Стендап — комедийное представление, где один человек выступает перед живой аудиторией. Прототипом стендапа считаются варьете, которое зародилось во Франции в XVIII веке. Мировая популярность стендапа связана с именами Ричарда Прайора, Джорджа Карлина, Билла Хикса, Энди Кауфмана. Обычно стендап-комики выступают с монологами, хотя есть те, кто поют, показывают фокусы или рисуют.

Казахстанский стендап стал известен широкой аудитории после проекта Standup в России, где, кстати, выступал наш соотечественник Нурлан Сабуров. Сейчас в стране существует несколько стендап-площадок, где проводятся выступления. The Village Казахстан встретился и поговорил с алматинскими комиками о казахском юморе, заработке и неудачных шутках.

Мы сохранили авторскую пунктуацию и орфографию в шутках стендаперов.

Фотографии

Адин Шарипова


Вероника Ким, 23

По образованию — финансист и маркетолог

 
Не понимаю, почему многие считают, что девчонки тупые? Вы что, нацисты?

Каждый из нас юморит в какой-то степени: с друзьями или в конференциях вотсапа. Я шутила с детства: на каждую ситуацию — плохую и хорошую — у меня находилось мнение, которое окружающие находили смешным.

Я выступила в первый раз четыре года назад. Увидела, что локальный стендап клуб устраивает «Открытый микрофон» — рубрика, где любой желающий может рассказать свою историю. Я была за любой кипиш: решила записаться и попробовать, тогда как раз и стало развиваться стендап движение в России.

Готовилась тщательно. До стендапа я играла в КВН и знала, какие ощущения вызывает выступление на сцене. Выходить с юмором страшно. Когда поешь или танцуешь, от зала реакции не ждешь — возможно, только аплодисменты. Когда читаешь монолог, реакцию видишь сразу, поэтому иногда тяжело концентрироваться. Можно писать шутку годами или сидеть над ней 24/7, но зал смеяться не будет. Именно тут важно здраво принимать отношение зрителя: принять адекватно и не позволять стрессу повлиять на выступление. С волнением на выступлении нельзя никак справиться — к нему нужно быть готовым морально. Каждый раз страшно, как в первый.

В 2016 году я прошла кастинг Comedy Battle на телеканале ТНТ и дошла до полуфинала. Мой первый успех стал первым провалом. Шутки, за которые мне стыдно, — это, наверное, весь Comedy Battle. Самая смешная шутка про стакан черешни. Я ее просто «обожаю». На момент выступления я немного не понимала, что именно нужно рассказать людям. Наверное, у меня была чуйка, которая подсказала, что нравится людям и что их смешит. Однако важно перенести серьезные проблемы, с которыми каждый сталкивался, в шутку. А я еще не была морально и профессионально готова и чувствовала себя щенком, которого бросили в озеро. Comedy Battle показал параллельную вселенную, где умные люди шутят и показывают юмор с другой стороны.

Сейчас я работаю маркетологом и до шести вечера провожу время в офисе. В течение дня записываю происшествия в заметки, а на выходных выбираю темы, из которых можно составить шутку. Нужно добиваться того, чтобы она была понятна. Простые шутки — самые доступные зрителю. Я все еще не нашла идеальную тему, о которой хочу говорить, поэтому сейчас не выступаю. Хочу понять себя.

Зрители предвзято относятся к женскому стендапу. Слышишь что-то типа «Мнение женщины несмешное и тупое», «Ты же женщина, зачем тебе это?» или «Иди готовь корейские салаты». Это меня не останавливает: нужно просто взять и делать. Не получится — будет опыт. Главное здесь — иметь яйца. Я рада тому опыту, который получила, когда выступала и в Comedy Battle, и в «Открытом микрофоне» на ТНТ, и на «Рассмеши комика» на украинском телеканале «Интер», хотя и не знала азов.

Если говорить честно, то 60 % наших стендап концертов и открытых микрофонов проходят не очень. Но что-то делать лучше, чем не делать ничего. Чем больше выступлений, особенно неудачных, тем больше опыта и тем качественнее контент. В Алматы сейчас две площадки: Stand-up.kz и ZBS stand-up. Если провести аналогию с зарождением ребенка, то сейчас стендап-движение в Казахстане находится на стадии, когда парень и девушка только переписываются. Пока на выступлениях заработать не получается, но все к этому идет. Наши ребята каждый год штурмуют российские площадки и помогают развивать стендап в Казахстане.

Когда я впервые выступила с монологом и увидела реакцию публики — зрители смеялись — думала, что стану профессиональным стендапером. Однако через несколько лет я поняла, что стендап останется хобби и отдушиной, где я смогу рассказать миру о какой-то проблеме и посмеяться над ней. Стендап — когда заколебало все вокруг и можно выговориться. Стендап — это кайф. Так и будет написано на моем надгробии.


Нурманбетов Мадияр, 23

По образованию — специалист по ресторанному делу и гостиничному бизнесу

 
Недавно узнал, что казахские ученые перевели «банан» на казахский язык и переводится он «СарыКисык», что в дословном переводе означает «ЖелтыйКривой». Мне кажется, по этой же логике кальянщика можно назвать «Аузга Алатын Бала»

У каждого свое понятие профессионализма: в Америке, например, ты не имеешь права называться стендап комиком, если не посвятил комедии хотя бы десять лет. Я же в сфере юмора с 2012 года — именно тогда и начал играть в КВН.

Самая большая ошибка начинающего комика — считать первое выступление судьбоносным. Если человек выступит хорошо, он продолжит заниматься и дальше, а если плохо — устроится на работу через родственников и прекратит выступать. 70 % нового материала даже самого именитого комика — провальные. Я помню свое выступление, оно было лет шесть назад: придумал монолог давно и год вынашивал его в голове. В тот вечер мы с командой выступали в КВН, а через час я вышел с монологом на сцену одного из баров Алматы. Тогда стендап мне понравился больше, чем КВН.

Первое выступление получилось хорошим, зрители смеялись, но провал не заставил себя долго ждать — второе выступление было ужасным. Никто не застрахован от провала, в этом и прелесть стендапа. Стресс и напряжение на сцене проходят с первым смехом зала, поэтому я начинаю монолог с проверенной и лаконичной шутки.

Курьезных случаев на сцене было много. В Алматы на каждом выступлении есть хэклеры — люди, которые считают своим долгом испортить стендап. Если человек целенаправленно пришел ради этого, ему плевать, хорошо комик шутит или плохо. Раньше я боялся хэклеров, а сейчас обожаю их: когда они что-то выкрикивают, появляется идеальная возможность отточить импровизационные навыки и спасти выступление. Если ты парировал хэклера и зал посмеялся, то ты становишься королем вечера. Можно его проигнорировать, в этом нет ничего страшного. Но если ты вступил в диалог и проиграл, то лучше убежать и спрятаться под одеяло.

То, как реагирует публика, зависит от выступающего. Если атмосфера благоприятная, зритель поддержит, а если не очень, велик риск появления нескольких хэклеров. Есть также вероятность закончить выступление в пустом зале. В этом особенность стендапов — это разговорный жанр. Когда выступаешь с неудачными шутками в баре, можешь проиграть внимание зрителя салату или кальяну.

Находились зрители, которые угрожали после выступления или писали сообщения вроде «Мы знаем, где ты живешь и на чем ездишь». Однажды после успешного выступления подошли три огромных мужчины, потянули меня за руку и хотели увести. Я решил отшутиться: «Если отпустите, не буду бить» и ждал их реакции. Они начали смеяться; оказалось, что мужчины просто решили приколоться. Мне же до последнего момента было не до смеха.

В Казахстане свой менталитет и зритель, который отличается от российского. Здесь не развит жанр стендап комедии и немного открытых микрофонов, поэтому попасть на российский рынок и успешно себя проявить — довольно сложная работа. Я уважаю Нурлана Сабурова и Евгения Чебаткова. Они потрясающие люди, которые остаются человечными и трудолюбивыми, учитывая их перспективы и узнаваемость. Нурлан Сабуров даже позвал нас в недавний тур по Казахстану: он мог взять комиков ранга выше из России, но доверился нам. Мы увидели, как он работает — даже за пять минут до выхода на сцену Нурлан переделывает шутки и делает их смешнее.

Когда мы выступали вместе с Нурланом в Атырау, было потрясающе, и зрители активно реагировали на шутки. Правда, если в Америке на шутку реагируют только смехом, у нас после смешного момента все хлопают. А на концерте в Атырау на втором ряду на восемнадцатом месте нашелся мужичок, который реагировал на шутки громким матом вперемешку со смехом. Он смеялся без остановки и все два часа. Я никогда в жизни не был так рад мату. Думаю, это пик признания твоего творчества.

Я работаю. Иногда меня ставят в эфир юмористического радио, и приходится просыпаться к шести утра либо совсем не ложиться и сразу ехать на радио. Обычно я встаю в девять — проклинаю себя первые полчаса за то, что поздно уснул — еду в офис, где мы пишем сценарии для фильмов, а вечером приезжаю домой. Смотрю сериалы, стендапы или играю в фифу, чтобы разгрузить мозг. К полуночи сажусь за сценарии для некоторых казахстанских блогеров, после стараюсь прочесть книгу и опять поздно засыпаю.

А шутки я пишу всегда: когда гуляю по городу, работаю, знакомлюсь с людьми или ссорюсь с кем-то. Можно довести до абсурда и превратить в шутку что-то, даже когда просто отдыхаешь. Я шучу обо всем, что меня окружает: например, о тупости некоторых людей или о трущобном детстве. Когда я заранее знаю дату выступления, достаю все заметки и стараюсь собрать их в хороший полноценный монолог. Юмор — это труд: если ждать только вдохновения, велика вероятность, что ты навсегда останешься в статусе начинающего.

Когда комики копируют манеру своего кумира или у тех, с которыми близко общаются, это нормально. Каждый стендапер становится сборником всех интересных ему стендаперов. Моими кумирами являются Дэйв Шапелл и Луи Си Кей.

Стендап в Казахстане находится на начальном этапе. Заработать на стендапе можно, но не сразу. Можно организовать свой микрофон, выступать на корпоративах, сделать сольный концерт и договориться со спонсорами, заведениями или концертным залом. Хороших площадок в Казахстане немного: в Усть-Каменогорске, Астане, Караганде и Алматы. Наша площадка Standup.kz — самая крупная в Алматы и, возможно, в Казахстане. Наше объединение имеет самое большее количество эфиров на российском телевидении. В этом году, например, в программу «Открытый микрофон» уже третий раз подряд попал Биржан Кабылбаев.

Есть стереотип, что у выходцев из КВН больше шансов хорошо выступить в стендап, нежели у людей, которые не связаны с юмором. У нас есть рубрика «Открытый микрофон», где выступали и бодибилдеры, и миллионеры, и стоматологи, и инженеры. Если обращается начинающий комик, мы информируем и предостерегаем от типичных ошибок. Это все бесплатно и необязательно: человек может не показывать материал заранее и сразу выступить. Комедия у каждого своя.


Чингиз Ондасынов, 22

По образованию — финансист

 
У меня современная семья: мои родители сидят в инстаграме. Реально, вот моя мама подписана на: быстрое похудение, make up Almaty, одежда с Китая. Как вы поняли, у моей мамы всего три подписчика. Но есть один человек, который всегда комментирует фотографии моей мамы, как вы поняли, это мой отец. Он пишет ей типо: уф уф красавица, ути жаным сол, гоу вотсапп.

Юмором я начал заниматься на первом курсе, когда играл в КВН между факультетами. Не планировал участвовать, но друг собрал команду и попросил меня посидеть рядом. Я заинтересовался и втянулся в игру.

В университете мы со сборной ВУЗа по КВН организовали юмористический концерт, на котором я решил выступить с монологом. Боялся нереально, так как до этого один ни разу не был на сцене, да и я очень стеснительный. Страшно было вдвойне. Но когда вышел на сцену, страх уменьшился, а шутки, к моему удивлению, начали заходить. Я почувствовал уверенность и кайфовал от выступления. После концерта друзья хвалили и сказали, чтобы я не звездился.

Первый успех был на этом выступлении, а провал был уже на втором. Мы снова организовали концерт, но спустя месяц, и мои шутки не зашли. В первый раз монолог строился на том, что я худой, а во второй — эта тема не проканала. Друзья не похвалили, а просто пробили сушняк. Когда сейчас просматриваю старые шутки, думаю: как я мог такое написать?

Сейчас я работаю сценаристом казахстанских телепередач, сериалов и фильмов, поэтому могу сказать, что занимаюсь юмором профессионально. Еще в университете мечтал жить комедией. Однажды меня попросили выступить за деньги на корпоративе, и я понял: этим можно зарабатывать. Рынок юмора не занят и можно стать родоначальником жанра стендап в Казахстане. Я сажусь за материал для стендапа только ближе к ночи, потому что за день собираются какие-то идеи и мысли, которые я записываю в заметках на телефоне.

Полгода назад я выступал на корпоративе, где сидели одни пятидесятилетние, и думал, что провалюсь, так как подготовил шутки для молодой аудитории. Перед выходом на сцену смирился с тем, что вечер пройдет плохо. К большому счастью, все завершилось замечательно, гости смеялись без остановки и даже пару раз сфотографировались со мной.

Процесс написания шуток всегда разный. Иногда что-то приходит само, а иногда сидишь часами и добиваешь шутку. Все должно исходить из темы: сначала придумываешь тему и только потом строишь шутки вокруг нее. Обычно если выступление в пятницу, я четыре дня сижу, чтобы написать хороший материал. Убираешь то, что вчера казалось смешным, а сегодня не такое и веселое.

Я всегда испытываю стресс на сцене, особенно перед выходом. Но в этом весь кайф — ты неделю пишешь материал, чтобы выступить пять-десять минут в напряженном состоянии. По правде говоря, многие опытные комедианты испытывают волнение. Если смотреть концерты западных стендаперов, то вначале показывают, как они готовятся, как учат текст в гримерке или за кулисами и как сильно волнуются. Всегда есть страх того, что шутки не зайдут. Иногда пугает аудитория. Я однажды выступал перед пьяными здоровыми мужиками, и мне крикнули: «Эй, не матерись, бл*!», а я вообще не матерился. От страха закончил выступление намного раньше

Очень много шуток, которые не заходят зрителю, на это много причин: помещение, тип мероприятия, аудитория или выступление. В основном проверенный годами материал заходит в восьми случаях из десяти, а новые шутки как лотерея. Только с опытом приходит юмористическое чутье, которое дает осознать и отличить смешное от менее смешного.

Я два года подряд участвовал на фестивале Stand Up в Москве, откуда лучшие участники попадали в эфир передачи «Открытый микрофон» на телеканале ТНТ. Было очень тяжело стоять перед зрителями, состоящими из одних стендап-комиков, поэтому выступил неважно и, к сожалению, не попал на передачу.

Стендап у нас в стране только-только развивается, и нужно еще пять-шесть лет, чтобы быть на уровне, на котором сейчас находитсядвижение в России. Чтобы быть как западные артисты, нужны комики, время, терпение и зрители, которые будут приходить на стендап-концерты. В США стендап — один из видов культуры со специальными клубами, куда люди приходят за атмосферой. Нужно потратить десятки лет, выступая в стендап-клубах, чтобы стать известным в США. А это значит нужно взращивать культуру стендапа в Казахстане.

Любимый комик — Дейв Шапелл, потому что мне очень нравятся темы, которые он затрагивает. На собственных выступлениях я стараюсь не копировать ни манеру, ни речь, ни темы других комиков. Темы могут совпадать, но каждый комик раскрывает их по-своему. Стендап — место, где я могу поделиться мнением или просто рассказать историю и моментально получить ответную реакцию в виде смеха, а для комика смех — лучшая награда и кайф, который можно получить.


Вячеслав Никифоров, 21

По образованию — врач-фельдшер


У меня друг разводит коней, и я его часто стёбу поэтому поводу.И недавно он очень сильно обиделся и говорит: «Вот ты попросишь коня…а я откажу». С каких пор мне может понадобиться конь? Он реально думает, что наступит момент, когда я подойду к нему: «Братан, брат, у меня сегодня вечером драка, а там в основном пехота»

Я с самого детства смотрел КВН, Comedy Club и представлял себя на сцене. Всегда хотел выступать, но отвергал эту идею: я серьезно занимался единоборствами и был выступающим атлетом. Когда получил травму, не смог продолжать выступать в спорте и решил, что настало время стендапа. Так, три года назад я попробовал себя в «Открытом микрофоне».

Первое выступление было удачным. Правда, я очень волновался: вышел на сцену и просто стоял. Я даже микрофон неправильно ко рту поднес, но первую шутку рассказал и услышал смех. Ощущения — будто камень с души свалился, дальше все шло по маслу, и зрители смеялись над оставшимися шутками. После выступления я не мог уснуть всю ночь, а в голове — постоянно одна мысль: «Хочу обратно на сцену».

Я окончил медицинский колледж, а потом поступил в физкультурный. Проучился там месяц и бросил ради стендапа: невозможно было совмещать выступления, работу и учебу.

Успехом считаю выступление на разогреве у Нурлана Сабурова. Я в первый раз выступил перед двумя тысячами человек: после не мог уснуть две ночи и постоянно пересматривал видео с выступлением. А неудачи — несколько выступлений в тишину: десять выступлений подряд не получалось, и я уже думал, что стендап не мое. Однажды выступал для трех человек — двух официанток и бармена. Чтобы справиться со стрессом, перед каждым выступлением говорю себе: ты просто должен выйти и наслаждаться.

Сейчас я встаю в 5:30; с 7:00 до 15:00 занимаюсь тренерской деятельностью — обучаю детей тайскому боксу, а после тренируюсь сам. Ближе к вечеру пишу, что подметил в течение дня, и вечером собираю все в монолог. Обычно я беру свои проблемы и пытаюсь сделать из этого шутку: много времени провожу в зале и тренируюсь шесть дней в неделю — над этим и шучу.

Бывает, сочиняю неудачные шутки. Так происходило вначале, и сейчас за такие шутки мне стыдно. Например, недавно подрался из-за проститутки, но, думаю, не стоит называть так свою бывшую. Это прям дно. Грязные шутки не заходят зрителям.

Казахстанцы, которые добились уважения в российском стендапе, являются для меня примером. Сейчас у нас стендап на той стадии, когда люди целенаправленно идут на стендап, но до телевидения нам рано. Я верю, что мы станем на уровне западных комиков, и команда работает для этого каждый день. Нужно развивать движение, нужны эфиры на ТВ и больше площадок.

Я уже не представляю себя без стендапа. Это жизнь. Я мечтаю о сольном концерте и снять ситком про тренажерный зал, потому что здесь много смешных персонажей. А пока надеюсь писать как можно больше и как можно качественнее.