Мобильная разработка исторически развивается параллельно с рынком мобильных устройств. Интенсивная экспансия приложений началась в 2016-2017-х. Тогда iOS и Android стали агрессивно отжимать все большие куски от общего пирога трафика у десктопа. Это продолжается по сей день, и потребность в разработчиках мобильных приложений на рынке постоянно растет: кто-то должен создавать новые продукты и поддерживать уже существующие системы.

Настоящий бум случился, когда преимущества мобильных приложений распробовал бизнес. Попав однажды в устройство потенциального потребителя, можно реактивировать коммуникацию разными уведомлениями и фичами, за счет которых приложение даст гораздо более высокую вовлеченность, чем какой-либо сайт. Когда запустят 5G, приложения станут еще более интерактивными, скоростными и вовлекающими. Значит, рынок будет требовать еще больше мобильных разработчиков.

По данным hh.kz, с 1 января по 27 июля 2020 года работодатели разместили на 9,8% больше предложений для iOS- и Android-разработчиков, чем за аналогичный период 2019 года. Причем больше всего их было размещено в июле (18,6% от общего числа вакансий за 2020 год), тогда как в 2019 году наибольшее число размещенных вакансий приходилось на март.

Мы поговорили с техническим директором Kolesa Group Игорем Бородихиным о том, кто такие мобильные разработчики и почему они так востребованы.

Иллюстрации

АЙГЕРИМ САТТАР

Четыре причины стать разработчиком мобильных приложений в 2020-м:

 У мобильщиков высокие зарплаты

В июле IT-компания Kolesa Group опубликовала исследование, в котором есть анализ зарплат казахстанских разработчиков, согласно ответам самих респондентов. Среди всех специализаций разработчики мобильных приложений оказались самыми высокооплачиваемыми: в среднем они получают 547 тысяч тенге на руки после вычета налогов.

Средний и медианный уровень зарплат по специализациям

Причем зарплата растет от года к году. Об этом говорят данные hh.kz. Если сравнить размеры заработных плат, которые предлагают работодатели разработчикам мобильных приложений в 2019 и 2020 годах, можно увидеть рост по всем показателям: медианы, моды, минимальных и максимальных заработных плат.

Предлагаемая заработная плата, тенге Медиана* Мода* Минимальная Максимальная
январь-июль 2019 259 140 233 226 155 484 840 000
январь-июль 2020 362 796 414 624 150 000 829 254

*Медиана – значение заработной платы, расположенное в середине изучаемого массива, упорядоченного по возрастанию. Преимуществом медианного показателя предлагаемых заработных плат по сравнению со средним арифметическим является его независимость от крайних значений, поскольку он делит совокупность на две равные части.

*Мода — значение во множестве средних заработных плат, которое встречается наиболее часто.

Разработчики мобильных приложений делятся на iOS-еров и Android-еров. Они пишут под разные операционные системы на разных языках программирования: под iOS обычно пишут на Swift и Objective C, а под Android — на Java и Kotlin, но при этом есть и кроссплатформенные инструменты, которые позволяют писать сразу и под iOS и под Android, правда с ограничениями.

Большая разница между работой iOS-еров и Android-еров заключается в разнообразии устройств, под которые необходимо адаптировать приложение. Для iOS это, по сути, 10 моделей iPhone и столько же iPad, плюс часы и телевизор. А для Android — огромный парк устройств, от утюга до холодильника, со своими заморочками и разрешениями экранов, которые выпускают все кому не лень.

На рынке больше Android-разработчиков, потому что для них порог входа в профессию ниже, чем для iOS-разработчиков. Чтобы начать писать под iOS, нужен iPhone и MacBook. Android обходится дешевле. Но вместе с тем под Android сложнее писать, хотя это субъективно. Бывают еще и фулстеки, но обычно их все равно больше тянет в какое-то одно направление.

 Мобильные разработчики еще долго будут востребованы

Довольно весомый аргумент в эпоху тотальной автоматизации и вытеснения людей с рынка роботами и алгоритмами. Люди продолжают перетекать из веба в мобайл и увеличивать время пользования смартфонами.

Это происходит и благодаря расширяющемуся рынку приложений, которые создают мобильщики. Приложения для спорта, обучения, коммуникаций, заказа еды, такси, шопинга, развлечений и много чего еще постепенно заменяют привычные нам формы сервисов.

Плюс мы наблюдаем глобальный тренд на супераппы (super apps) типа Gojek в Юго-Восточной Азии и WeChat в Китае, которые объединяют в себе платежные системы, развлечения, коммуникации, классифайды и многое другое. Это примерно тот же путь, что проходил веб в 2000-х перед своим расцветом — тогда появлялись многофункциональные порталы с чатами, гороскопами, блогами и многим другим.

Кроме того, сами технологии и языки, на которых пишутся приложения, тоже развиваются, становятся более удобными, лаконичными, читаемыми, менее закостенелыми. Все это несет с собой новые перспективы для мобильной разработки и снижает порог входа в профессию.

 Спрос на мобильщиков превышает предложение рынка

За время работы в разработке я побывал уже на сотнях интервью. Специалистов высокого уровня на рынке мало, плюс они очень мобильные, и им ничего не стоит упаковать чемодан и улететь в Долину при выгодном предложении. На этой волне разработчики приложений повышают свои запросы к работодателю. В результате оттока кадров требования к профессиональному уровню разработчиков чуть снижены, а работодатели в процессе конкуренции с зарубежными компаниями, которые зачастую обладают большими ресурсами, вынуждены довольствоваться кандидатами не самого подходящего уровня. Это возможность войти в профессию чуть проще. Нужно пользоваться моментом.

 iOS-еры и Android-еры быстро растут

Ростом в IT называют движение по лестнице грейдов, то есть оценок. Чем выше оценка, тем больше ответственности и привлекательнее зарплата. Обычно грейды такие: intern, junior, middle, senior, а дальше уже TeamLead или TechLead, то есть руководитель. Могут быть и всякие промежуточные грейды типа jun1, jun2, jun3.

Рост от начала до конца этой лестницы можно пройти за три-четыре года, если жить работой и постоянно развиваться. Это подтверждают и результаты исследования. Примечательно, что мобильщики в большинстве довольно молодые: 74 % в возрасте 21–25 лет, а 88 % в профессии не более четырех лет (Kolesa Zertteý, 2020).

Как войти в профессию?

В целом, как и в любую другую, — надо учиться. Но учиться на разработчика без посторонней помощи будет сложно и долго. Можно найти ментора, например, через профессиональные сообщества мобильных разработчиков — они базируются в Telegram. Например, iOS KZ, iOS Team, Mobile Dev Kazakhstan.

Или пройти какие-нибудь курсы. Изучать надо будет как общие принципы программирования, так и специальные языки и инструменты для iOS- или Android-разработчиков.

Бесплатные курсы по Android:

Список курсов от Google Developers, которые рассчитаны на разный уровень подготовки

Официальная документация от Google Developers, которая содержит в себе туториал для создания своего первого Android-приложения и статьи по ключевым темам, которые позволят углубить свои знания в Android

Популярные туториалы по Anroid на различные темы

Личный блог одного из известнейших Android-разработчиков (автора популярных библиотек)


Как устроиться на работу без опыта?

Нарабатывать опыт. Можно, к примеру, пойти во фриланс, где на опыт обращают меньше внимания. Первые заказы можно делать за отзывы, а потом эти отзывы будут работать уже на тебя.

Можно устроиться в студию, которая делает проекты на потоке, и набить там руку. Работать можно за опыт или минимальную зарплату стажера.

А когда наберешься опыта, можно уже устраиваться в продуктовую IT-компанию и становиться профи. Но приготовься к тому, что нужно будет постоянно учиться и развиваться, как в «Алиса в стране чудес»: Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!