В последнее время казахстанская музыкальная индустрия переживает много новых явлений. Помимо мейнстрима, интерес слушателей вызывают экспериментальные группы, которые формируют местную андеграунд-сцену. В Казахстане эти направления считаются неприбыльными, поэтому андеграунд-исполнителям приходится выступать на небольших площадках, записываться в домашних условиях и сплачиваться в независимые коллективы.

В таких условиях и зародилось творческое объединение Pink Noise. Они организуют концерты, ведут блог о музыке, а также курируют местных андеграунд-артистов. Мы поговорили с двумя со-основательницами Pink Noise, Леной и Ликой, об их проекте, проблемах локальной андеграунд-сцены, важности сплочения творческих коллективов, удачах и неудачах, а также о планах объединения.

Автор Жангир Джангильдин

Фото Ксения Шаймерденова

Caraccident

 

Основательницы Pink Noise

Лена играет в альтернативной пост-панк группе SECRET RADIO;

Лика играет в неопсиходелической/арт-рок группе The Ravenmockers;

У Лауры сольный проект в жанре колдвейв и электро-рок.

 

TRIPPLEHAZE

 

Миссия Pink Noise

В 2021 году Лика захотела собрать творческое объединение. Она предложила Лене открыть телеграм-канал с музыкальными ревью. Затем стали проводить встречи с прослушиванием винила. Позже к проекту подключились Лаура и ушедший на данный момент Вадим. Вместе они начали формировать комьюнити и развивать местную андеграунд-сцену. Помимо блога и виниловых сессий, ребята занялись организацией концертов и других музыкальных мероприятий. 

Лика:

Pink Noise — это не лейбл, продюсерский центр или СМИ. Мы экспериментируем и оцениваем результаты. Может, в будущем станем заниматься сразу всем, но пока что это невозможно. У нас для этого недостаточно ресурсов. Мой опыт заключается в том, я умею организовывать концерты. У каждого из нас творческий проект. Это и задало вектор развития.

Лена:

Конечно, мы бы хотели стать лейблом, но пока в этом нет смысла. Нужны финансы, чтобы у артистов был грамотный продакшн и промоушн. Делать лейбл ради надписи Pink Noise под релизом — бессмысленно, потому что лейбл должен продвигать. Сейчас артисты могут самостоятельно записывать музыку и выпускать ее на стримингах. 

Лика:

Наша цель сейчас — это нетворкинг и поддержание артистов в тонусе. Мне кажется, в СНГ люди быстро знакомятся и взаимодействуют друг с другом, но также быстро забывают. Поэтому мы создаем ивенты — чтобы знакомиться с новыми и объединяться со старыми коллегами. Наладить общение внутри комьюнити. Кто-то может оказаться дизайнером, режиссером или музыкантом. И в идеале эти компоненты должны работать на общее дело.

 

«Киса в колесе»

 

«Molchat Doma — это мейнстрим»

Лика: Мы фокусируемся на экспериментальных и авторских проектах. Главный критерий — то, что малоизвестно и было бы интересно узнать. Например, тот же самый пост-панк уже не так интересен, как какая-нибудь нойзовая группа. 

Лена:

Думерский пост-панк, как Molchat Doma — это жанр, который уже превратился в мейнстрим на территории СНГ. Ты, конечно, можешь написать подобную музыку с низким голосом, зациклить бас и драм-машину и очень плохо замиксовать. Но ты не дашь музыке чего-то нового. Лучше смотреть на сцену в международном контексте. Наши музыканты вдохновляются разными жанрами. Мы стараемся обращать внимание на более нишевые, локальные вещи. Считаем, что наша сцена может подняться на международный уровень.  

Лика:

Да, при выборе жанров важно учитывать что-то новое и интересное. Взять тот же нойз: мы рассматриваем этот жанр и с образовательной точки зрения. Можно показывать слушателям, как создается эта музыка, разбирать ее на технические составляющие. Как и в любом жанре, в нойзе есть свои шаблоны, но важно немного менять структуру: модернизировать и экспериментировать. У ребят, которых мы поддерживаем, разнообразный музыкальный вкус. Они играют мультижанрово, именно это нас и привлекает.

 

Laura Casper

 

О реализованных проектах

Лена:

Здорово было проводить наши нойз-сессии, потому что это не конвенциональная, а атональная музыка: ты играешь не внутри какой-то тональности, а ориентируешься на звуки, которые издает микшер. Это интересно в плане осознания самого жанра. Клево, что люди поддержали и в принципе пришли на такое. Мы хотели, чтобы они вовлекались в процесс. Многие даже принесли с собой инструменты. 

Осенью 2023 мы привозили группы «Спасибо» и Cruel Tie. С нашими финансами это было тяжело реализовать, поэтому мы отправляли презентации спонсорам. Конечно, мы ушли в небольшой минус, но с этим сталкиваются многие организаторы. Чтобы выйти в плюс, нужно очень долго нарабатывать опыт. 

Из местных исполнителей тогда выступили SECRET RADIO, «Юрский парк», TRIPPLEHAZE, «Динозавры должны умереть» и «Шлёпки». Мы хотели рассказать о каждом исполнителе равноценно, потому что у каждого есть свой звук и эстетика. 

Лика:

Сейчас нас всего три основательницы. Нет ассистентов, бухгалтеров, кто составлял бы смету и так далее. У каждой из нас — свой фронт работы. Каждая занимается тем, что у нее лучше выходит. Но, понятное дело, мы советуемся и координируем действия. 

 

«Киса в колесе»

 

О проблемах индустрии 

Лика:

До 2019 года я планировала открыть свой творческий хаб. Например, тот же завод, в котором есть офис, сцена, магазин с мерчем и даже хостел. По-хорошему, он бы развивал и туризм. В каждой стране должен быть свой хаб. Это огромный организм, в который можно заселиться, а также посетить концерты и ивенты. Если к нам приезжают творческие люди, куда им идти? Не хватает общей площадки или сцены, в которую готовы будут вложиться. В этом должны участвовать не только музыканты, но и спонсоры, которые сейчас, к сожалению, не заинтересованы в нашей музыке. 

Лена:

Если говорить про концертные площадки для гитарной музыки, то их у нас очень мало, и у каждой свои проблемы. Из чего состоит хорошая концертная площадка? Первое — там должен быть хороший звук: бэклайн и фронтлайн. Второе — подходящее акустическое помещение. У тебя может быть хорошая аппаратура, но если ты придешь выступать на площадку с плохой акустикой, то из-за реверберации все превратится в кашу. Третье — подходящая атмосфера, в которой хотелось бы находиться.

У каждого места проблемы хотя бы с одной из вышеперечисленных составляющих. Чтобы решить это, нужен грамотный арт-директор, который разбирается в звуке. Также важен звукорежиссер, кто понимает, как работать именно с гитарной музыкой.

 

TRIPPLEHAZE

 

О целях Pink Noise

Лика:

На данный момент цель одна — популяризировать андеграунд-музыку. Многие талантливые артисты боятся о себе говорить. Они думают, что их музыку не будут слушать. Бывает, встречаешь художника и спрашиваешь: «Где твои картины?». А он их выкинул, порвал и уничтожил. Нашим творческим единицам нужен тот, кто скажет им, что они круты и должны быть среди остальных, а не сидеть в темном углу. В индустрии есть ребята, которые сидят в пещере «Бэтмена», а есть те, кто толком еще ничему не научились, но уже рвутся себя показать.