1968.DIGITAL — первый сериал для мобильных телефонов о том, как 1968 год изменил мир. Это совместный проект студии «История Будущего» Михаила Зыгаря и Карена Шаиняна и международной кинокомпании «Базелевс» Тимура Бекмамбетова. Процесс создания серии происходит в трех городах: Алматы, Москве и Лос-Анджелесе. Мы поговорили с Темирланом Уали — анимационным дизайнером подразделения студии «Базелевс» «Screen Life» о производстве, сложностях и планах на будущее.

Заниматься дизайном я начал еще в восьмом классе, тогда мы с ребятами создали проект «Top Teens of Astana». Он получил широкую популярность, вскоре появились проекты «Top Teens of Almaty», «Top Teens of Kazakhstan». Мы организовывали фотосет и видеосъемку для талантливых ребят — медалистов, спортсменов — и рассказывали их истории успеха во Вконтакте. Я собрал команду из ребят постарше, но многие часто не выполняли работу из-за подготовки к ЕНТ, экзаменов и дополнительных занятий, тогда начал делать монтаж видео и обрабатывать фотографии самостоятельно.

Учился по видеоурокам в ютубе, несколько раз забрасывал, потому что ничего не понимал. Но со временем приходило нечто вроде озарения, стало получаться. Начинал с After Effects (программа Adobe для редактирования видео), что было плохой идеей: программа оказалась сложной. Моя ошибка заключалась в том, что я начал изучение сложных программ, а потом перешел на легкие. Просто засел дома и целую неделю посвятил их изучению. Уже в девятом классе взял первый крупный заказ для Кинопарка: сделал видеоролик, который впоследствии крутили перед началом сеанса.


Уже в девятом классе взял первый крупный заказ для Кинопарка: сделал видеоролик, который впоследствии крутили перед началом сеанса


В десятом классе я участвовал в проекте «Infomatrix», работал в одной команде с Айсултаном Сеитовым. Я выиграл грант, который позволял учиться бесплатно в любом университете Казахстана, и в 11 классе не задумывался всерьез об учебе и ЕНТ. Хотел поехать в Нью-Йорк, но пропустил все экзамены. Когда поступал в Алматы, сложилась странная ситуация: грантники вроде меня не сдают никаких тестов, и в приемной комиссии мне сказали подождать. А позже сказали, что я прозевал все сроки, грант недействителен и придется поступать на платное отделение. Попробовал подать документы в КИМЭП, где выиграл грант на факультет журналистики, но профессия не понравилась, перевелся на другую специальность. Сейчас учусь в КИМЭП на маркетолога, перехожу на третий курс.

О Bazelevs

Дизайн — неотъемлемый инструмент в работе маркетолога, я постоянно прокачиваю навыки и за пределами университета. Первое время работал в команде вайнеров Jokeasses; затем Бексултан Казыбек (лидер команды Jokeasses) дал мои контакты одному человеку. Так мы познакомились с Ержаном Габдуллиным (руководитель Screen Life Almaty) из «Базелевс», он рассказал о проекте 1968 и подразделении Screen Life.

Bazelevs — кинокомпания Тимура Бекмамбетова, занимающаяся производством художественных фильмов и рекламных роликов. У них есть представительство в Казахстане, которое занимается административными делами и сценариями, эта команда работала над фильмами «Елки» и «Время первых». Ержан рассказал об открытии подразделения Screen Life, которое будет заниматься созданием роликов нового типа. Здесь работает команда из графических дизайнеров, супервайзеров, которые курируют проекты, продюсера, и меня, анимационного дизайнера.

О 1968

В 1968 году произошло много знаковых событий, которые определили будущее: сексуальная революция, расцвет борьбы за права человека. Каждая серия — история знаменитой личности того времени, рассказанная им самим через гаджет. Концепция: «А что если бы у них были смартфоны?». Юрий Гагарин общается во Вконтакте и отправляет жене «Валя, купи молоко», Габриель Гарсия Маркес пишет заметки в телефоне, Энди Уорхолл постит картины в инстаграм, рассказывает подписчикам о выставках. Это создает ощущение, что культовые личности прошлого века такие же, как и ты.


Юрий Гагарин общается во Вконтакте и пишет жене «Валя, купи молоко»


Казахстанский офис сделал четыре серии: «Эфир, который изменил мир», «Последний май президента», «Как я перестал любить атомную бомбу», «Секс, протесты и рок-н-ролл», из них я работал над тремя. Процесс создания эпизода нелегкий. Над сценарием работают люди из Москвы: разрабатывают закадровый текст, расписывают каждую секунду серии, делают скрипт. После работа переходит на супервайзеров в Алматы и Лос-Анджелесе: они отслеживают процесс работы, соединяя графических и моушн-дизайнеров, объясняют общую идею.

Я занимаюсь анимационным дизайном, слежу за тем, чтобы все моменты сходились по динамике. Затем мы отправляем работу монтажерам в Москве и Лос-Анджелесе. Они выстраивают весь ролик по кусочкам, добавляют музыку, закадровый текст. Работа проходит на трех языках: английском, французском и русском.

Когда я делал первую серию, приходилось сидеть по 19 часов

О сложностях

В процессе всегда возникают правки, вроде «Там стоит 268 лайков, а надо 269» или «Здесь надо на два миллиметра сделать продление». Было еще замечание: «Мы хотим поменять аватарку Шарля де Голля на черно-белую». После таких исправлений процесс запускается заново: за дело берутся графические дизайнеры, я делаю новую анимацию, после меня монтируют. Поправки — обычная закономерность для тех, кто работает в такой сфере, а поэтому относимся к ним спокойно.

Еще одна сложность — разные часовые пояса. Когда я делал первую серию, приходилось сидеть по 19 часов: целый день работаешь над дизайном, отправляешь работу в Лос-Анджелес — они как раз только начинают работу — ждешь правок, редактируешь.

Всего хотят выпустить 50 серий. Из-за плотного графика я даже не успел посмотреть эпизоды, над которыми работал. Успел увидеть серии о Гагарине, Мухаммеде Али и вьетнамской войне. Недавно произошел небольшой казус: казахстанский офис не указали в титрах из-за ошибки с договором. Это произошло из-за стремительной работы алматинской студии, юристы не успели завершить правовые моменты к моменту завершения работы над серией. Вопрос уже решен и наши имена скоро появятся в титрах.

Из-за плотного графика я даже не успел посмотреть эпизоды, над которыми работал

О проекте и процессе создания

Интерфейс персонажей — интересная тема. Сериал познавательный и в то же время смешной. Каждой личности подбирают социальную сеть, которая подходит его деятельности. Российские персонажи в основном пользуются Вконтакте, так как это одна из популярнейших соцсетей в СНГ. Сценаристы стараются быть ближе к реальности. А если появляется интерфейс Telegram, значит, происходит что-то секретное.

В среднем, на одну серию у нашего офиса уходит 10 дней. Перерыв между эпизодами разный, из Москвы может поступить новый сценарий уже на следующий день. Сейчас команда в России уже выслала сценарий для следующей серии. После первого эпизода спросили, понравилось ли мне и хочу ли продолжить. Для меня это хороший опыт, и я остался. Платят очень хорошо, но если бы работал не в Bazelevs, то брал больше. Здесь объемная техническая работа и нет никакого креатива с моей стороны, что мне не нравится. Однако работа в международной компании помогает заработать имя. Я научился работать на нескольких языках, а благодаря часовым поясам выработал в себе ответственность: если не сделаю работу в срок, подведу сразу три команды.

О будущем

В Казахстане мало кто осведомлен о деятельности анимационных дизайнеров. Когда кто-то узнает, что я аниматор, обычно спрашивают: «Ты развлекаешь детей?» У нас маленький рынок, но потихоньку растет.

Хочу продолжить работать в этом направлении. Есть новые идеи, которые хочу осуществить, как закончу работать над 1968: собрать творческую команду и реализовать ряд интересных проектов, связанных с кино и музыкальной индустрией, маркетингом и технологиями. Сейчас нацелен на более крупные проекты, о которых сообщу на своей странице в Instagram.

Моушн-дизайн объединяет видео, аудио и текст в единый анимационный сюжет, у этого направления большое будущее. Чтобы стать моушн-дизайнером, не нужно особое образование, в интернете много видеоуроков, всему можно научиться самому. Однако процесс обучения долгий, не все выдерживают. Я слежу за ребятами, которые учатся в этом направлении и вижу, как они горят своим делом, отдают душу, а не гонятся за деньгами. Однозначно, моушн-дизайн — мощный инструмент влияния на разум потребителя, который все больше и больше уходит в цифровой мир.


Моушн-дизайн — мощный инструмент влияния на разум потребителя



Фотографии: предоставлены героем