11 октября прошла презентация программы юбилейного пятого фестиваля авторского кино Clique. Показы основной программы пройдут с 15 по 23 ноября в кинотеатре «Арман». В прокате представят три картины казахстанских режиссеров — дебют Ольги Коротько «Так себе зима», попавший в программу ACID Каннского кинофестиваля; черно-белый фильм Эмира Байгазина «Хотите посмотреть на звезды?» и документальную картину Катерины Суворовой «Петь свои песни/В Казахстане». На премьере «Петь свои песни/В Казахстане» объявят участников нового проекта фестиваля — Конкурса неигрового кино Центральной Азии. Сам конкурс пройдет с 6 по 12 декабря.

Каждый год фестиваль представляет фильмы, отражающие эпоху, и этой осенью они часто рассказывают о женщинах, чьи голоса сегодня звучат все увереннее. Зрители смогут увидеть дебют бельгийца Лукаса Донта  «Девочка», рассказывающий историю пятнадцатилетней трансгендерной девушки Лары. «Неправильное воспитание Кэмерон Пост» — о девушке из Монтаны, которую застукали целующейся с подружкой на выпускном вечере. Британский режиссер Стив МакКуин (обладатель премии «Оскар» за «Двенадцать лет рабства») снял фильм «Вдовы», который также будет показан на кинофестивале. В центре сюжета четыре абсолютно разные женщины, объединенные одной целью — отомстить за смерть супругов.


Наргиз Шукенова

сооснователь фестиваля Clique, рассказала, как родилась идея о его создании и особенностях

Нашему фестивалю в этом году пять лет. Мы придумали его вместе с моим коллегой Борисом Байковым, программным директором Clique. В тот момент мы поняли, что в прокатной сетке Алматы не хватает независимого кино, сложно найти интересный фильм в кинотеатрах. Основной принцип — выбирать самое лучшее из того, что нам покажется интересным в течение года. Мы отбираем фильмы по итогам крупных кинофестивалей Берлина, Венеции, Канн, Сандэнса и формируем программу. Среди популярных режиссеров часто встречаются Ксавье Долан, Ларс фон Триер, Джим Джармуш. Важно и то, что мы находим неприметные работы, которые на самом деле оказываются прекрасными и заслуживающими внимания.

Цель фестиваля — объединять людей, у которых такие же ценности, как и у нас: у них есть желание узнавать что-то новое, они готовы смотреть и потреблять то, что не предложит обычная репертуарная сетка кинотеатра.  Мы хотим сформировать среду людей с хорошим вкусом и предлагаем что-то необычное.

За пять лет у нас появилась документальная программа, которая выросла в конкурс неигрового кино в Центральной Азии. Показываем то, что не осмеливаются и не могут показать другие фестивали: радикальное, сложное и запрещенное. Мы показывали «Любовь» Гаспара Ноэ, «Смерть Сталина». Нет никаких пределов, лимитов, ограничений, потому что мы действительно независимый, а не государственный фестиваль, и это дает большой простор для воображения.


Список фильмов, вошедших в программу фестиваля в этом году:

«Девушка» (Girl)

Режиссер: Лукас Донт

Лара — пятнадцатилетняя трансгендерная девушка из Бельгии, которая при поддержке своего отца поступает в известную танцевальную академию, чтобы стать балериной. Семья переезжает в другой город, где кроме новых друзей, Лару ждет трансгендерный переход.

1993 год. Выпускницу старшей школы из Монтаны — Камерон Пост застали на заднем сидении машины, целующейся с другой девушкой. Ее опекуны — консервативные дядя и тетя решили отправить племянницу в клинику, где лечат от гомосексуальности. В новом окружении Кэмерон пытается найти свое место среди таких же изгоев, как она. Сюжет фильма основан на одноименной книге Эмили Данфорт, опубликованной в 2012 году. В этом году экранизация получила главный приз на фестивале Sundance.

«Быть Астрид Линдгрен» (Unga Astrid)

Режиссер: Пернилла Фишер Кристенсен

История о том, как девочка из шведской деревушки стала известной писательницей детских книг Астрид Линдгрен. В 18 лет она устраивается в местную газету. В Астрид влюбляется редактор — Рейнхолд Бломберг. Забеременев, она отказывается выходить за него замуж и решает позаботиться о себе и своем сыне самостоятельно. Спустя годы Астрид использует свое воображение, чтобы наладить отношения с подросшим сыном.

«Вдовы» (Widows)

Режиссер: Стив МакКуин

Чикаго. Наши дни. Четыре женщины, не имеющие ничего общего, кроме того, что их мужья — грабители — погибли во время одного из налетов. Вдовы решают закончить дело, начатое ими, по пути они сталкиваются с полицией, другими преступниками и теми, кто подставил их мужей.

«Догмэн» (Dogman)

Режиссер: Маттео Гарроне

Марчелло — неприметный грумер собак. Он мечтает увезти дочь Софию в далекое путешествие, дружит с соседями и ведет тихую жизнь в пригороде Рима. Однажды его друг втягивает Марчелло в криминальную передрягу, из-за которой Марчелло оказывается в тюрьме. Предательство вынуждает Марчелло начать свою войну.

В центре сюжета Лулу Дэнжер, которая переживает не самый простой период в жизни: на работе трудности, с супругом — разлад, жизнь уже не кажется такой классной. Залипая перед телевизором, Лулу видит рекламу нового ТВ-шоу «Вечер с Беверли Лафф Линн» и узнает в ней загадочного мужчину, который может все изменить.

«Лоро» (Loro/Them)

Режиссер: Паоло Соррентино

Паоло Соррентино создал фильм о красоте вульгарности. «Лоро» — яркий портрет беспринципного итальянского политика и миллиардера Сильвио Берлускони. Фильм раскрывает герметичный мир Берлускони на фоне необычайно бездушной Италии 2006-2009 годов.

В «Доме, Который Построил Джек» отнюдь не домашняя атмосфера — фильм детально повествует о самых темных и шокирующих проявлениях человеческой природы. Ларс фон Триер отмечает продолжение своей карьеры психологическим триллером о 12-летней карьере искусного серийного убийцы, опьяненного собственной безнаказанностью.

Этьен поступает в киношколу Сорбонны и впервые приезжает в большой город, чтобы найти себя и свой авторский голос. Париж погружает его и таких же юных киноманов в бесконечные беседы о фильмах и смыслах существования. «Парижское воспитание» — свежий и очень честный взгляд на странный период жизни, сочетающий в себе надежду и отчаяние, поиски истины и уверенность в своей правоте, жгучее желание перемен и ленивое бездействие.

«Так Себе Зима» (Bad Bad Winter)

Режиссер: Ольга Коротько

Дочь бизнесмена Динара возвращается в город своего детства после смерти бабушки, чтобы попрощаться с родным домом. Однако, здесь девушка сталкивается со сложным моральным выбором после внезапного визита одноклассников. «Так Себе Зима» — попытка казахстанского режиссера Ольги Коротько выяснить, что такое преступление в обществе, где деньги и статус сильнее закона и правосудия. Кстати, премьера картины состоялась в рамках программы ACID Каннского фестиваля в этом году.

«Хотите Посмотреть на Звезды?» казахстанского режиссера Эмира Байгазина — это черно-белая мелодрама о знакомстве юноши и женщины. Их встреча в атмосфере ночного Алматы заканчивается весьма неожиданно для ее участников. Премьера фильма состоялась в этом году на международном фестивале авторского кино Anonimul в Румынии.

«Петь Свои Песни/В Казахстане» (Face The Music)

Режиссер: Катерина Суворова

Документальная картина «Петь Свои Песни» исследует казахстанскую культурную среду на примере поп-музыки. Фильм фокусируется на мегапопулярном бойзбенде «91», название которого соответствует году рождения каждого из участников группы. Музыка ровесников независимости в «Петь Свои Песни» рассматривается как форма социального активизма.

«Холодная Война» (Cold War)

Режиссер: Павел Павликовский

Новый фильм обладателя премии «Оскар» Павла Павликовского — это страстная и неоднозначная история о любви между композитором и певицей, вспыхнувшей в холоде послевоенной Польши. Две радикально разные жизни пересекаются на фоне не только неблагоприятного политического климата, но и борьбы героев с самими собой. В стране замороженных чувств музыка становится ключом к эмоциональной экспрессии.

«На Границе Миров» (Border)

Режиссер: Али Аббаси

Тина обладает сверхъестественным талантом вынюхивать ложь и угадывать тайные мотивы людей. Этот навык оказывается весьма полезен в ее работе в Шведской таможенной службе, пока однажды она не встречает Вурэ. Он интригует Тину тем, что на нем ее дар не работает. Эта встреча порождает у Тины множество вопросов о своем прошлом, и ставит перед выбором — найти ответы, которые могут перевернуть всю жизнь или остаться в неведении.