Многим детям в первый год обучения с трудом дается изучение алфавита, письмо от руки, правописание и математический счет. Их называют ленивыми, неспособными, а проблемы со временем не проходят. Это не связано с их интеллектуальными способностями — наоборот, зачастую такие дети не испытывают проблем вне учебы или трудностей с общением. Они вырастают и не подозревают о том, что у их особенностей есть название — дислексия.

Согласно данным Международной ассоциации дислексии, около 15-20 % населения мира имеют трудности с обучением, не обусловленных задержкой развития. Единственное место в Казахстане, где проводят диагностику и коррекцию трудностей в обучении — Социальный центр дислексии в Астане.

Мы поговорили со специалисткой по работе с детьми с трудностями обучения Балкен Кузембаевой и руководительницей центра Еленой Даниловой о том, что такое дислексия, как ее диагностировать и как провести профилактику.

Текст АЙЗЕРЕ МАЛАЙСАРОВА

Иллюстрации RIM MERE

Балкен Кузембаева

специалистка по работе с детьми с трудностями обучения

В начальной школе мне было очень сложно учиться. Не хотела читать, буквы писала большие, выходила за строчки. Почерк был страшный, до сих пор пишу так, как слышу. Буквы «в» и «б» напишу в другую сторону, на английском «d» и «b» путаю. Пока напишу, забуду, что хотела сказать. Вслух читаю неправильно, потому что думаю быстрее.

В детстве я не обращала внимания на оценки, но в переходном возрасте самооценка падала из-за успеваемости. Среди троечников я была одна девочка. Отличники и хорошисты общались только друг с другом, а я дружила с мальчиками, играла в футбол. Начала заниматься вольной борьбой и стала призером и областных, и республиканских соревнований. Домашние задания не делала, списывала у хорошей подруги. Но участвовала в мероприятиях, благодаря своей активности выезжала.

После 9 класса сестра отнесла мои документы в районный колледж, и я поступила на программиста. В колледже жизнь поменялась. У меня появилась мотивация хорошо учиться и получать стипендию. Самое интересное, что я стала отличницей. По математике и физике была на первом месте, хотя в школе никак эти предметы не воспринимала. Думаю, что в колледже были хорошие учителя и мне хотелось учиться, либо я взялась за ум.

О диагнозе

В колледже познакомилась с Еленой Даниловой. Она работала в молодежном ресурсном центре, куда я пошла волонтером. Будучи активной, меня начали продвигать, устроили на работу. Я стала координатором и теперь являюсь председателем волонтерской организации в своем селе.

Я стала первой взрослой клиенткой Елены. Мы как в школе лепили из пластилина каждую букву, выстраивали образы. Потом Елена обучила меня методике, и я стала специалистом. В этом году провела коррекцию шестерых детей, на казахском и русском.

Я была рада узнать о своем диагнозе. Говорят, дислексия — это дар, и я воспринимаю ее как свое преимущество. Теперь, когда я пишу с ошибками, выкручиваюсь тем, что у меня дислексия. Тогда все интересуются, что это такое. Объясняю, и люди узнают эти признаки в своих детях.

О работе с дислексией

Чтобы понять текст, мне нужно прочитать его два-три раза. Печатать легче, чем писать от руки, потому что программа автоматически показывает ошибки. Пунктуация вообще не мое. Раньше я работала в госучреждении на руководящей должности, где нужно было писать много отчетов. И в этом плане было неудобно — руководитель, а пишет с ошибками. Подумают, «что за безграмотная».

У каждого дислексика есть своя особенность, и моя — это общение. Я могу с кем угодно начать разговор. Благодаря этому устроилась корреспондентом в местной газете. До того, как отправить текст в газету, его проверяет моя сестра-филолог. Она расставляет запятые и исправляет правописание.

Я еще не разобралась в глубинной причине дислексии. Папа с мамой хорошо учились в школе, сестры тоже. Может, у меня дислексия из-за того, что некоторые учителя занижали самооценку. Несмотря на это, я не потеряла себя и не чувствую сейчас никаких неудобств. Благодаря волонтерской деятельности и общительности добилась многого. Самое главное найти свою сильную сторону и развивать ее.

Елена Данилова

руководительница Социального центра дислексии

Моей собственной дочери с трудом давался алфавит, чтение, письмо, математика. До школы не было никаких претензий к ее развитию. Она рано научилась разговаривать, говорила взрослым языком. Каждый день, делая с ней уроки, не могла понять, почему ей не дается алфавит, тяжело учить стихотворения. Она никак не могла перейти от послогового чтения к чтению словами. Мы отправляли ее на курсы скорочтения, которые не дали никакого результата. У нее появились проблемы с самооценкой и социализацией, дочь совсем не хотела ходить в школу.

При изучении симптомов поняла, что у моей дочери дислексия. В Казахстане я не нашла специалистов, которые могли бы подтвердить диагноз, и отправилась с дочерью в Москву. Там диагноз подтвердили три специалиста. Я искала способы помочь ребенку и натолкнулась на одну из передовых коррекционных методик, метод Рональда Дейвиса, автора книги «Дар дислексии». Дочь показала прекрасный результат, она буквально воспряла.

Не каждому родителю доступно поехать за границу для постановки диагноза, и я искала способы поднять этот вопрос в Казахстане. Мы решили запустить проект по коррекции и диагностике трудностей в обучении у молодежи и подростков, и открыли Социальный центр дислексии в апреле 2019 года.

Что такое дислексия?

Дислексия — это диагноз, который официально существует в Международной классификации болезней 10-го пересмотра. Согласно традиционному подходу, дислексию видят как причину трудностей в обучении ребенка. Они, в свою очередь, делятся на:

  • трудности с чтением и пониманием текста — дислексия;
  • трудности с технической частью письма — дисграфия;
  • с грамматикой — дисорфография;
  • трудности с математическими навыками — дискалькулия.

Работу по традиционному подходу ведут логопеды, иногда дефектологи и в редких случаях психологи.

Второй подход комплексный, мультисенсорный. Под дислексией понимается весь комплекс трудностей в обучении вследствие дезориентации в голове ребенка или взрослого. Подход учит справляться с нею самостоятельно, отключать в моменты, когда необходимо четкое восприятие. Специалисты должны иметь познания как в сфере логопедии, так и в психологии, нейропсихологии, навыки стандартизированных методов коррекции.

Как диагностировать дислексию?

Диагностика дислексии требует комплексного обследования. Родитель с ребенком должны обратиться к четырем или пяти специалистам:

1. Офтальмолог, лор, невропатолог, нейропсихолог и логопед;

2. Офтальмолог, лор, невропатолог и специалист по трудностям в обучении.

Часто четкость восприятия информации обусловлена тем, что ребенок просто не видит со своей парты или не слышит учителя. Лучше проходить все обследования в одном медицинском учреждении. Либо по направлению учебного заведения можно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию бесплатно. Но там часто ставят диагноз «задержка психического развития».

После того, как дислексия определена, родитель выбирает рекомендуемый специалистами метод и место коррекции.

Причины дислексии:

  • генетика — если родители или родственники сталкивались с трудностями в обучении, у ребенка это также может проявиться;
  • перинатальное развитие — осложнения во время беременности и рождения ребенка, относится к сфере неврологии;
  • ребенок развивался либо слишком быстро (пошел раньше, чем пополз, ползает в другую сторону), либо слишком медленно. Обращает внимание педиатр;
  • в детском саду или в первом классе ребенку тяжело дается изучение алфавита — никак не может запомнить буквы или цифры, зеркалит их при написании.

В четыре года сложно выявить дислексию, в пять лет обычно говорят о риске дислексии. Точный диагноз ставится в семь-восемь лет с началом учебы. Необходимо не упустить этот момент.

В середине первого класса ребенок замечает, что он отстает от других. Копается в себе, ощущает давление со стороны педагогов и родителей, его обвиняют в неспособности к чему-то. Ребенок с дислексией не понимает, почему он не может сделать правильно. Его мозг усиленно работает, пытаясь читать, он может покрыться потом и покраснеть.

Главное — любить ребенка, не винить его, не обзывать. Родителям нужно быть помощником, другом, никак не вторым преподавателем, который еще больше вводит ребенка в состояние стресса. И важно не винить себя. Нужно принять трудности и диагноз, переговорить с классным руководителем и учителями, связать их со специалистами, которые доступно объяснят положение дел.

Профилактика дислексии

Не пренебрегать развитием ребенка в домашних условиях:

  • играть с ребенком, развивать его моторику;
  • разговаривать с ним правильным языком, четко, без искажений, не имитировать детский язык;
  • читать ребенку вслух, рассказывать сказки самим, не ставить запись или видео на телефоне;
  • желательно отправить ребенка на занятия спортом, которые позволят развить баланс, последовательность движений, работу мозга.

Делая с ребенком домашнее задание, слепите из пластилина, например, условия задачи. Дети с дислексией познают все через собственный опыт, а не через картинки и символы.

Не заставляйте ребенка много читать. Чем больше он читает, тем больше перенапрягается и переживает. Попробуйте прочитать вслух, потом вместе, обсуждайте прочитанное или разыграйте сценку. Можно использовать аудиокниги во время чтения, рисовать схемы для запоминания правил или стихотворений.

Детям постарше стоит объяснить родителям, что вы чувствуете, что творится в голове, делиться тем, что происходит в школе. Если тяжело говорить с родителями, обратиться к школьным психологам. Не скрывать и не держать все в себе.

Взрослым остается пройти только специалиста по трудностям в обучении. К нам обращались люди старше 50 лет, диагностировать и корректировать дислексию никогда не поздно.