Велопутешествия считаются самым малозатратным способом повидать другие города и страны. При хорошей физической подготовке и тщательно продуманном плане риски в таких поездках минимальны. Для путешественников — это отличная возможность проверить себя на выносливость. Мы поговорили с казахстанцами, которые выехали на велосипедах за пределы страны, о подготовке, бюджете и непредвиденных ситуациях на дороге.

Александр Габченко

39 лет, основатель «Клуба велосипедных приключений»

Я часто выезжаю за пределы Казахстана. Всего в моем списке — 34 государства, и почти половину из этих стран я объехал на велосипеде. Основная часть моих путешествий связана с горами. Например, мы с супругой проехали все Альпы — до Вены, Лозанны, через Австрию Лихтенштейн, Францию. Также были в Камбодже, проехали Кардамоновы горы, Слоновьи горы, бывали в Центральном Тянь-Шане. Путешествуя, мы заметили одну вещь: чем меньше людей проживает в горной местности, тем более дружественное у них отношение к путникам.

Если говорить о дорогах, то здесь несомненно лидирует Европа. Там есть как велодорожки транспортного назначения, так и велодорожки для путешествий. Одна из первых моих заграничных поездок состоялась по Синьцзян-Уйгурскому автономному району. Тогда мы перевалили отроги Тянь-Шаня и буквально свалились в Турфанскую котловину. Это место еще называют Адской долиной. В компании со мной были знатоки казахского и уйгурского языков, они помогали находить выход из разных ситуаций. А одним из самых незабываемых приключений стала поездка в Исландию, куда мы отправились вместе с супругой.

О маршруте и подготовке к поездке

Чтобы поехать в долгосрочное путешествие на велосипеде, необходимо обладать достаточной выносливостью. Прокачать ее просто — начать ездить на велосипеде. Если вы не планируете ставить рекордов, то базовой физической подготовки вполне хватит. Также необходимо собрать всю доступную информацию по региону, изучить любой картографический материал и уже на него нанизывать так называемые жемчужины — достопримечательности, озера, руины, города. Я очень тщательно готовился к поездке в Исландию — авиабилеты купил за полгода, изучил множество британских отчетов, карт и снимков в интернете. В итоге было решено, что мы переедем весь остров, включая нагорье, и наш маршрут составит 800 километров. Приземлившись в Исландии, первым делом в аэропорту мы собрали велосипеды. Кстати, делать это в исландском аэропорту запрещено.

О велосипедах и снаряжении

Для путешествия подойдет любой велосипед, который вам нравится. У нас были классические горные велосипеды, недорогие, стоимость одного — в пределах 500 долларов. Они выдержали поездку по Исландии, хотя в основном мы ехали по бездорожью.

С супругой придерживались стиля советского велотуризма. Его смысл заключается в том, что весь груз приходится на ось заднего колеса. Поэтому для нас было главным, чтобы заднее колесо было технически исправно. Содержимое рюкзака зависит от места, куда вы едете. Мы взяли газовую горелку, питание, палатку, кастрюли. В аптечке были мази от натираний, травм и повреждений кожи.

О ночлеге

Исландия — часть европейского мира, и там прижились некоторые европейские традиции. К примеру, надо платить деньги за то, чтобы поставить палатку на земле, в Европе это очень распространенная практика. Средняя цена — 20 евро за ночь, как стоимость хостела. Место для палаток называется кемпингом. Удобства кемпинга заключаются в том, что ты можешь пользоваться душем, туалетом, газовой плитой и даже посетить бассейн. Есть и бесплатные места, они бесконтрольны.

О форс-мажорах

Когда я планировал поездку, узнал, что на любой местной автозаправочной станции можно купить продукты. Но по факту оказалось, что там можно купить только сэндвичи и кофе. Одна из заправок была нерабочей, и мы оказались в ситуации, когда на 200 километров вокруг нет ни одной автозаправочной станции и никакой еды.

На этот случай у меня был заготовлен запасной план. Я знал, что по дороге, где мы находимся, раз в три дня ходит общественный транспорт. Нам повезло: сели в автобус и успешно выбрались оттуда. Самое удивительное, что расплатиться в этом автобусе можно было банковской картой.

Часто случались такие ситуации, когда ты вынужден преодолевать себя. У меня был такой день: когда в Исландии шел очень холодный дождь со снегом, я перешел реку вброд в обуви. Мои ботинки насквозь промокли, и в тот момент меня буквально ломало от холода. Тогда все обошлось — я поставил палатку, протер ноги шерстяными носками и на следующее утро продолжил путешествие.

О клубе и планах

Я основатель «Клуба велосипедных приключений» в Алматы. Мы не зарегистрированы как общественная организация. Клуб открыт для всех, кто интересуется велосипедами. Изначально мы задумали его как сообщество, в котором через нас будут знакомиться с велоприключениями. И я заметил такую вещь: люди, которые начинают с нами ездить, после переходят на велосипеды и в городе.

Наши путешествия платные, так как мы занимаемся организацией от и до: кормим, составляем маршрут, предусматриваем любые ситуации, которые могут произойти в дороге. В течение года с нами выезжали около трехсот человек, среди них не только алматинцы, есть немало экспатов и жителей Астаны. Бизнесом это сейчас не назовешь, но я работаю над тем, чтобы в будущем это стало хобби, которое приносит неплохой доход. В скором времени мы вместе с любителями велоприключений хотим отправиться в западную Монголию, я планирую съездить на Памир, а еще совершить путешествие по Корейскому полуострову с женой и детьми.

В скором времени мы вместе с любителями велоприключений хотим отправиться в западную Монголию

Никита Мельниченко

28 лет, видеограф

На велосипеде я проехал Кыргызстан, Таджикистан, Крым (тогда еще он был украинский), поездил по России (Ленинградская область, Алтай, Хакасия), были поездки и по Казахстану (Карагандинская, Восточно-Казахстанская, Алматинская области). После велопутешествий меня всегда посещают новые идеи, мысли. Побывав в других странах, ты понимаешь, что люди везде одинаковые, несмотря на расовые принадлежности, религию, политическую ситуацию. Поэтому главное — это уважение по отношению друг к другу. Неважно, как относится к тебе человек, отнесись к нему хорошо сам.

Побывав в других странах, ты понимаешь, что люди везде одинаковые, несмотря на расовые принадлежности, религию, политическую ситуацию

Путешествия на велосипеде для меня — это своеобразная медитация, когда я работаю с мыслями. Невозможно вернуться домой разочарованным, злым или прежним. А когда приезжаешь, понимаешь, что тебе не хватает этих встреч, дорог, поездок. В своих путешествиях я люблю снимать все на камеру, монтировать, делать небольшие зарисовки. Бывает, что после приезда мы с ребятами организовываем премьеру наших любительских фильмов, и к нам приходят такие же путешественники. Кстати, одну из своих работ я отправил на туристический фестиваль и оказался в числе победителей.

О путешествии

Для меня первой и очень значимой велопоездкой стало посещение Крыма. Мне на тот момент было 19 лет, и я поехал один. К поездке особо не готовился, хотя и намеревался провести в дороге около месяца. О Крыме было очень много информации в интернете, я брал готовые маршруты и корректировал их под себя. Выписал подробный километраж, достопримечательности, остановки, узнал, где магазины. Протяженность маршрута была около 800 километров. Я выехал из Санкт-Петербурга, где тогда учился, до небольшой крымской деревни. Там пересел на велосипед и отправился путешествовать.

О велосипеде и снаряжении

Свой велосипед я купил в Алматы. С ним мы исколесили немало дорог, в том числе и крымских. Для путешествия необязательно иметь очень дорогой велосипед. Когда я поехал в Крым, в рюкзаке у меня были: палатка, каремат, спальный мешок, так называемый КЛМН (кружка, ложка, миска, нож), газовая горелка, а также легкая, теплая и непромокаемая одежда. Необходимо брать аптечку и для велосипеда и для себя. Аптечка для велосипеда — это заплатки для камеры, шин, смазывающие средства. Можно использовать машинное масло, чтобы смазывать цепь раз в два дня, и спицы.

Для путешествия не обязательно иметь очень дорогой велосипед

О питании

Для велосипедиста хорошее меню включает в себя крупы, макароны, консервы, молочную продукцию, шоколад, конфеты. На ура идут в дороге энергетические батончики. Когда я ездил в Крым, был вегетарианцем. Поэтому было не так-то просто скорректировать свой рацион.

Часто в поездках попадаются гостеприимные люди, готовые накормить и предоставить ночлег. Было такое, что мне нужно было преодолеть Крымский перевал. На тот момент стояла жара 40 градусов, ехать было очень тяжело, я выпивал за раз по девять литров воды. Тогда меня подвезли незнакомые ребята на грузовике. Такие встречи никогда не забываются.

О бюджете

Если у человека готовы велосипед и снаряжение к поездке, то путешествие будет недорогим. Все зависит от страны и предпочтений в еде. Самое основное и дорогостоящее — это перелет. К примеру, мое велоприключение до Памира обошлось мне приблизительно в пятьсот долларов, включая перелет. А самое дешевое путешествие — поездка через Алтай, Хакасию, на тот момент у меня было всего 40 тысяч тенге.

О дорогах

За время поездок у меня сформировался рейтинг дорог. К примеру, в Таджикистане с Памирским трактом — плохие дороги, но зато гостеприимные радушные люди. В Украине дороги получше. В Алтае нет хороших дорог и не такие приветливые люди, но я почему-то люблю этот край: там красивая природа, климат хороший. Памир я поставил бы на первое место среди горных дорог. Крым лидирует среди пляжных велоприключений. Алтай — первый среди мест, где ты можешь понять собственные возможности и перебороть страх.

В Таджикистане с Памирским трактом — плохие дороги, но зато гостеприимные радушные люди

О единомышленниках

Своих единомышленников я нахожу на сайте, который на сегодняшний день является своеобразным аналогом популярного каучсерфинга. Там регистрируются велопутешественники со всего мира. На сайте ты можешь предложить ночлег велосипедисту из другой страны. Заграничных гостей я принимаю уже на протяжении четырех лет. За это время помог разным людям: испанцам, французам, китайцам и многим другим. Кто-то приезжает в Казахстан, чтобы посмотреть новые места, а кто-то — чтобы сделать визу и небольшой перерыв. Я знаю, что в Алматы всего лишь шесть человек готовы приютить велосипедистов.

Я знаю, что в Алматы всего лишь шесть человек готовы приютить велосипедистов

Александр Сипетый

44 года, дизайнер

Десять лет назад купил себе горный велосипед, начал активно на нем ездить — на работу, по городу. Попробовал путешествовать по Казахстану, постепенно стал выбираться за его пределы. Одна из самых значимых поездок для меня длилась два месяца, это было велопутешествие на Памир, маршрут протяженностью три тысячи километров. По профессии я видеограф, поэтому в пути много снимал, фотографировал, а после приезда самые интересные моменты выложил в интернет. Считаю, что в любом путешествии должна быть цель, для меня целью стало снять хороший качественный материал.

Считаю, что в любом путешествии должна быть цель

О подготовке

У нас с другом было запланировано несколько маршрутов. Хотели доехать до Индии, но передумали, так как там нужно было решать вопросы с визами, и поездка оказалась бы не из дешевых. В результате решили проехать по Памирскому тракту, до Душанбе. Мы узнали, какие там дороги, купили подходящую резину для велосипедов, заменили некоторые компоненты более надежными.

О путешествии и людях

В день мы проезжали около 60 километров. Сначала было тяжело: в Казахстане плохие дороги. В Кыргызстане стало полегче, дороги там хоть и каменистые, но приспособлены для людей. Мы путешествовали по южной части Иссык-Куля, были на озере Сонкуль. Затем через Ош выехали на Памирский тракт. Добравшись до Памира в Таджикистане, ехали по Горно-Бадахшанской автономной области вдоль границы с Афганистаном. В дороге мы часто просились на ночлег, нам никто не отказывал.

Каждый раз, когда ты заходишь в чей-то дом, ты должен рассказать свою историю

Бывало, что люди сами просили нас остаться. Иногда это упрощает путешествие, а иногда, наоборот, усложняет его. Потому что каждый раз, когда ты заходишь в чей-то дом, ты должен рассказать свою историю. И это повторяется десятки раз. А когда ты в день проехал 80 километров, и надо что-то рассказывать, это тяжело. В путешествии я заметил, что есть два вида людей, которые приглашают в гости. Первая категория — те, кто приглашает по собственным убеждениям, а вторая категория — по общепринятым. В Таджикистане очень гостеприимный народ, так как у них есть поверье: с путешественником в дом приходит сам бог.

Повезло нам не только с людьми, но и с погодой. После нашей поездки я заметил, что путешественники чаще стали ездить на Памир. Раньше там шла Гражданская война, и люди просто боялись.

Алмаз Аблай

37 лет, бизнес-брокер

Велопутешествие я совершил в прошлом году в сентябре. Задумка была такая: за 19 дней проехать девять стран. Однако на деле моя поездка затянулась. И в Казахстан я вернулся только через 40 дней. Мой маршрут пролегал через Англию, Францию, Бельгию, Нидерланды, Германию, Польшу, Украину, Россию и Казахстан. Старт был в Лондоне. Всего я преодолел примерно 4 700 километров. Я путешествовал один, потому что хотел выйти из зоны комфорта, а также чтобы не быть обузой для профессиональных велосипедистов. Мне хотелось доказать себе, что во мне присутствует дух настоящего номада.

О подготовке

Перед путешествием я особо не тренировался. Конечно, считаю, что физическая подготовка, безусловно, должна быть. Я предпочитал бегать и плавать.

Поскольку это было мое первое путешествие, то в выборе велосипеда мне помогали сотрудники магазина. В результате я выбрал британскую модель. Его вес приблизительно 12 килограммов. С собой я взял три сумки, в них положил велосипедные шорты, жилетку, куртку против дождя, джинсы, кеды. Аптечку не взял, поскольку попросту забыл ее купить. Также положил зарядку для телефона, видеокамеру и замок для велосипеда. Из еды — только энергетические батончики. На подготовку у меня ушло два месяца.

О неожиданностях в поездке

Я поехал по пути, который мне указала навигационная система. Велосипед освоил не сразу — научился переключать скорости, когда уже доехал до Бельгии. Было такое, что в Англии проехал на красный цвет — не успел вовремя среагировать. Как-то в Польше возле кладбища мне перебежал дорогу волк, было жутко.

Как-то в Польше возле кладбища мне перебежал дорогу волк, было жутко

Были сюрпризы и от погоды. В Украине я попал под дождь, и я три дня не мог выпрямить спину. Бывало, что ногу сводило, и я управлял педалями одной ногой. Когда ехал по России и подъезжал к границе Казахстана, то оказался в снегу, а я в это время был в легкой одежде, так как рассчитывал на теплый сентябрь.

Фотографии: предоставлены героями