Динмухамеду Зардыхан 27 лет. Он работает в исследовательском центре робототехники в Мюнхене: создает алгоритмы для роботов-физиотерапевтов, которые помогают в ранней мобилизации пациентов в отделении интенсивной терапии. Помимо робототехники Динмухамед занимается музыкой: в сети большую популярность набрал его импровизационный трек «Mыл полы». Мы поговорили с казахстанцем об образовании, работе в компаниях роботостроения, и узнали, как он совмещает инженерию и музыку.

Об учебе в Венгрии

Я вырос в Алматы, в Аксае, детство провел у дедушки с бабушкой — атаның баласымын. Окончил школу здесь: семь лет проучился в 133 школе, после перешел в Казахско-Турецкий лицей. До последнего момента хотел стать врачом, даже участвовал в олимпиадах по биологии. Другую специальность выбрал после разговора с семьей: я старший внук и надо было скорее становиться на ноги. После окончания поехал учиться в Венгрию, поступил на факультет инженер-электроники. Попал на платное отделение, но получал стипендию за хорошую успеваемость, которая частично покрывала расходы.

Когда заканчивал вуз, построил маленького робота в качестве дипломной работы. Весь механизм движения собрал самостоятельно, втянулся и решил дальше изучать робототехнику: поступил на магистратуру в университет в Бремен. В Венгрии мог подготовиться к экзамену чуть ли не за день, но в Германии оказалось намного сложнее: в первом семестре у меня ничего не получалось, смог закрыть только 2-3 предмета. Встретил очень хороших ребят из Китая и Индии — они очень трудолюбивы и упорны в учебе, многому учился у них.

Я был 17-летним парнем из Аксая, который никогда не выезжал за границу, мир казался не таким уж большим. Во время учебы повзрослел и понял, что есть люди разные по культуре: то, что у немца — искренность, у иранцев — бестактность. Благодаря общению с людьми разных культур у меня существенно изменилось мировоззрение.


Благодаря общению с людьми разных культур у меня существенно изменилось мировоззрение


Об учебе в Германии


Германия — страна инженерии

В Бремене подрабатывал грузчиком в ZARA, чистил роботов на заводе Mercedes, иногда работал в трех местах и учился одновременно. Заметил интересный факт: чем больше нагрузки, тем больше успеваешь. Еще понял, что плохой работы не бывает. Мое инфантильное представление о том, что после окончания университета сразу попадаешь в кресло директора, изменилось. Приходилось вставать в 4:30, в дождливый декабрь ехать на работу, а потом на учебу. Смотрел на людей, которые трудятся дворниками или грузчиками и понимал, что они такие же, как и я, просто судьба сложилась иначе.

Магистратура длилась три с половиной года вместо двух с половиной. Просто окончить университет было бы бессмысленно, хотел набраться опыта. Мне повезло: я прошел собеседование в центр инноваций робототехники при немецком исследовательским центром в Бремене.

Здесь начал работать над диссертацией, тезис — подавление колебаний в роботах с гибкими суставами. За диссертацию получил высший балл. Проработал там полтора года: участвовал в проектах по экзоскелетам, автономным машинам, программировал траекторию движения марсровера — робота, которого отправят на Марс.

В центре делали акцент на результат: проект ты можешь делать где угодно, главное — сдать его вовремя. Но не во всей Германии так — в крупных корпорациях рабочий график более строгий, да и у нас были обязательные шесть часов.

Германия — страна инженерии. Эта сфера так захватила меня, и после магистратуры решил изучать робототехнику более углубленно и подал на докторантуру в центр робототехники и машинного интеллекта при Техническом университете Мюнхена. Прошел собеседование длительностью в пять часов: за это время обсудили мое образование, опыт работы, успели поговорить и о жизни.

О работе

Наш исследовательский центр открылся совсем недавно и планирует стать одним из самых крупных институтов по изучению робототехники в Европе. Я работаю в департаменте робототехники и машинного интеллекта над проектом, связанным с медицинской робототехникой. Интересная вещь — судьба: хотел быть доктором, но стал инженером, в итоге занимаюсь медицинской робототехникой.

В департаменте работают около 20 кандидатов на докторов наук, у каждого свой проект, но все мы специализируемся в безопасности взаимодействия людей и роботов. Мой проект нацелен на пациентов, получающих интенсивную терапию в течение 48-72 часов после госпитализации. Это моя докторская диссертация. Обычно интенсивную терапию получают люди после инсульта или травм спины, которые приводят к потере моторики нижней части тела. Моя задача — сделать так, чтобы робот распознавал потребности человека и тренировал его, понимая, когда и какие нагрузки необходимы.

В Германии сейчас кадровые проблемы из-за низкой рождаемости и проблем с демографией: пожилого населения больше, чем молодежи. В стране не хватает физиотерапевтов, потому что их работа очень тяжелая. Мы ездили в австрийскую больницу и наблюдали за физиотерапевтами: им приходится переносить пациента на специальную кровать с автоматизацией для физиотерапии. Молодые ассистенты и медсестры уходят с работы уже через два года, потому что у самих начинаются проблемы со спиной от тяжелых нагрузок. Правительство Германии хочет внедрить роботов в отделения интенсивной терапии. Разработку алгоритмов для таких роботов мы с командой начали в 2018 году. Экзоскелеты или манипуляторы помогают парализованным людям ходить или двигаться. Благодаря робототехнике у физиотерапевтов появится больше времени, что позволит им осматривать больше пациентов.

Чтобы описать нынешний уровень развития роботов, процитирую слова одного профессора: робот может победить человека в шахматах или сделать сальто, но все равно уступит трехлетнему мальчику в восприятии мира

О будущем робототехники

Люди боятся, что в будущем останутся без работы из-за роботов, но, думаю, это просто страх перед неизведанным или однобокий взгляд, перенятый из фильмов. В истории было много технологических революций, которые улучшили качество жизни человека. Роботы — это следующая ступень. Они могут помочь нам очищать океаны, спускаться в шахты и делать сложную физическую работу. 

Понятие робота у людей немного искаженное: для них он либо человекообразная машина с плохими намерениями, либо централизованный разум, захватывающий мир. Любая автономная система, которая решает задачи — это робот, и мы все чаще начинаем использовать их в обиходе. Чтобы описать нынешний уровень развития роботов, процитирую слова одного профессора: робот может победить человека в шахматах или сделать сальто, но все равно уступит трехлетнему мальчику в восприятии мира.

Огромные департаменты и государственные учреждения работают над тем, чтобы безопасность роботов была на высшем уровне. Но у старшего поколения они вызывают недоверие, поэтому и появилась ветвь гуманоидов — роботов, похожих на людей. Например, колеса — более эффективный метод передвижения, но у робота должны быть ноги.

В нашем центре есть департаменты человекоподобных роботов, искусственного интеллекта, биороботов — отделений много. Сейчас наша команда работает с новым легковесным манипулятором Panda от Franka Emika. О нем недавно написал американский Time, как об одной из лучших инноваций 2018 года. Он компактный, можно установить куда угодно. Если нужно, он и чай нальет, и болт закрутит или соберет iPhone. Человек может настроить его алгоритмы в соответствии со своими потребностями.


Человек больше доверяет тому, что похоже на него самого


О музыке и треке «Мыл полы»

Музыку я любил всегда. В детстве научился записывать голос на магнитофон и понеслось. Делал каверы песен Батырхана Шукенова, придумывал песни на выдуманном английском языке. В 90-х появился компьютер, нашел на нем программу записи голоса и экспериментировал уже там.

Я был одним первых в школе, кто начал заниматься битбоксом. Песни записывал еще на Audacity. Позже познакомился с FL Studio и написал свои первый бит длиной в 15 секунд — гордость распирала. В 2011 году мы с друзьями открыли студию. В нашем лейбле были Асет и Султан Сахи, Райхана Мухлис и Алибек Беркимбаев. За очень короткое время наша команда обрела локальную популярность. Дела шли хорошо, пока все не разъехались учиться, студия со временем закрылась.

Во время учебы продолжал писать песни. Просто выкладывать в интернет не хотел, решил собрать альбом и выпустить к концу 2018 года. Параллельно заливал разные видео в инстаграм с моей музыкой, фристайлами и инструменталами.

Фристайл «Mыл полы» неожиданно стал вирусным. Я рассказывал в сториз, о чем читали бы молодые реперы, если говорили о своей настоящей жизни. Это был тот самый момент, к которому я готовился, нужно было использовать интерес людей правильно. Быстро написал полноценный трек, отснял материал, из которого графический дизайнер Денис Лазарев сделал профессиональную обложку и Даулет Сарсенбин — моушн-дизайн.

Мне самому интересно, что будет дальше: и в работе, и в музыке. Это две мои полярности, которые делают меня полноценным.


Мне самому интересно, что будет дальше: и в работе, и в музыке. Это две мои полярности, которые делают меня полноценным.


Фотографии предоставлены героем