Театральный критик и драматург Ольга Малышева составила список книг, который поможет подготовиться к творческому экзамену или просто расширить знания о современном театре.

Кстати, алматинский ARTиШОК объявил набор на актерско-режиссерский курс, где за два года обещает вырастить из студентов универсальных театральных профессионалов. Чтобы получить грант, соискатели должны сдать три экзамена, в том числе творческое собеседование.

 Ханс-Тис Леман. «Постдраматический театр»

Настоящая библия и настольная книга для всех, кто интересуется современным театром. Немецкий театровед Ханс-Тис Леман написал книгу еще в 1998 году, на русский это исследование перевели через пятнадцать лет.

«Постдраматический театр» рассказывает о театральных формах и приемах, которые появились в XX веке, многие из которых до сих пор используются редко и кажутся авангардными. Здесь вы прочтете о том, что такое визуальная драматургия и звуковые ландшафты, абсурдизм и сюрреализм, а также попытаетесь понять методы культовых режиссеров от Тадеуша Кантора до Роберта Уилсона.

Цитата:

«В постдраматических же театральных формах текст, который ставится на сцене (если он вообще на ней ставится), является всего лишь равноправным элементом жестуального, музыкального, визуального и т.д. взаимосвязанного целого. Разрыв между дискурсом текста и дискурсом театра может открывать собой дорогу совершенно неприкрытому расхождению и даже полному прекращению отношений между ними».

 Эрика Фишер-Лихте. «Эстетика перформативности»

Если «Постдраматический театр» Лемана — это уже своего рода «Ветхий Завет» от театроведения, то «Эстетика перформативности» Фишер Лихте — «Новый завет».

Книга считается наиболее полной исследовательской работой о жанре перформанса — как основополагающего в современном искусстве. Работа с телом, работа с пространством, работа со звуком — можно использовать как теоретическую базу и практический мануал.

Цитата:

«Стремясь не только размыть, но и устранить границы между искусством и жизнью, между эстетической, социальной, политической и этической сферами, художники в своих спектаклях размышляют на тему автономии искусства, однако они не способны ликвидировать ее, ввиду того, что автономия искусства гарантирована самим институтом искусства. Любой иконоборческий жест художника, любое действие, направленное на разрушение института искусства, одновременно происходит в рамках этого института и в итоге наталкивается на определенные границы. Данная ситуация не меняется и в контексте эстетики перформативности».

 Виктор Вилисов. «Нас всех тошнит. Как театр стал современным, а мы этого не заметили»

Молодого российского театрального блогера Виктора Вилисова обычно принято не любить и ругать, но его первая книга стала бестселлером и может дать базовое понимание обо всем самом важном и заметном, что происходит в театре и около театра по всему миру.

Утилитарно в «Нас всех тошнит» Вилисов рассказывает о десятках важнейших режиссеров (Фабр, Кастеллуччи, Лепаж, Марталер и другие), а также дает обзор крупнейших фестивалей — от Эдинбурга и Авиньона до «Золотой маски». Нужно быть готовым к тому, что автор — противник любого традиционализма, особенно русского.

Цитата:

«Совсем комично выглядят фигуры режиссеров, которые «рождают» спектакль в муках, как сумрачные гении XIX века у себя в кабинетах, уверенные, что из одной только их фантазии может родиться целая вселенная, могущая заинтересовать человека в эпоху глобальных коммуникаций. Разумеется, театр это никакая не магия, театр это идеи, опыт и впечатления, и как они сами способны устаревать, способен устаревать и нуждается в постоянном обновлении театр».

 Аристотель. «Поэтика»

От постдрамы — назад к классической трагедии. Удивительно после первых трех пунктов обратиться к книге, написанной еще до нашей эры. Но когда у меня просят посоветовать хороший учебник по драматургии или сценарному мастерству, я рекомендую «Поэтику». Уметь придумывать и составлять истории — для актера и режиссера важный навык, поэтому эта книга в моем списке.

Если вы не читали «Поэтику» раньше, то удивитесь, сколько современных нам терминов придумал древнегреческий философ. Здесь все, что касается теории драмы — от построения композиции до типологии характеров.

Цитата:

«Чувство страха и сострадания может быть вызываемо театральной обстановкой, может быть вызываемо и самим сочетанием событий, что гораздо выше и достигается лучшими поэтами. Фабула должна быть составлена так, чтобы читающий о происходящих событиях, и не видя их, трепетал и чувствовал сострадание от того, что совершается. ... А достигать этого при помощи сценических эффектов - дело не столько искусства, сколько хорега. Тот, кто посредством внешней обстановки изображает не страшное, а только чудесное, не имеет ничего общего с трагедией, потому что от трагедии должно требовать не всякого удовольствия, а свойственного ей».

 Михаил Булгаков. «Жизнь господина де Мольера»

Напоследок художественная литература. В историческом романе «Жизнь господина де Мольера» важно не только содержание, но и контекст, в котором он был написан: Булгаков создал этот роман для серии «Жизнь замечательных людей», но при жизни писателя он так и не был опубликован.

Трагедия жизни великого французского комедиографа (и режиссера), помноженная на трагедию жизни великого русского писателя (и драматурга) — все это вместе есть огромная боль каждого, кто хочет делать театр в обстановке, которая тому никак не способствует. В том числе и современный театр, добавила бы я.

Цитата:

«Духовенство всюду встречало лицедеев равномерно недоброжелательно. Тогда приходилось идти на хитрые уловки, например предлагать первый сбор в пользу монастыря или на нужды благотворительности. Этим способом очень часто можно было спасти спектакль. Придя в какой-нибудь городок, искали прежде всего игорный дом или же сарай для игры в мяч, весьма любимой французами. Сговорившись с владельцем, выгораживали сцену, надевали убогие костюмы и играли. Ночевали на постоялых дворах, иногда по двое на одной постели».