По данным Международной организации труда в мире зафиксировано более 150 миллионов случаев детского труда. Выходит, что каждый десятый ребенок в мире работает, в половине случаев — это опасная работа. В Казахстане, согласно законодательству, несовершеннолетние вправе участвовать в общественно-полезном труде, не наносящем вреда их здоровью, с 14-летнего возраста. Но только в свободное от учебы время и по разрешению родителей.

В новом материале спецпроекта «Айналайын» мы поговорили с руководителем кризисного центра в Алматы —Зульфией Байсаковой — и узнали, как защитить своего ребенка от рабства.

О проблеме детского рабства в Казахстане

Детское рабство — принудительный труд ребенка, который лишен возможности обучаться, развиваться и вынужден работать. Есть несколько видов рабства. Из них самые распространенные в Казахстане — это физический труд на полях и сексуальная эксплуатация.

Наша страна подписала ряд конвенций, взяв на себя обязательства по созданию условий для развития ребенка, проживающего на территории республики. Причем независимо от наличия документов и его гражданства. Однако на практике нужно осуществлять контроль над тем, что происходит на самом деле. Для этого нужно больше давать возможностей для работы профсоюзного движения в Казахстане. И, конечно, должны работать трудовые инспекторы — на сегодняшний день их роль в стране, на мой взгляд, нулевая.

Это люди, которые проверяют только тех, кто может им заплатить, они приходят туда, где не нужны особые знания трудового кодекса, и они не могут элементарно идентифицировать, является ли труд детским, и что называется наихудшей его формой.

А еще нам нужно больше образовательных программ для детей, которые могли бы повысить свой правовой уровень. Проверки производств, где может быть задействован ребенок, считаю, не проводятся на регулярной основе. А если и проводятся, то для «галочки». Поэтому трудно назвать точную статистику, сколько детей стали жертвами принудительного труда.


Трудно назвать точную статистику, сколько детей стали жертвами принудительного труда


О видах трудовой эксплуатации

С наступлением лета у нас участились случаи, когда детей задействуют на фермах, полях. В основном это юг страны — Южно-Казахстанская, Жамбылская, Кызылординская области. Подростки пытаются помочь родителям заработать на школьные принадлежности, канцтовары. Понятно, что ребята из-за работы не могут за лето восстановить здоровье, получить сполна витамин D и укрепить иммунитет. И зимой они страдают от простудных заболеваний, происходят вспышки эпидемий.

Был случай, когда мы приехали на ферму, где работают сыновья хозяина. И отец нам сказал: зачем я буду нанимать людей со стороны, теряя в деньгах, когда у меня есть дети. С одной стороны, он прав, приучать детей к труду — это часть воспитательного процесса. А с другой стороны, у него нет понимания, что лето дается не просто для того, чтобы ребенок не ходил в школу.

Раньше несовершеннолетние были задействованы на табачных плантациях, сейчас таких случаев меньше. В том числе и благодаря работе одной из табачных компаний, которая организовала арт-кружки для детей. Однако такие меры кратковременны, их нужно проводить на постоянной основе. Также в областях сегодня можно встретить детей на мойках или рынках. В городах таких случаев, по моим наблюдениям, меньше.

О попрошайничестве

Больше всего детей, которые попрошайничают, — в Алматы. Это крупный мегаполис, и здесь они везде: начиная от аэропорта и заканчивая центральными улицами. Казахстанцы любят жалеть кого-нибудь, однако, я считаю, что это делать категорически нельзя — тем самым вы формируете в ребенке иждивенческие настроения.

Кроме того, государство платит пособия, пусть и небольшие, но они есть. Был случай, когда у нас в Центре жили мама с сыном, которые попрошайничали на улице. Когда мальчик видел наших гостей, его первый вопрос был: «Есть монетка?»


Когда мальчик видел наших гостей, его первый вопрос был: «Есть монетка?»


Несколько дней назад к нам привезли женщину с пятимесячной девочкой, которые также просили милостыню. Увидев наши условия, и осознав, что здесь ей придется соблюдать определенные правила, нести ответственность, женщина остаться не захотела. По ее словам, ей так хорошо подают на улице, что она может позволить на эти деньги снять квартиру и купить все необходимое.

С точки зрения интересов ребенка, мы должны были изъять эту малышку у мамы. Но наше законодательство не позволяет забрать ребенка до решения суда. Что делают полицейские в таких случаях? Они привозят нерадивую маму в участок и выписывают штраф. На мой взгляд, здесь должна быть слаженная работа полицейских, представителей систем образования и здравоохранения.


Если вы стали свидетелем детского попрошайничества, то звоните на номера 102 или 150


Если вы стали свидетелем детского попрошайничества, то звоните на номера 102 или 150. В случае если вы позвоните на 102, то будьте готовы к тому, что ваши данные запишут, и быстрого реагирования не будет. По номеру 150 — служба работает анонимно.

О сексуальном рабстве

Думаю, почти в каждом казахстанском городе есть случаи сексуальной эксплуатации детей. Вербуют несовершеннолетних из малообеспеченных семей, родители которых пьют или принимают наркотики. А ребенок многие вещи не понимает. Он не знает, что это плохо, что этого делать нельзя, что нарушают его права.

Как правило, ребенка в бизнес приводит знакомый человек. Ему дают конфеты, красную икру, то, что он никогда бы не попробовал дома. Девочкам дарят минимальную косметику, которую им никто не покупал.

Самое страшное, что в сферу оказания интимных услуг втягиваются дети все меньшего возраста. Если раньше это были девочки 14 и 15 лет, то сейчас есть и 9 лет. Был случай, когда одна девушка из Алматинской области собрала подруг, их забрал таксист и увез в город. И только одна из мам, обнаружив пропажу дочери, забила тревогу. Остальные матери проявили равнодушие.

Если вы стали свидетелем сексуальной эксплуатации ребенка, то самому в противодействие ни в коем случае вступать не надо, так как за всем этим стоят очень опасные люди. Сообщайте информацию по номерам 150 или 11616 (номер горячей линии по борьбе с торговлей людьми) либо в полицию.

А еще важно рассказывать несовершеннолетним об их правах, очерчивать круг знакомых, кому они могут доверять. Ведь мы обычно учим не подходить к незнакомым, а насилие в отношении детей в основном совершают знакомые и малознакомые люди. И, конечно, государству нужно работать над информационным освещением проблемы. Для этого должны создаваться видеоролики, буклеты.

О работорговцах и их жертвах

Работорговцы — беспринципные люди, которые имеют надежную «крышу» и поддержку, возможно, даже со стороны правоохранительных органов и госструктур. Это очень умные люди, они ловко выстраивают схемы, организовывают логистику и абсолютно уверены в своей безнаказанности.


Это очень умные люди, они ловко выстраивают схемы, организовывают логистику и абсолютно уверены в своей безнаказанности


Выйти на человека, который руководит этим преступным бизнесом, практически невозможно, так как здесь крутятся большие деньги. Поэтому, как правило, к ответственности привлекают «пешек».

О знаках

Надо быть более чувствительным к окружающим. Меня удивляют мамы, которые говорят, что их сына насиловали, а они не знали об этом. Ведь когда обнимаешь ребенка, он готов все рассказать, что с ним происходит. Есть много способов увидеть или почувствовать — даже по запаху. Ребенок не сможет после насилия принять душ, ему захочется побыстрее убежать от этого места. Этих признаков — миллионы.

Не нужно доводить до ситуации, когда у девочки восьмой месяц беременности, и все только заметили. Вы посмотрите на нее, синяки же не скроешь, или задумайтесь,почему она внезапно стала лучше одеваться. Откуда у нее деньги, если вам известно, что ее мама не работает? Своими наблюдениями вы можете спасти жизнь ребенку. Я всегда говорю родителям: вспомните вчерашний вечер, подходил ли к вам ребенок, разговаривали ли вы с ним. А они говорят, что были заняты домашними делами.

Об ответственности

За вовлечение подростков в антиобщественные действия, к примеру, попрошайничество, согласно закону, взрослым грозит наказание в виде общественных или исправительных работ либо лишение свободы на срок до трех лет. За торговлю несовершеннолетними с целью их эксплуатации — лишение свободы от пяти до семи лет. За вовлечение в занятие проституцией — штраф либо лишение свободы на срок до пяти лет.

Причем если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору, то наказание будет более суровым. Однако, наши полицейские предпочитают заниматься крупными делами. И для них престижнее раскрыть какое-нибудь наркодело, нежели сауну, где держат несовершеннолетних девочек. Ведь за сауны и мелкие притоны медалей не дадут.

О кризисных центрах

В каждой области республики на сегодняшний день есть кризисные центры для взрослых — жертв работорговли. Они финансируются из госбюджета: эта сумма направляется только на реабилитацию пострадавших. На профилактику средства не выделяются.

Дети должны размещаться в Центрах адаптации несовершеннолетних. Я знаю, что есть истории со счастливым концом, но это происходит только тогда, когда родители осознают — детей надо возвращать в семью, а не определять в детские учреждения. Только тогда, когда взрослый полностью почувствует всю ответственность за ребенка, и проявит свое неравнодушие, ситуация может измениться в лучшую сторону.