В издательстве «Альпина паблишер» выходит книга двух бизнес-консультантов о том, когда для достижения цели не нужно изо всех сил напрягаться и пытаться все успеть, а, наоборот, стоит отказаться от резких движений и посмотреть вокруг. The Village публикует отрывок о том, когда надо не реагировать на события.

Воздержаться от реакции

Бывает, что воздержаться от действия — самое эффективное, что можно предпринять. Приход на помощь чреват некоторыми последствиями: можно поставить другого человека в зависимое положение, стать помехой на пути познания или вмешаться в процесс, который совершенно непонятен стороннему свидетелю. Как понять, что наша помощь нужна, когда о ней не просят? Как осознать мотивы и предположения, которые движут нашим стремлением вмешаться? Может быть, своим действием мы избавляем себя от дискомфорта и, следовательно, оно продиктовано в большей степени эгоцентризмом, чем чуткостью?

В своей книге «Искусство жить в эпоху неопределенности и перемен» Пема Чодрон пишет, что, воздерживаясь от делания, мы вступаем в контакт с базовой тревогой или неуверенностью, от которых хотим избавиться действием. Согласно Чодрон, удержаться от действия — значит не подавить себя или притвориться, а лишь замедлиться, чтобы внимательнее присмотреться к своим обычным реакциям. Это сострадательная самопроверка с верой в свою врожденную доброту. Мы радуемся тому, что поняли себя, а не устраиваем себе выговор от лица внутреннего критика.

«Воздержание имеет силу, потому что дает нам возможность понять, что мы попались, и освободиться… мы позволяем себе почувствовать основополагающую неопределенность — эту колючую беспокойную энергию, — не пытаясь убежать от нее». Нам нужно учиться быть терпимыми к своим чувствам и в то же время позволять другим быть наедине с их собственными.

Время есть

Работая в крупном мельбурнском учреждении здравоохранения, Ким Куп часто ощущала желание действовать быстро и решительно. Как-то раз ее вызвали на консилиум по спорному вопросу. «Мне было велено сообщить свое мнение к пяти вечера. Ставки были высоки. С приближением срока я все глубже погружалась в проблему и постепенно приходила в полное умоисступление. Я считала, что ровно к пяти обязана полностью выполнить ожидания консилиума». С течением времени напряженность возрастала, и Ким начала сомневаться в себе. Потом один из коллег уделил ей немного времени, чтобы объяснить, что срок обычно носит условный характер и ей необязательно его соблюдать.

Ким осознала, что, предпринимая преждевременные действия, она увеличивает риск ошибки и может попусту тратить силы.

Ким осознала, что, предпринимая преждевременные действия, она увеличивает риск ошибки и может попусту тратить силы. «В тот момент я поняла, что не обязана реагировать мгновенно и решаю сама, как и когда это сделать». Это открытие очень раскрепостило Ким. С этого момента она стала сознательнее подходить к своим действиям в сложных ситуациях. Она постепенно продвигалась к восстановлению своего ощущения свободы выбора, устанавливая собственные сроки и беря время на раздумье, прежде чем ответить. Раньше она сразу бросалась отстаивать свое мнение. Теперь Ким стала сосредоточеннее и сдержаннее.

К ее удивлению, паузы перед реагированием дали ей больше свободы и позволили принципиальнее подходить к своим обязанностям. «От тебя немного толку, когда ты ограничиваешь себя. Оказалось, что нет ничего страшного в том, чтобы взять паузу перед принятием решения. Кроме того, я стала чаще говорить: „Да, я готова переговорить с вами, но только через пять минут“. Так у меня появляется время привести мысли в порядок и подготовиться к разговору».

Без претензий

В своей книге «Подожди!» Фрэнк Партной пишет: «Способность подумать об отсрочке — важнейшая составляющая человеческой природы. Это дар, который можно использовать в качестве инструмента исследования собственной жизни. Возможно, мы действительно живем наперегонки со временем, но эта жизнь может стать богаче, если одолеть собственные инстинкты и остановить часы, чтобы понять, что и зачем мы делаем». Особое внимание способности думать медленно уделил лауреат Нобелевской премии по экономике психолог Даниэль Канеман. В своей книге «Думай медленно… решай быстро» Канеман утверждает, что медленное обдумывание требует большей дисциплины мысли и обеспечивает лучшие решения, чем мгновенное реагирование.

Когда нас охватывает жажда немедленных действий, лучшей стратегией может стать отказ от них

Один из коллег Канемана, профессор Йельской школы менеджмента Шейн Фредерик, формулирует ключевую проблему так: «Как людям удается преодолеть естественный порыв незамедлительной реакции?» Писатель и основатель музыкально-кинематографического коллектива 1 Giant Leap Джейми Катто вспоминает, как купил первую в своей жизни дорогую машину. Проводя семинары, он проезжал больше 3 тысяч километров в неделю, и ему требовалось что-то понадежнее, чем его постоянно ломающийся старенький автомобиль.

«Это был переходный период после моего развода и возвращения в Англию, и ни дома, ни машины у меня не было. Когда ко мне приезжали дети, все шло кувырком и кое-как, сплошь дешевые придорожные гостиницы и ужасные прокатные машины. Так что, приехав за дочерьми на новенькой сияющей тачке, я чувствовал, что вернул себе законный статус крутого папы. Я набросал на заднее сиденье пледы и подушки и запланировал в качестве первого рейса путешествие в Девон. „Давайте, девочки, ваша новая карета подана!“ Мы отбыли в прекрасном расположении духа, из динамиков играло что-то духоподъемное, и вскоре мы мчались по шоссе на запад, уплетая печенье и стараясь не слишком накрошить в машине».

В какой-то момент, когда дорога пошла в гору, Джейми заметил, что мотор теряет обороты, а машина идет медленнее. «У меня упало сердце. О нет. Пожалуйста, не надо. Я пытался не обращать внимания — мало ли, вдруг дизельные машины всегда ведут себя так, когда едут в гору. Но когда меня с возмущенным ревом сирены обошла огромная фура, я почувствовал себя не таким уж суперпапой. В довершение всего голосок с заднего сиденья озабоченно поинтересовался: „Что случилось, папочка?“ Черт! Я был в ярости и ненавидел себя». Поскольку с момента покупки машины не прошло и суток, у Джейми было полное право вернуть ее дилеру и потребовать деньги назад. Но, несмотря на все свое раздражение, он решил посмотреть, что будет, если он не даст волю чувствам и устоит перед искушением сделать именно так.

«Так что я не стал скандалить и предъявлять претензии, а просто пригнал ее к продавцу, чтобы там разобрались, в чем дело». Через пару дней Джейми позвонили — машину отремонтировали бесплатно. «И это еще не все: сняв коробку, чтобы провести диагностику, они выявили еще более серьезную проблему, которая оставалась незамеченной. В итоге им пришлось поставить новых запчастей на 5 тысяч фунтов, что почти удвоило стоимость машины!» Удивленный таким подарком судьбы, Джейми решил, что проведет еще один эксперимент в следующий раз, когда ощутит потребность немедленно действовать.

Возможность представилась в том же году, когда он записывал музыку для индийского телеканала. Джейми отослал заказчику мастерленты до получения оплаты, но вместо денег пришло сообщение по электронной почте, гласившее, что теперь телеканалу нужны 40-секундные версии, а не 30-секундные, которые он сделал. Тем временем технические работники уже разобрали студию и разошлись по домам, так что восстановить все это и удлинить музыкальные фрагменты было совсем не просто. Злой и огорченный, Джейми схватился за телефон. «А потом, когда мой палец уже был на кнопке вызова, внутренний голос шепнул, что не надо торопиться, не стоит звонить им в состоянии праведного гнева».

И вновь он ощутил под ногами твердую почву, несмотря на обуревавшие его злость и желание высказать заказчику все, что думает. Джейми глубоко вздохнул и постарался разобраться со своими чувствами. «Не прошло и часа, как пришло еще одно письмо, в котором говорилось, что им нужны и 30-секундные, и 40-секундные версии. И все мы заработали по еще одной кругленькой сумме». Когда нас охватывает жажда немедленных действий, лучшей стратегией может стать отказ от них, даже если внутренний импульс требует реагировать сразу же.

Для этого надо не подавлять в себе чувства, а побыть с ними немного дольше. Проявить любознательность и поставить под сомнение свои предположения. Когда кажется, что все вокруг набирает обороты, идея замедлиться в своих реакциях выглядит парадоксальной. Она обусловлена намерением не спеша обдумать свой ответ на вопрос, взять паузу на более глубокое осмысление и исследование проблем, прежде чем их решать. Искушение действовать быстро и решительно велико. Но даже в самых критических по времени ситуациях нам очень полезно задуматься о том, откуда идет это искушение, противостоять стремлению отреагировать неосознанно, пересмотреть ожидания окружающих.


Обложка: «Альпина паблишер»