Этот текст подготовлен изданием Reminder, которое пишет о здоровье, саморазвитии и практической философии. Больше полезной информации можно найти на его страницах в Telegram, Facebook или в рассылке.

Жалобы на жизнь часто провоцируют у окружающих дежурную реакцию: «Прекрати себя жалеть!» Даже если эти фразы задуманы как дружеская поддержка, обычно вместо успокоения они вызывают обиду и злость. Кроме того, не стоит воспринимать этот совет буквально. Жалобы помогут не только выпустить пар, но и разобраться в настоящих причинах проблем. При этом важно выражать недовольство конструктивно, иначе, как показывают исследования, эффект будет прямо противоположным: стресс усилится, а человек попадет в ловушку ментального искажения, которое называется катастрофизацией. Именно из-за него мы преувеличиваем масштабы проблемы и тяжесть ее последствий.

Как же жаловаться конструктивно? Главное правило — выражение недовольства сработает вам на пользу, если вы сумеете разобраться в своих чувствах перед тем, как начнете жаловаться. В этом случае вы просто защитите свои законные права и дадите понять окружающим, что вас конкретно не устраивает.

Но, чтобы понять, чем именно вы недовольны, нужно научиться анализировать свои чувства спокойно и беспристрастно. Хорошим подспорьем может стать привычка вести дневник. Воспринимайте фиксацию своих чувств не как литературное занятие, а как терапевтический инструмент. Есть исследования, подтверждающие, что изложение чувств на бумаге улучшает психологическое самочувствие даже у переживших травму. Письменные практики дают возможность сфокусироваться на неприятном опыте в безопасной обстановке и в результате по-настоящему его осознать и переработать.

Если письменные практики не для вас, воспользуйтесь советами, составленными психологами Гаем Уинчем и Тиной Гилбертсон. Уинч — автор книги «Скрипучее колесо», в которой он пишет о пользе жалоб.

 Сразу определитесь, зачем вы жалуетесь и чего хотите добиться

Лучше всего в самом начале разговора прямо сообщите собеседнику о своей цели. Если хотите просто выпустить пар — не проблема, так и скажите. Тогда он будет знать, на какую реакцию вы рассчитываете, и сможет вас поддержать.

 Ищите решение

Перед тем как выразить недовольство, например качеством услуги, задумайтесь, есть ли возможность исправить то, что вам не нравится. Если вы не просто предъявите претензии, но и предложите компромисс, который потенциально может устроить всех, решить проблему будет гораздо проще.

 Постарайтесь абстрагироваться от своих эмоций

Это не даст оппоненту повод занять защитную позицию. Изложите претензии спокойно, четко и кратко, придерживаясь исключительно фактов. В таком случае собеседник сможет рациональнее воспринять ваши слова. И вероятность конструктивного продолжения возрастет.

 Упомяните в начале и в конце своего обращения что-то хорошее

Например, начать претензию к компании, приславшей бракованный товар, можно с того, что вы — давний лояльный клиент. А закончить — благодарностью за уделенное вам время.

 Напоминайте себе, что тот, кому вы предъявляете претензии, может быть, на самом деле не виноват в ваших проблемах

Этого психологического трюка достаточно, чтобы держать уровень агрессии под контролем. Если вы будете жаловаться спокойным тоном, у человека, разбирающегося с вашей жалобой, будет больше желания вам помочь.

Обложка: Volodymyr Hryshchenko