Помимо 218 профессий, запрещенных для женщин в Казахстане, есть сферы, которые традиционно считаются мужскими — хирургия, автомеханика и железные дороги.

Поговорили с тремя казахстанками — хирургом-проктологом, автомехаником и осмотрщиком вагонов, о работе, трудностях и реакции окружающих.

Мнение редакции может не совпадать с мнением героев.

Фатима Борсова

хирург-проктолог


Чтобы добиться признания в хирургическом обществе, нужно быть лучше мужчины-хирурга

Когда я пришла в хирургию, мне все твердили: «Это неженское дело». Пытались переубедить и коллеги, и мама, которая сама была оперирующим гинекологом. Она спрашивала меня: «Ты помнишь, как росла без моего внимания, как я после операций приходила убитой? Готова к такому?». Я была абсолютно готова.

Никогда не носила розовых очков про белоснежный халат и благодарных пациентов: знала, что быть врачом — адский труд. Может, поэтому и осталась в хирургии до конца.

Начинала путь с двумя другими девушками, но они позже ушли в другие медицинские специализации. В большинстве случаев женщины вынуждены уйти из хирургии: чтобы добиться здесь признания, нужно быть лучше мужчины-хирурга, а это требует больших жертв.

Женщины-хирурги, которых я знаю, — бездетные и зачастую одинокие. После декретного отпуска можно потерять мануальные навыки, да и после декрета с ребенком много забот. Молодые специалистки не могут нанять няню для малыша, а отцы не всегда готовы ухаживать за ребенком. Многие, опасаясь этого, не заводят детей, а ведь становление в хирургии приходится на фертильный возраст женщины. Не каждый мужчина готов поддерживать жену-хирурга или жить без ребенка. Приходится делать выбор.

Мне повезло: родила дочь еще в студенчестве, в 20 лет. Растить дочку помогали родители. Помню, как пришла после очередного ночного дежурства и завалилась спать, утром пятилетняя дочка разбудила меня со словами: «Мама, я тебе яичницу пожарила». Дети женщин-хирургов растут самостоятельными. К сожалению, мой брак распался: не смогла получить поддержку от мужа.

Хирургия требует физической выносливости и умения концентрироваться. Иногда после десятичасовой смены, проведенной на ногах, приходится еще и на следующий день дежурить. В этом смысле работа хирурга равносильна шахтерскому труду. Был случай, когда мы зашли в операционную в пять часов вечера и вышли в девять вечера следующего дня: провели там около 28 часов, отлучались только в туалет.

Нужно быть готовой к вызовам в любое время суток. Нельзя быть уверенной, что будешь присутствовать на семейных мероприятиях или отдохнешь во все полагающиеся отпускные дни.

Как-то отдыхала с семьей на природе в Алматы — мне позвонили и сообщили о срочной операции. Я спустилась с гор, поехала в аэропорт и полетела обратно в столицу — работать. Естественно, не остается времени и сил на развлечения. Трудно переносятся эмоциональные моменты: тяжело видеть боль в глазах пациентов и их родных.

У работы есть научная составляющая: принимаем участие в международных конференциях. Кроме этого, мы занимаемся консультациями, заполнением бумаг и обучением. 


Как-то провели в операционной 28 часов подряд, отлучались только в туалет.

У женщин-хирургов происходит профессиональная деформация — становятся более жесткими. В операционной ты даешь четкие приказы и требуешь их немедленного выполнения — на кону человеческая жизнь, поэтому женщин-хирургов называют генералами в юбках.

Хирургия — это даже не работа, а стиль жизни. Необходимость действовать быстро и четко превращается в привычку. Когда иду на шопинг, захожу в нужный бутик, быстро определяю то, что нужно, и выхожу. Не могу долго сидеть и болтать с подругами: встречаюсь с ними, выдаю свою информацию, выслушиваю их и ухожу дальше по другим делам. Я быстро двигаюсь и ем, мало сплю. Профессия заставляет знать цену времени.

Свою первую самостоятельную операцию я провела в 22 года — получила драйв и удовольствие от процесса. В хирургии я уже 26 лет, за все это время провела около 15 000 операций. В день провожу по две-три операции.

Запоминаются сложные реконструктивные операции. Были у меня пациентки, у которых во время родов произошла травматизация и полный разрыв влагалища, промежности и нижнего таза, задней спайки, прямой кишки и кольца ануса. Для пациенток это тяжело физически и психологически: женщина не может заниматься сексом и вынуждена ходить в памперсах, так как не может держать мочу и экскременты. Зачастую это приводит к изменам мужа, распаду семьи. Женщины приходят с потухшим взглядом. Были среди них и те, кто пытался покончить с собой. Я провожу восстановление всех травмированных частей тела. Самое приятное — встречать их через несколько месяцев на контрольном осмотре: женщины преображаются, к ним возвращается жизнь.

Те, кто практикует анальный секс, тоже бывают вынуждены ложиться на проктологический стол. Пациентам рекомендую использовать лубриканты и заниматься сексом аккуратнее.

Злят моменты, когда у женщин после рождения трех детей происходит расширение объема вагины, и супруги принуждают их к анальному сексу. Это и физически, и психологически травмирует женщину. Лучше бы эти супруги дали деньги на кольпоперинеопластику — косметическое восстановление влагалища.


Не работаю, только когда сплю

В Казахстане нет культуры посещения проктологов, к нам обращаются, когда уже все запущено. За рубежом, когда хирурги оперируют обостренный геморрой, начинают цокать и удивляться, как больной мог ходить до последнего. У нас практически каждый случай такой.

Из стандартных операций — удаляем свищи, полипы, производим онкологические операции на толстой кишке. Восстановление органов малого таза считается операцией посложнее. Очень важно посещать врача-проктолога после родов и после сорока лет.

Мне нравится работать ювелирно: сделать небольшой разрез, аккуратно прооперировать и зашить. Если относиться к работе просто как к ремеслу, пациенты долго и тяжело восстанавливаются, поэтому важно все делать с любовью. Ты оставляешь себя в пациентах, учениках, вкладываешь душу в каждого больного или подопечного. Для меня награда — видеть профессиональные победы моих учеников.

Со временем приходит мудрость. Мой второй супруг понимает и поддерживает меня, за что очень ему благодарна. Оставить работу в больнице за дверью дома не получается: прихожу и до ночи продолжаю отвечать больным в Ватсапе. Не работаю, только когда сплю.

Кымбат Калиева

автомеханик

После окончания журфака устроилась работать в информационный портал. Однажды наткнулась на статью знакомой про SWAP-сервис в нашем городе. Заинтересовалась, подумала: возьму-ка на заметку, может, сделаю про них материал. Подписалась на их инстаграм и ютуб, начала смотреть их сторис и видео.

Мечтала путешествовать в собственном доме на колесах, так что хотела научиться чинить автомобили. Когда увидела объявление на странице сервиса о том, что нужен помощник автомеханика и видеооператор, откликнулась. Написала, что есть желание учиться. Если бы меня взяли в качестве видеооператора, смогла бы параллельно узнавать тонкости автомеханики.

Пришла к ним после 6 вечера и осталась до 6 утра. В тот день ставили газовое оборудование — это сложный процесс, и я помогала: придерживала, подавала инструменты. Было так захватывающе, что не заметила, как пролетело время. Мне разрешили остаться помощницей, и я начала приходить каждый день после работы.

Конечно, не все сразу получалось идеально. В технических университетах этому ремеслу мальчиков учат четыре года, а у меня не было никакой теории, приходилось схватывать на лету. Ребята из сервиса поддерживали, подсказывали и всячески помогали, за что очень благодарна им. Ни разу не сомневалась в том, что нахожусь там, где мне следует быть, даже когда делали замечания: я упертая и, в отличие от других девочек, не принимаю ничего близко к сердцу. Это мне помогает.

Первая работа, которую выполнила самостоятельно — чистка форсунок. Помню даже модель машины — Toyota Land Cruiser 200.


Мама была в ужасе, спросила, как я с дипломом могу из чистого теплого офиса уходить в грязный автосервис

Четыре месяца жила в бешеном ритме: работа в редакции до 6, потом — ремонт машин до полуночи. В какой-то момент поняла, что больше так жить не могу, и ушла из SWAP-сервиса. Через неделю передумала: посмотрела видео, на котором собирали машину, и поняла, что это мое. Решила посвятить себя железным коням — как раз в центре освободилось место механика, и я начала работать автономно.

Коллеги на новость отреагировали вопросом: «У тебя все дома? Ты точно хорошо подумала?». Мама была в ужасе, спросила, как я могу из чистого теплого офиса уходить в грязный автосервис, еще и с дипломом. Пыталась меня отговорить, но не получилось.

График с 10:00 до 22:00, но обычно остаюсь до последнего клиента, задерживаюсь. Работа требует выносливости: нужно находиться в движении более 12 часов. Копаться в капоте, устранять течки патрубки радиатора или системы охлаждения, чистить печи, заменять расходники, фильтры, менять колеса. Вечером чувствую только приятную усталость и с удовольствием возвращаюсь по утрам. Каждый день учусь чему-то новому. По моим наблюдениям, самая мудреная марка машины — Nissan, самая понятная — Toyota.


Профессии не делятся на мужские и женские, это специалисты делятся на хороших и слабых

Клиенты часто относятся ко мне предвзято: видят меня в первый раз и, даже не видя результатов работы, просят позвать нормального мастера. Когда уверяю, что другие заняты, а я сделаю так же хорошо, недоверчиво смотрят в ответ и стоят над душой, пока вожусь в двигателе. Они ждут, что я ошибусь — это смешит и задевает.

Если мужчина-механик допускает просчет, говорят — ничего, бывает, — а девушкам не прощают ошибок. Профессии не делятся на мужские и женские, это специалисты делятся на хороших и слабых.

Айман Джумадилова

осмотрщик вагонов


Я выявляю дефекты устройств вагонов, провожу ремонт — короче, обеспечиваю безопасность передвижения поездов

По образованию я бухгалтер, но 90-е были сложными для всех: надо было работать, кормить детей. Сначала я трудилась экипировщиком рефрижераторных секций — заправляла вагоны соляркой и водой. Позже прошла обучение и перевелась на осмотрщика вагонов. В этой профессии я уже 28 лет.

На первый взгляд работа кажется несложной: всего-то стучать ломиком по металлу, но не все так просто. Я выявляю дефекты устройств вагонов, провожу ремонт колесных пар, автосцепки, регулирую тормозные колодки, ставлю шплинты, валик подвески — короче, обеспечиваю безопасность передвижения поездов.

В случае сложной поломки приходится отцеплять вагоны для ремонта в железнодорожных депо, и я докладываю оператору о состоянии каждого проходящего поезда. В день осматриваю от 10 до 25 грузовых поездов, в каждом поезде от 50 до 100 вагонов.

Осмотрщику необходимо иметь натренированный слух, чтобы по звуку определять изъяны, хорошее зрение, память и в целом иметь крепкое здоровье. Мы все время наклоняемся, проходим под вагонами, лежим под ними во время починки, поэтому перед каждой сменой проходим медосмотр, а каждый год — медкомиссию.

Работа требует внимательности и ответственности. Волнуюсь за каждый поезд: важно, чтобы благополучно доехал до нужного места. Я работаю при любых погодных условиях без остановки: и в сильные бураны, и во время ливней, и в палящую жару. Зимой замерзают и выходят из строя многие части вагонов — от этого бывает много хлопот.

Работаю с 9 утра до 9 вечера, следующий день — с 9 вечера до 9 утра, два дня отдыхаю. Сложно даются ночные смены, потому что устаю и физически, и морально. Бывают бессонницы от переутомления, в такие моменты просто лежу и пытаюсь расслабиться.

Организм истощается, и в выходные дни стараюсь выспаться. Когда дети были маленькие, вообще ходила как зомби: хотелось поспать, но нужно было за ними ухаживать. Муж мне тогда помогал. Сейчас дети говорят мне: «Мам, ты всю жизнь спишь». Из-за того, что работаю посменно, не всегда могу принять участие в важных семейных событиях.

Все мои коллеги — мужчины, и мне нравится с ними работать. Никто и никогда не относился ко мне пренебрежительно из-за гендерной принадлежности, да и поблажек не было. Единственное, у меня сейчас 5 разряд, 6 и 7 разряды по закону не выдают женщинам. Все эти годы работаю наравне с мужчинами. сколько бы ни говорили про слабый пол, женщины очень сильные и выносливые.


фотографии: обложка, 4, 5, 6, 7 — Азамат Кенжегулов, 1, 2, 3, 8, 9 — Владлена Парфенова