые, добрые. Во время намаза торговцы просто выходят из своих магазинов и спокойно читают молитву, не боясь, что их кто-то ограбит. Понравилось их мировоззрение, меня это все воодушевило.

Когда возвращаешься в Казахстан, сразу чувствуешь разницу. Сразу началась суматоха, ни на что времени нет. Хочется остановиться, абстрагироваться и снова ощутить что-то духовное, высокое.

Пока религия доходит до нас, она коверкается, плюс накладываются наши традиции. В итоге в Казахстане складывается другое понимание ислама. У нас либо человек очень религиозный, либо нет. Религию и жизнь можно совмещать — я видел такие примеры. Я и сам хочу придерживаться всех канонов ислама, и, может, кто-то, увидев мои действия, тоже заинтересуется религией.

В Казахстане складывается другое понимание ислама


Улмесбике Бермухамедова

79 лет

О хадже

Мои родители практиковали ислам, и даже в советское время отец пятикратно совершал намаз. И хотя я была коммунистом, в сердце моем всегда жил Аллах.

Мысль о паломничестве была со мной с момента, как я вышла на пенсию. В 2008 году я совершила свой первый хадж. Сын сам начал держать оразу и обещал отправить меня в Мекку. А потом однажды сказал собирать документы, и за неделю все сложилось. Я поехала через специальную компанию с группой женщин. Нас было шестеро, причем я была самой старшей в команде. Мы жили вместе и везде ходили, взявшись за руки, чтобы не потеряться.

В 2011 году я совершила хадж за отца — тогда хадж длился всего 17 дней. В 2013 и 2014 годах я держала оразу в Мекке целый месяц — это считается за хадж, выполненный с пророком. Если честно, хочется поехать еще раз, потому что ощущения непередаваемые. Как только выходишь из самолета, чувствуешь благодать, прекрасное чувство.

В Мекку съезжаются миллионы людей из разных стран мира, никто друг друга не понимает, но при этом есть чувство сплоченности, потому что у всех одна цель. Например, придешь на жума намаз, а внутри мечети мест уже нет — все молятся на улице. Попросишь какого-нибудь незнакомца жестами уступить небольшой клочок земли, чтобы помолиться, он обязательно поможет, а в следующий раз еще и займет тебе место. Совершенно незнакомые люди там становятся как родные.

Первые десять дней мы пробыли в Медине. Это очень красивый, лучезарный город. Потом приехали в Мекку, там в течение десяти дней совершали умру за себя и за ушедших в иной мир родственников — за каждого человека нужно семь раз обойти вокруг Каабы с молитвами. В свободное время мы ездили на экскурсии по святым местам.

За три дня до Курбан Айта все едут в Мину, а потом в Муздалифу — здесь все спят под открытым небом прямо на земле. За это время люди собирают камни и возвращаются в Мину, где выполняют обряд — побивание камнями Шайтана. Бросают камни в столб, который символизирует Сатану. Все обряды отражают разные моменты из истории ислама, и в паломничестве мусульмане повторяют их. Обязательным считается посещение горы Арафат — на ее вершине Адам и Ева просили прощения у Аллаха за свои грехи и были прощены. Поэтому считается, что если о чем-то попросить на горе, то это сбудется. Перед отъездом нужно совершить прощальную умру — в последний раз обойти вокруг Каабы. После этого от тебя уходит весь негатив и, если Аллах принял твой хадж, прощаются все твои грехи.

Сегодня на совершение хаджа уходит примерно четыре тысячи долларов. В 2008 году это стоило где-то 430 тысяч тенге, в эту сумму входило все, кроме личных расходов. Тогда мы группой складывать по сто долларов на курбандык — жертвоприношение. Сейчас это, наверное, стоит дороже.


Совершенно незнакомые люди там становятся как родные


О инфекциях и мусоре

В Мекку съезжаются миллионы человек, поэтому в воздухе летает много инфекций. Если заболеешь, пить таблетки там нельзя, приходится терпеть температуру и кашель. Лечиться мы начинаем уже в Казахстане.

Мы жили в отеле, а некоторые люди приезжали дикарями и ночевали в палатках или просто на земле. В первое время даже казалось, что на земле лежат умершие, покрытые белыми одеялами. На улицах все время скученность, отходы, мусор. Как выяснилось, после хаджа город чистят еще 70 дней. Даже с горы Арафат открывается вид на мусор, оставшийся возле палаток.

О видах хаджа

Для всех мусульман есть пять столпов религии. Первый столп — шахада, вера в то, что Аллах един, и Мухаммад — пророк его, второй — пятикратное чтение намаза, третий — ораза, четвертый — зякет, то есть налог в пользу нуждающихся. Каждый год человек должен ради Аллаха отдать нуждающимся одну из сорока частей дохода. Можно помочь родственникам, соседям, нищим или отдать деньги на благотворительность. Пятый столп ислама — хадж, паломничество в Мекку. Каждый мусульманин, имеющий возможность, обязательно должен хоть раз совершить хадж. При этом он должен поехать за свои деньги, нельзя занимать на хадж или зарабатывать на поездку нечестным путем.

При возможности люди могут поехать в паломничество за родителей или почивших родственников — это называется бадаль хадж. За каждого человека нужно выполнять отдельный хадж. Он совершается один раз в году, через 70 дней после Рамадана. В этом году хадж начнется в августе.

Когда человек едет в Мекку сам, считается, что хадж делается по приглашению Аллаха. А если у него нет средств, но есть сильное желание, ему посылается возможность — кто-то из-за проблем со здоровьем может попросить выполнить паломничество вместо себя. Тогда люди говорят, что так человека пригласил пайгамбар (пророк).

Слава Аллаху, что в нынешние времена ислам широко раскинул свои крылья. Открываются мечети, медресе. Людям не запрещают исповедовать свою религию. Стало легче совершать хадж, раньше такой возможности не было, а если и была, люди отправлялись в путешествие пешком и даже могли пропасть в пути. Теперь все условия и возможности для этого есть, и я благодарна за это.


Жамбыл Зейнуллин

32 года

Об удаче и впечатлениях от хаджа

Я начал читать намаз в 2014 году. Как все верующие, посещал мечеть. В конце 2015 года у входа в мечеть увидел баннер о подписке на журнал и газету на следующий год. За подписку давали номерок для участия в розыгрыше. Главным призом был хадж, я решил поучаствовать. До сих пор помню цифру на своем номерке — 084. Розыгрыш призов проходил в мечети Нур Астана. Дарили Коран, книги разные, игрушки и прочее. Когда пришло время путевки, я уже подумал, что точно не выиграю. Но тут из барабана вытащили мой номер.

Я не помню, как вышел получать сертификат. Даже, что выиграл. Все начали меня поздравлять. А мои родители — люди советские — не знали, как реагировать, хорошо это или плохо. А это все равно большая удача, многие люди не могут позволить себе поехать в хадж, это сейчас стоит больше миллиона тенге. А я поехал бесплатно. Как оказалось позже, путевку разыгрывали лишь один раз.

В сентябре 2016 года начался хадж. На подготовку к нему у меня было уйма времени — 7–8 месяцев. Я собирал документы, изучал информацию, смотрел видео. Потом ближе к отъезду меня начали готовить в мечети, показывали, как и что делать. В подвале одной алматинской мечети даже была миниатюрная Кааба, там и репетировал.

В Джидду вылетел из Алматы. Мои чувства в тот момент не описать словами. Я был воодушевлен, даже плакал от счастья. Но после приезда в Саудовскую Аравию не испытал тех же эмоций — начиная с аэропорта везде царила суматоха, потому что около двух миллионов человек съезжаются в один город. Аэропорты перегружены, везде очереди. Это постоянно отвлекает. Рядом со мной были люди, которые плакали, но у меня уже такого не было.

Об ответственности и опасных инцидентах

Первые десять дней в Мекке мы совершали малый хадж. Потом выехали в долину Мина на несколько дней, поднялись на гору Арафат, а затем отправились в Муздалифу. Там нужно ночевать на голой земле, а на тебе только два покрывала — так положено. Ощущения будто тебя похоронили, ведь у нас тоже умерших заворачивают в белые полотна, но этот опыт нужно прожить. Из-за усталости легко засыпаешь и всю ночь крепко спишь.

После нужно подняться на гору Арафат, на ней можно просить у Аллаха о милости. Желательно взобраться наверх, но из-за давки и инцидентов, когда люди падали с горы, в последнее время разрешили молиться у подножия. На самом деле, власти многое делают, чтобы предотвратить несчастные случаи. Несколько лет назад два встречных потока людей столкнулись в тоннеле, произошла ужасная давка. На следующий год в том месте прорыли второй тоннель и разделили вход и выход.

В Саудовской Аравии все учитывают, когда готовятся к новому хаджу. Насколько я знаю, они ежегодно закупают из Австралии около четырех миллионов баранов, которых паломники принесут в качестве жертвоприношения Аллаху.

Они ежегодно закупают из Австралии около четырех миллионов баранов, которых потом паломники принесут в качестве жертвоприношения Аллаху

О возвращении домой и в Мекку

До поездки я всегда с непониманием относился к тем, кто ездит в хадж каждый год. Думал, зачем, лучше бы отправили кого-то другого, раз есть возможность. Но когда поехал сам, у меня появилась мысль: «Как бы еще съездить». Хочется вернуться, потому что тянет в это место.

Совет для тех, кто хочет поехать в Мекку — лучше сначала совершить малый хадж. В первый раз ты увидишь все свои минусы, и когда придет время для большого хаджа, будешь знать, где сделал неправильно, подготовишься.

Когда возвращаешься домой, некоторое время испытываешь дискомфорт. На обратном пути мы летели чартером, поэтому в экипаже самолета были европейцы — когда видишь, как они одеты и ведут себя, сразу ощущается диссонанс. За 20 дней привыкаешь к атмосфере, которая царит в Мекке — люди там другие, девушки покрыты, все очень скромно. Хотя сами арабы на приезжих смотрят свысока, потому что все святыни расположены на их земле. Но как говорится, все мы люди, у всех есть свои недостатки.

О мусоре

Я очень щепетильный человек, когда дело касается чистоты. Мне не понравилось, что во время хаджа Мекка превращается в очень грязный город. Люди за собой не убирают, выбрасывают все на землю. Дело в том, что в соображениях чистоты и для предотвращения эпидемий в Мекке используется только пластмассовая посуда. На каждый прием пищи всем выдают одноразовые тарелки, приборы. Все, даже хлеб, стерильно упаковано, но от этого много мусора.

Не знаю, как можно приехать в такие святые места и засорять их. Мы были на экскурсии в пещере, где когда-то пророк прятался от своих врагов. А с горы вид открывается на свалку, прямо у подножия все белое от мусора. Да, не везде есть мусорки, но если ты с собой ту же бутылку воды поднял на гору, точно так же можешь и спустить, а не оставлять там. Каждый человек должен начинать с себя.

Фотографии: предоставлены героями