Гонконг — ведущий финансовый центр Азии. Он уже несколько лет держится в топе мест, где наиболее экономически выгодно строить бизнес. Значительная часть государственного бюджета Гонконга уходит на образование.

Образовательный университет Гонконга был основан в 1944 году и относится к восьми вузам, финансируемых Гонконгским комитетом университетских грантов. В 2018-2019 году комитет выдал университетам гранты на сумму в 22 миллиона долларов. Это треть суммы, которую правительство Казахстана потратило на 91 вуз в 2018 году.

Мы поговорили с Султаном Журкабаевым, студентом второго курса факультета маркетинга Образовательного университета Гонконга и узнали о программе обучения, правилах поступления и о том, как на жизнь иностранного студента влияют протесты.

Султан Журкабаев

В 2018 году выпустился из Назарбаев Интеллектуальной школы города Костанай. В выпускном классе подал документы в университеты США, Гонконга, Финляндии, Турции и Казахстана.

О поступлении

Я закончил НИШ в Костанае. Еще подростком начал работать в сфере связей с общественностью и рекламы, четко знал свои цели. Родители сказали, что если поступлю бесплатно за границу, то могу выбирать страну сам.

Поступать в Гонконг решил в середине 11 класса в процессе подготовки к стандартизированным тестам. Поначалу собирал документы в США, но решил, что Гонконг может быть отличной опцией на будущее.

В Гонконге есть восемь государственных университетов, каждый предоставляет стипендии иностранным студентам и дает хороший выбор специальностей. Я искал вуз, где хорошо преподают маркетинг. Большую помощь оказала подруга, которая уже обучалась в Политехническом университете Гонконга. Подал документы в Гонконгский университет науки и технологий, Городской университет Гонконга и Образовательный университет Гонконга.

Для поступления большинство вузов требуют тест на знание языка — IELTS или TOEFL, SAT Reasoning. В конце 10 класса начал готовиться к экзаменам, так как для поступления желательно сдать их уже в начале 12 класса.

IELTS и TOEFL — тесты на знание английского языка как иностранного, обязательные при поступлении в университеты Европы и США, а также англоязычные университеты Азии.

SAT REASONING TEST — стандартизированный тест для приема в вузы США, включающий письмо, анализ текста и математику.

К тестам готовился без репетиторов, вместе с друзьями почти каждый вечер решали задачи и подтягивали язык. В интернете множество ресурсов. В случае с SAT — это известный Khan Academy и книги Kaplan. Большую помощь также оказали иностранные учителя в НИШ, так как были знакомы со спецификой поступления за рубеж. По математике почти получилось набрать высший балл, допустил лишь одну ошибку в 58 вопросах. В этом огромная заслуга учителя математики из Кении, с которым год готовились к тесту.

Мотивационное письмо играло большую роль в поступлении. Финальную версию писал больше трех месяцев. Думаю, помогли разносторонность и опыт в маркетинге. Различные академические достижения, дебаты, спорт, опыт работы и даже неудачный стартап в 11 классе — каждая деталь, написанная с умом и от сердца, важна. Также рассказывал, почему хотел поступить и почему я подхожу им. Не очень скромно, но пытался показать, насколько ситуация выгодна для обеих сторон.

С момента подачи до получения письма прошло три месяца. Не ощущал большого страха, так как привык верить в себя в любой ситуации. Однако особенность вузов в Гонконге в том, что большинство предоставляют conditional offers. Университет условно зачисляет абитуриента при выполнении определенных требований — хорошие баллы ЕНТ, высокие IELTS, GPA или оценки на выпускном экзамене. Ответ пришел в феврале, но радость быстро сменилась мотивацией для сдачи МЭСК (итоговая аттестация в НИШ, — Прим.ред.). Вплоть до июня боялся за результат, так как в случае неудачи оставался только вариант учебы в Казахстане. Но все обошлось.

С июня начал активно изучать Гонконг, университет и рассматривать кампус. Не было особых ожиданий от университета, так как понимал, что восприятие учебы и будущие четыре года напрямую зависят только от меня, поэтому адаптация прошла легко.

Об университете

Здесь нравится возможность подбирать предметы под себя. Каждый семестр длится от четырех от шести предметов, из которых два-три являются обязательными для специальности. Оставшиеся курсы выбираешь по вкусу. Например, изучая маркетинг, можно взять курс по поэзии и психологии из других департаментов.

Для выпуска из университета необходимо набрать 120 кредитов за четыре года (один предмет в среднем весит три кредита). Это позволяет сделать обучение всесторонним: 60 кредитов для предметов по специальности, обязательная стажировка на третьем курсе, свободные элективы и обязательные общеобразовательные курсы. Университет заинтересован в развитии студентов. После второго курса у меня запланирована обязательная двухнедельная летняя школа в Сеуле. 80 % расходов поездки на себя берет университет.

Сама учеба не тяжелая, если уметь распоряжаться временем. В Гонконге очень быстрый ритм жизни и необходимо вписывать все дела в жесткий график. Последние два года в старшей школе я совмещал учебу с работой, благодаря чему научился находить баланс.

Во время финальных экзаменов библиотека открыта круглосуточно, часть китайских студентов способна готовиться ночами напролет. Я так не делаю: в условиях столь насыщенной жизни глупо ограничивать себя только учебой и тратить годы в университете за книгами.

В университете более 40 различных комьюнити. Часть из них — научные: они объединяют химиков, физиков и биологов. Другие же направлены на социальную жизнь: устраивают вечеринки, походы в горы и на пляжи. На кампусе также четыре разных общежития, у каждого из них уникальное комьюнити и традиции. На первом году обучения я занимался дебатами и играл за команду  общежития по футболу. Сейчас из-за нехватки времени оставил только игры в футбол раз в неделю.

Помимо кружков и классов, сам университет предоставляет возможности для развития. Проводятся разные гостевые лекции, мастер-классы и панельные дискуссии для студентов. Каждый департамент устраивает собственные мероприятия. Школа бизнеса приглашает менеджеров крупных компаний, чтобы они поделились своим опытом, а школа социальных наук приглашает посла Франции или Ирана для лекций о положении дел на Ближнем Востоке или положении мигрантов во Франции соответственно. 

О жизни и протестах в Гонконге

Жизнь в Гонконге очень быстрая, это сразу бросилось в глаза после Казахстана. Бизнес-столица Азии перенаселена, густо застроена небоскребами и порой напоминает Нью-Йорк, но в этом и есть прелесть. Люди совмещают работу с учебой, отношениями, спортом и хобби и используют 24 часа в сутках по полной. Спустя какое-то время ты вливаешься в этот ритм и тоже находишься в режиме продуктивности нон-стоп.

Протесты, отображаемые в СМИ, не настолько жесткие и опасные в реальной жизни. Почти всегда они проходят мирно и не затрагивают иностранцев. Очень много протестующих — студенты университетов, из-за чего ты всегда осведомлен о повестке дня. Мы с остальными казахстанцами здесь  поддерживаем то рвение и страсть, с которой сотни тысяч местных жителей борются за свободу своей страны. Это вдохновляет.

О Казахстане

Заметил, что экспаты (они составляют почти 5 % населения города) чаще знают о Казахстане, а многие европейцы даже бывали в стране или хотя бы в СНГ. Думаю, что с каждым годом все больше людей слышат про Казахстан от наших студентов. В этом году их общее количество превысило 200 человек.

В сентябре новая знакомая из Кореи сказала что-то вроде: «Я не знала ничего о твоей стране раньше, так что, ты и твои рассказы стали для меня представлением обо всем Казахстане, его людях и природе. Теперь очень хочу посетить вашу страну!» Безусловно приятно, но, пробыв три месяца здесь, я понял, что знания иностранцев о Казахстане ничтожно скудны и зачастую ограничиваются какими-то стереотипами. Французы говорят о велокоманде «Астана», китайцы упоминают Димаша Кудайбергена, а члены футбольной команды вспоминают Аршавина и порой наши клубы, в остальном — полный мрак. Если вопросы о Борате были ожидаемы, то мнения окружающих, что Казахстан — это бедная страна в Африке или на Ближнем востоке, бьют по самолюбию. Студенты из нашей страны должны помнить, что мы и есть Казахстан со всеми его традициями, бытом и сумасшедшим колоритом в одном лице. 

О будущем

На будущее есть определенный план, но уверен, что многое в нем изменится к концу обучения. После четырех лет в Азии хочется попробовать свои силы в Европе или США. Надеюсь, что это будет сфера спортивного маркетинга. В Казахстан бы я вернулся при наличии очень интересного проекта, желательно в футболе.


Фотографии: eduhk