Продолжаем серию материалов об элитных учебных заведениях и казахстанцах, которые в них учились. 

В этом материале поговорили с выпускниками НИШ 2013, 2015 и 2018 годов об особенностях обучения, стрессе и интеллектуальной нагрузке.

Справка

В 2008 году по инициативе первого президента был запущен проект Назарбаев Интеллектуальных школ. Они были призваны стать площадкой, на которой реализуют современные модели образовательных программ по нескольким уровням: начальное образование, среднее и старшее. Разделяют школы химико-биологического, физико-математического направлений и Международный бакалавриат.

Дастан Бешимбай

выпуск 2013


Никогда не жалел о том, что поступил в НИШ: даже представить не могу, кем бы был сейчас

На том, чтобы после 7 класса поступить в НИШ, настояла мама: сказала, что иначе отправят меня в деревню. Хотя считается, что Назарбаев школы — для детей богатых и влиятельных родителей, никто не поступает по связям или после взятки. Вступительные были очень сложными, но никто не списывал.

В первые два года обучение не очень отличалось от средней школы, хотя в начале было трудно. Требования к успеваемости стали строже, нам ставили по 8-9 уроков в день. Некоторые ребята, которые до этого ходили на кружки и спортивные секции, прекратили их посещать. Зато учителя были сильнее, и еда в столовой была бесплатной и вкусной.

С сентября 2011 разница стала заметнее: школа начала отправлять учеников зарубеж на обучение и олимпиады за счет школы, у студентов появились шкафчики и единая форма. Я выступал против ее введения, а потом пожалел, потому что форма была классной.

Каждое утро начиналось с танцев в атриуме, что в то время казалось отстойным. Оценил бодрящие танцы после того, как сам, будучи студентом, начал засыпать на утренних парах.

За годы обучения, конечно, списывали друг у друга, но не очень часто. Самый большой читинг в НИШе случился на выпускных экзаменах (аналог ЕНТ, по которому нам конвертировали баллы в сертификат). Сдавали по 6 предметов, вопросники к каждому готовили в разных городах, в нашем готовили тестники по русскому языку. Мы менялись пробниками и подсказками учителей с учениками в других НИШах, договаривались, мол, мы вам — русский, вы нам — математику. В день сдачи все были хорошо подготовлены.

Я был в первом потоке, который закончил 12 фиктивный класс. Тогда не было суммативок и формативок, кэмбриджских экзаменов. Последние два года готовились к IELTS и SET для поступления в НУ. Выпускники 2013 года не застали «Туған елге тағзым», арт-фестиваль и спартакиады. Говорят, после внедрения этих программ школы из разных городов стали еще больше контактировать друг с другом.

У меня есть и негативные воспоминания со школьных времен, связанные с учителями советской закалки, которые смотрели на нас сверху вниз и считали себя самыми правильными в силу статуса и возраста. Весной 2013 года, когда ввели реформу, по которой женщины выходят на пенсию в 58, нас собрали в кабинете директора для обсуждения.

Директор попросила всех, кто поддерживает реформу, поднять руку. Тех, кто был против, попросили покинуть кабинет — когда я единственный направился к выходу, директор стала кричать на меня. Мол, наш президент самый мудрый, чуть ли не лучший человек на планете, и все ученики должны обладать духом патриотизма, любить страну и президента. Она добавила, что лучше бы на моем месте сидел менее умный и образованный, но более патриотичный студент.

Через неделю у нас в школе состоялся форум с министром, который был ответственным за введение реформы. Если помните, про него есть мем патамушта-патамушта, и в далеком 2013 году в него кидались яйцами. На форум меня, конечно же, не позвали.

Никогда не жалел о том, что поступил в НИШ: даже представить не могу, кем бы был сейчас. Школа открыла невероятные возможности в сфере хорошего образования, а еще подарила лучших друзей.

Но несмотря на это, к моменту окончания школы понятия не имел, кем хочу стать и какая профессия мне подойдет. Все были одержимы поступлением в Назарбаев Университет, как будто это гарантирует светлое будущее, но лично я после поступления разочаровался. Понял, что далеко не всем подходят ценности, которые пропагандирует НИШ.


Айя

выпуск 2015

Когда училась в 8 классе, жила рядом с будущим НИШ — школа только строилась в то время. С подругой договорились поступать вместе, и, когда пришло время экзаменов, обе успешно их сдали. Мои родители, конечно, поддержали меня, радовались, когда поступила.

От обычных школ НИШ отличалась тогда режимом: она казалась отдельным государством с собственными законами. Уроки начинались в 8 утра, заканчивались в 6 вечера: мы почти жили там. Непросто было перейти на такой режим, особенно учитывая, что некоторые уроки были сдвоенными: в день могло быть несколько химий и биологий. Нужно было успевать учиться, ходить на репетиции, концерты и посещать кружки вне школы.

С другой стороны, это все помогло приспособиться к студенческой жизни. В школе познакомилась с нынешними друзьями, получила много теплых воспоминаний. В 2013 году поехали на арт-фестиваль, который проходил в городе Шымкент, где познакомились с НИШевцами из других городов. Было очень уютно. Я благодарна школе за такие возможности.

Поняла, что в каком бы городе ни находилась школа, НИШ — это одна семья.

Формативки, суммативки и подготовка к IELTS — это отдельная история моей школьной жизни. Помню, как сидела ночами и готовилась — в итоге, не зря. На ЕНТ набрала 116 из 125 баллов, закончила языковые курсы в Праге, поступила в три ВУЗа, а потом решила уехать учиться в Москву, МПГУ, на дефектологический факультет по специальности сурдопедагог-дефектолог (педагог детей с нарушениями слуха). Профессию выбрала осознанно.

Я не жалею о поступлении в НИШ: здесь я научилась упорству, раскрылась как личность. Благодарна учителям и куратору за поддержку и наставления.


Поняла, что в каком бы городе ни находилась школа, НИШ — это одна семья


Максат

выпуск 2018

В НИШ поступал в 2013 году, будучи в 7 классе. О школе узнал от мамы: она говорила, что открывается большая бомбезная школа химико-биологического направления. В то время не знал, что такое химия, но всем сердцем любил биологию, поэтому решил поступать.

До этого учился в сельской школе: там было слабое образование и сильный буллинг. Меня часто били, отжимали деньги, так что мы с родителями очень хотели, чтобы я оттуда ушел.


В НИШ поступают не отличники, а те, у кого есть способности

Когда мама сдавала табель с моими оценками, сказала, что было стыдно: пятерки были только по биологии и физкультуре, остальные — тройки. В НИШ поступают не отличники, а те, у кого есть способности. На первом же туре проходных экзаменов отличники с моей школы провалились, а я прошел. Ты можешь вызубрить учебник, но до ответа нужно додуматься на основе выученных знаний.


Старую школу я воспринимал как тюрьму, а НИШ стал вторым домом

На экзамене подсказывал двум знакомым, когда отворачивался экзаменатор — мы поступили вместе, но оба они не смогли закончить НИШ. Тогда я понял, что сложность заданий была абсолютно оправдана. Просто поступить было недостаточно: каждый день стал испытанием на интеллектуальную прочность.

В старой школе я был аутсайдером, а в новой не было никакой заранее существовавшей иерархии, все были новичками. Многие из них друг друга знали, потому что пришли из одной школы, а я первый за пять лет поступил из сельской школы.

В НИШ я пришел с семью тройками, так что нужно было догонять. Мне сразу дали понять, что с такими оценками можно забирать документы и уходить. Настоящий пинок под зад. Я учился с утра до вечера: в школе и дома. В старой школе я был знатоком хотя бы одного предмета, а тут все были умными, и я не отличался.

Школьная рутина основана на доверии: никто не водит тебя за ручку, с тобой общаются на равных. Чем старше класс, тем легче. Самыми сложными были 9 и 10 классы: никогда не испытывал такого стресса, было очень много экзаменов. В 11 классе было легче, да и последний год тоже был нетрудным. Тебе нужно — ты ходишь.

Ребята с других школ не стали бы приходить на уроки, будь у них такая возможность, а мы даже во время окон приходили, просто чтобы пообщаться с одноклассниками. Старую школу я воспринимал как тюрьму, а НИШ стал вторым домом, куратор — второй мамой.

Мне нравилась свобода: можно посреди урока подойти к доске, указать на ошибку в примере и дискутировать с одноклассниками. Одну тему проходили 80 минут: когда со всех сторон уже разобрал вопрос, дома не нужно тратить на него время. Еще одна особенность — это близость с учителем. В НИШ не было жесткой субординации. После пары по биологии можно было просто пообщаться с учителем о жизни.

На уроках мы рисовали, делали презентации — никакой зубрежки, только самообразование.

По каждому уроку сдавали формативные оценивания — это как домашка, но по ним ставили оценки. Каждую четверть были суммативные оценивания по каждому предмету, все проходили на одной неделе.

В первые годы ВСО казались страшными, потом превратились в игру: спорили на батончик у кого будет выше балл. Чем старше становишься, тем меньше страх перед тестированиями. Тогда казалось, что МЭСК или IELTS смертельно страшные, а сейчас кажутся пустяком.


Прошло два года, я выпускник, но что самое классное — связь остается

МЭСК — это международный экзамен совета Кэмбридж, на сдачу которого требуется полмесяца. На МЭСК сдавали математику следующим образом: писали один компонент — час, второй компонент — два часа, третий компонент — полтора. Один экзамен по математике был длиннее всего ЕНТ, а таких экзаменов было 5-6 штук. Образовательная программа все время меняется. Выпуск до нас учился 11 лет, а мы - последние, кто сдавал МЭСК на русском.

Ученики НИШ тоже списывали, хотя понимали, что тесты им по зубам. Я часто списывал английский. Сдал IELTS на 6.0, и этого не хватило, чтобы поступить на 1 курс в НУ, только на фаунд. Поступил в ЕНУ, отучился год, подготовился к экзаменам и поступил на 1 курс в Назарбаев Университет — изучаю биологию и бизнес.

НИШ не повлиял на выбор профессии, но сделал меня разносторонним человеком. Эта школа дала мне все, чтобы стать тем, кем я сейчас являюсь. Прошло два года, я выпускник, но что самое классное — связь остается.


Обложка: nisedu