Асель Сабыржанкызы — профессиональная художница-портретистка, блогерка и авторка креативного контента. Ее работы представлены на выставке Qazaq Content в арт-галерее Kulanshi в Астане, она продлится до 15 ноября. 

Асель создает образы женщин тюркских народов, вдохновляясь мифологией, историей, народными сказаниями и традициями. В проекте представлены 14 образов: Айбике батыр, саксанская царица, Рабия Султан, Бопай, Айганым, Сююмбике, Гаухар батыр, Курманжан, Айтолкын батыр и другие представительницы тюркских народов. 

Мы поговорили с Асель об искусстве, роли женщин в казахской культуре и творческой реализации.

Автор Карина Исабекова

 

Биография

Я окончила художественную школу в Астане. Затем пошла в колледж по специальности «станковая живопись». Завершила свое обучение, уже будучи магистром. Диссертацию я писала по теме «образ исторической личности в современной портретной живописи Казахстана». И работы, представленные на выставке, переплетаются с академическими знаниями. 

За время творческой реализации я пробовала себя в разных направлениях и стилях. Это были как классические форматы, например, натюрморт, пейзажи, портреты, так и экспериментальные проекты: я рисовала на машинах, футболках. Целью было популяризировать творчество, вернуть интерес к искусству среди молодежи. В ходе этих экспериментов я нашла себя в рисовании на коврах.

 

 

Ковер как отражение культурного кода

Свою первую картинку на ковре я нарисовала во время карантина. Это собрало много откликов у аудитории. Тогда я поняла, что могу развиваться в этом направлении. Да и сам ковер имеет сакральное значение для тюркского народа: это не просто полотно, а часть национальной идентичности, элемент, по которому можно сканировать культурный код страны. Наши предки использовали ковры для убранства юрт. Несколько столетий назад ковер считался ценным подарком. Даже сегодня мы покупаем ковры, украшаем им дома. Это атрибутика, которая остается частью нашей бытовой и повседневной жизни на протяжении нескольких веков. Символизм и связь с прошлым еще больше побудили меня писать картины именно на коврах.

Работа над картиной — трудоемкий процесс. Много времени занимает подготовка к рисованию: поиск ковра, создание эскиза, изучение и ресерч истории. Портрет —  это не только образ исторической личности и изображение внешних черт, но и детальная проработка всей концепции. Каждый портрет — это отсылка к историческому временному периоду. Я передаю эпоху через атрибутику, детали, национальные украшения. В работе над эскизами я обязательно обращаюсь к истории, читаю литературу, смотрю фильмы, чтобы точно изобразить образ девушки. Все детали должны быть органичны, передавать точность времени и эпохи. 

Далее я выбираю ковер. Найти тот самый ковер — нелегко. Огромное значение имеет фактура и цвет материала. Использовать дешевое полотно не получится. Ковер должен иметь несколько свойств: долговечность, стойкость на краски, состав из натуральных волокон. Поэтому прийти на рынок и просто рандомно купить материал, не думая о всех нюансах, я не могу. Стоимость одного ковра может достигать 200 000 тенге. И это только одна часть трат. Сюда не включены художественные материалы, затраты на эскиз. Если есть вдохновение, можно нарисовать картину за два дня с учетом того, что все материалы подобраны. 

 

 

Почему я рисую женщин

На всех моих картинах изображены девушки тюркских народов. Это как исторически важные фигуры, так и образы из мифологий и легенд. Все работы объединены одной главной линией и целью — показать значимость женщин в истории и культуре тюркских стран. 

У нас мало говорят о женщинах-правительницах и их успехах. А ведь огромный пласт в истории тюркских народов занимают именно женщины. Взять хотя бы Томирис. Она смогла противостоять Киру II — великому персидскому царю, который  завоевал огромные территории Малой Азии и преклонил перед собой весь мир. Но только Томирис хватило мужества не просто отстоять территориальные границы, но и жестоко расправиться с ним. Или Курманжан-датка — женщина, правившая почти 50 лет территориями современного Кыргызстана. А Айтолкын батыр и Гаухар батыр — они участвовали в сражениях, показывали свою храбрость, дух, незыблемую силу, несмотря на статусность и пол. Сююмбике — правительница Казанского ханства, внесла огромный вклад в историю своего народа. 

На выставке представлены не только исторические личности, но и собирательные образы девушек. Например, Жер-Ана — это отсылка к женскому божеству Умай. Для тюркских народов эта богиня имеет огромное значение. Умай ассоциируется с силой земли. Она была покровительницей младенцев, рожениц, диких зверей и охотников. Вдохновившись историей, я решила изобразить девушку со схожей историей. В образе использовано несколько символов: наполненная пиала олицетворяет источник жизни, зеленый цвет на украшениях показывает мощь энергии земли, что отсылает нас к язычеству и тенгрианству. 

На портретах «Охотница» и «Синий Волк» изображены два важных зверя: снежный барс и волк. Добавив их как символ в общую картину, я передала мужество, храбрость и целеустремленность — качества, которые характерны этим хищникам. Эти же черты заложены каждой представительнице тюркского мира.

Цвет ковра — еще один важный элемент и символ. Это ассоциативный образ, дополнение к общему смыслу картины. Например, Сакская Царица (она же Томирис — прим. ред.) изображена на красном ковре. Это цвет огня, который показывает внутреннюю силу, могущество. Синий цвет связан с небом, олицетворяет свободу, независимость духа. Зеленый цвет — это про землю, жизнь, зарождение нового.

 

 

Сексизм и роль женщины в истории 

Сегодня в обществе культивируется второстепенное отношение к женщине. Казахская девушка представляется покорной и услужливой. Она не может высказать своего мнения. Ее обязанности — потакать мужу, его семье, родственникам. Хотя на самом деле в нашей культуре женщины были равны с мужчинами. Жены великих ханов принимали участие в важных политических решениях, присутствовали на собраниях. Их мнение было очень ценным.

Мужчины-правители строили равноправные отношения с супругами и никогда не ставили их на второй план. Женщина была прежде всего партнером, а не прислугой или рабыней. В современном мире об этом все меньше говорят, искажая реальный образ тюркской женщины. Мало акцентруют достижения исторических деятельниц Казахстана и женщин тюркских народов. 

Сейчас среди молодежи поднимается вопрос равноправия. Для меня эта история не о том, чтобы забыть традиции, а как раз-таки возродить их, вернуться к истокам. Потому что свобода, независимость, храбрость и внутренняя сила — это качества, которыми изначально наделена каждая девушка. И они присущи казахским женщинам. 

Я хочу, чтобы девушки, которые приходят на выставку, вдохновлялись, получали мотивацию и понимали, что они могут реализовывать себя, свои амбиции и мечты. Это уже про них, потому что образы на картинках показывают, чего на самом деле  может достичь женщина, использовав свой потенциал. 

 

 

О реакции местной и иностранной аудитории

Выставка произвела сильное впечатление на зрителей. В интернете завирусилось много роликов, часть из них набирает по несколько миллионов просмотров. Известные личности, блогеры и медиа-проекты снимают обзоры, делятся впечатлениями. Я получаю сообщения в директе от людей из Европы и США о том, что они хотят посетить Казахстан после того, как увидели ролики о выставке. Кто-то даже приезжает с соседних городов, чтобы прийти на выставку. Очень много казахстанцев, которые не живут в Астане или близ столицы, хотят приехать и посмотреть мои работы. Также люди заказывают эксклюзивные работы, картины с уникальными портретами. Кто-то обращается за эскизами.

Это, конечно же, очень приятно. Проект внес вклад в популяризацию культуры Казахстана и тюркских народов. Например, если иностранец не знает, кто изображен на ковре, он откроет Goggle, прочтет биографию этих женщин, и у него будет уже другое представление о тюркском мире. Выставка может стать инструментом «мягкой» силы. За счет искусства растет спрос на внутренний и внешний туризм. Такие проекты описывают культурные особенности народов и раскрывают  национальную айдентику страны. Людям интересно узнать больше про традиции народа.

Я неспроста выбрала именно галерею Kulanshi. Здесь достаточно пространства для выставок такого формата. При посещении выставки у аудитории должно оставаться ощущение свободы. Если эту же работу представить в галерее поменьше, то ковры необходимо расположить близко друг к другу. Создается ощущение тесноты, нехватки воздуха. Зритель в таком пространстве чувствует зажатость, ему захочется поскорее уйти. 

Но это не весь процесс организации выставок. Привлечь медиа, правильно распределять полотна, соблюдать ряд нюансов и правил при композиции работ —  эту ответственность на себя также взяла команда галереи. Поэтому выставка как отдельный аспект работы — это сплоченность ребят из арт-пространства и самого художника. В моем случае еще и заслуга моего мужа, который поддерживал меня и помогал в реализации проекта.

 

 

Про аудиторию в столице 

Я живу в Алматы, но часто приезжаю в Астану. В Астане люди жадные на культурные мероприятия. Даже среди творческого и блогерского комьюнити видна эта разница. Во время открытия выставки много знакомых, друзей пришли поддержать проект. Они писали о нем в соцсетях, оставались до конца мероприятия. Уже на второй, третий день пришло много людей.

Я думаю, в Алматы ажиотажа было бы меньше, потому что там слишком много всего происходит. Часть культурных мероприятий остается в стороне, потому что люди не успевают посетить все места. Как я иногда говорю, в Алматы на открытие пришло бы несколько человек на 10-15 минут и побежали бы на другое мероприятие. Но это понятно: в Астане люди оживленнее посещают творческие ивенты, потому что их не так много. 

 

 

О планах

У меня есть незавершенная картина, которая многое для меня значит. С нее я начала активно вести свой блог и развивать личный бренд. Все это время я была занята другими работами, но сейчас чувствую, что мне необходимо закончить проект. 

Также я хочу проработать образ богини Умай. Уже продуманы костюмы, составлен облик девушки, сделаны эксклюзивные фотоснимки. Я полностью изучила материалы по мифологии, еще больше углубилась в историю. И планирую организовывать крупный промоушн этой работы после завершения. Это довольно большой проект с точки зрения подготовки и продакшна. 

Конечно же, я мечтаю презентовать свои работы на мировых площадках. Венецианская биеннале — одна из моих самых заветных и главных мечт. С недавнего времени форум стал открыт к творчеству казахстанских художников, поэтому надеюсь, что скоро эта мечта осуществится.