Термин «андеграунд» все чаще применяется по отношению к малоизвестной независимой музыке. Мы решили узнать, чем живут независимые музыканты и энтузиасты, занимающиеся их продвижением. 

Поговорили с музыкантками и соосновательницами андеграунд комьюнити Pink Noise — Леной, Ликой и Лаурой; владельцем концертной площадки «Анклав», организатором ивентов «Шабаш», участником группы P.I.G.Z — Артемом Введенским; участницей групп «красныечулки» и «АНТИВСЁ» — Пёсой Каценеленбоген.

Автор Юлия Петрова

 

О своей деятельности

Лена, соосновательница Pink Noise, участница группы Secret Radio

Проект Pink Noise был основан около года назад. Объединившись с Ликой и Лаурой, (соосновательницы Pink Noise — прим.ред.) мы решили собрать комьюнити, которое будет освещать локальную сцену и рассказывать о местных музыкантах так, чтобы на них обращали больше внимания. 

Лика, соосновательница Pink Noise, основательница группы The Ravenmockers

Я всегда верила, что музыку можно монетизировать. Группа помогает влиться в сферу искусства, исследовать ее со всех сторон, консолидировать с наукой. Когда возникла идея, появились и возможности: восемь лет назад я познакомилась с Иваном (гитарист The Ravenmockers — прим.ред.) и Сашей (басист The Ravenmockers — прим.ред.) Они меня невероятно вдохновили и продолжают вдохновлять. Помимо музыки, я занимаюсь исследованиями в области нейробиологии, пишу и веду лекции на стыке искусства и науки.

 

 

О состоянии локальной сцены 

Лена

После ковида в Казахстане появилось много новых групп, жанрово не вписывающихся ни в мейнстрим, ни в существовавшие на тот момент лейблы. Сейчас ситуация сильно улучшилась, но если не поддерживать локальную сцену, она может пойти на спад. В Алматы такое уже наблюдалось: появлялись новые группы, открывались клубы с живой музыкой, но со временем они прекращали отвечать на нужды аудитории и закрывались.

В Алматы сосредоточен весь казахстанский андеграунд. Здесь есть жанровое разнообразие, люди готовы и хотят экспериментировать. Это сильно отличает нашу сцену от, например, российской. Там все движется в сторону упрощения музыки, доминирует пост-панк. Наши же ребята играют нойз, гранж, психоделику. Они хотят музыкально сравняться со всем миром, в то время как российские музыканты работают в рамках своей сцены.

 

 

Почему группы не выходят за рамки андеграунда

Артем Введенский, владелец концертной площадки «Анклав», организатор ивентов «Шабаш», участник группы P.I.G.Z

Большинство групп остается в андеграунде из-за отсутствия поддержки слушателей. Например, новая группа соберет на концерте небольшое количество друзей, но основной массе это будет неинтересно. Они предпочтут посетить концерт именитого артиста, нежели послушать локальный андеграунд. В Европе люди стремятся пойти на концерт «ноунейм» групп, чтобы узнать что-то новое. У нас, к сожалению, наоборот.

Лика

Самая главная проблема — полное отсутствие культуры и профессиональной этики. У нас даже контракты не составляют. Никто не хочет брать на себя ответственность. Но даже в андеграунде нужны регламенты и правила. Когда нет этики, появляется куча внутренних и внешних конфликтов. Я заметила, что из поколения в поколение многие просто разочаровываются: им либо некуда расти, либо проект держится на энтузиазме. Многие забывают, что музыкальная индустрия — это бизнес.

Лена

Все упирается в ресурсы. У нас не так много профессионалов, которые умеют записывать и сводить песни. А те, кто умеют, не разбираются в тонкостях жанров, могут работать только с определенной музыкой. Многие музыканты пока только учатся, и далеко не у всех получается написать конкурентоспособный материал. С поддержкой начинающих музыкантов в комьюнити слабовато, как и с инфраструктурой: мало площадок для выступлений, мало репетиционных баз.

Кроме того, многие музыканты считают, что если они запишут песню и опубликуют ее, то их сразу станут слушать. Но это не так просто, необходима подготовка слушателей к релизу, анонсы, дальнейший анализ. Если релиз не сработал, стоит искать причины, подумать, что можно улучшить. Важно рефлексировать над своим творчеством.

Лаура, соосновательница Pink Noise, сольная артистка Laura Casper

Личные качества музыкантов тоже могут мешать развитию. Часто начинающие ребята не делятся своим творчеством, боясь получить в ответ критику. Но ведь конструктивная критика — это то, что необходимо для развития. Важно уметь воспринимать замечания адекватно и разделять критику и хейт. 

К сожалению, организаторы приглашают выступать уже локально известных артистов с большим количеством подписчиков, почти не обращая внимания на начинающих. Популярные становятся еще популярнее.

Пёса Каценеленбоген, участница групп «красныечулки» и «АНТИВСЁ»

Наша сцена только начинает развиваться, особенно в панк-жанрах. Сцену держат несколько авторитетных групп, популярных относительно андеграунда. Они выступают на всех масштабных ивентах, в то время как другие бьются об невидимый потолок. Чтобы развиваться в музыкальной индустрии, нужно иметь либо связи, либо средства для организации своих фестивалей и площадок.

 

 

О музыкальном просвещении в Казахстане

Лика

У нас по пальцам можно пересчитать знатоков сцены. Казахстанцы не будут заинтересованы в развитии независимой музыки, пока кто-то с горящими глазами не вдохновит их, не разожжет интерес. Нужны люди, которые на постоянной основе будут разжигать огонек внутри творческих единиц и тех, кто их поддерживает. Как это делать? Манифестировать на постоянной основе. Нет ничего невозможного для человека, который чего-то очень сильно хочет. А когда манифест слеплен со страстью, он обязательно тронет спящее сердце.

Лена

На музыкальное просвещение влияет много факторов, в первую очередь экономика. Наша сцена сосредоточена там, где есть ресурсы и деньги — в Алматы. Остальная часть населения не имеет возможности узнать об андеграундной сцене. 

Можно отметить одну хорошую тенденцию: в Казахстане растет спрос на самоидентификацию и саморефлексию, появляется много популярной казахоязычной музыки. Это хорошо, ведь если есть мейнстрим, то рано или поздно появится андеграунд, где будут представлены казахоязычные артисты менее популярных направлений.

 

 

О проблемах продвижения 

Артем Введенский

Все упирается в деньги. Музыкантам нужны средства для организации концертов, но люди не хотят отдавать большие деньги за музыку. Нет понимания, что за творчество, как и за любую другую услугу, нужно платить.

Мы пытались устраивать концерты максимально просто и не затратно, но большие суммы заработать никогда не удавалось.

Пёса Каценеленбоген

Бывают финансовые трудности. У нас нет постоянного заработка, но всегда нужны деньги на репетиции. На этот случай у меня есть сберегательные счета, куда я откладываю средства именно на музыку.

Лена

Алгоритмы, продвигающие музыку на стримингах, не настолько развиты, чтобы правильно сортировать треки по плейлистам. Если ты пишешь музыку, которая сильно отличается от того, что популярно в твоем регионе, то понадобится время, чтобы алгоритмы поняли, кто ты и какую музыку играешь. Они могут собрать плейлист с жанрово непохожими треками, но при этом географически совместимыми артистами. Из-за этого твой трек рискует оказаться в совершенно непонятной компании, далекой от твоего направления.

 

 

Возможно ли заработать на независимой музыке

Лаура

Нет. На локальной сцене ты только вкладываешь, ничего не зарабатывая. Лично я не заработала ни копейки, хотя вложила в проект не меньше миллиона с 2018 года. Труд независимых артистов не оценивают по достоинству. 

Единственную оплату за свою музыку ты получаешь, когда видишь на концертах своих постоянных слушателей, тех 5-10 человек, и заряжаешься от них энергией, чтобы и дальше продолжать вкладываться в творчество.

Лика

Я думаю, что возможно. Это проверено, и чем больше усердия и интеллекта ты вкладываешь, тем больше заработаешь. Есть куча разных инструкций, как монетизировать творчество. Это тоже экспериментальное занятие, особенно в Казахстане.

 

 

Как выйти на новый уровень и стать известнее

Лена

Работать над материалом, продвижением, искать свою аудиторию. Я считаю, что когда кто-то из андеграунд-музыкантов сможет собрать в соло 500 человек, можно будет смело заявить, что у них получилось. В дальнейшем такие музыканты могут сами организовывать крупные концерты и ставить в лайнап начинающих.

Артем Введенский

Быть всегда на слуху, выбирать свою целевую аудиторию и работать на нее, записывать треки, чтобы больше людей могли о вас услышать не только вживую, но и на цифровых площадках. Твердо заявить о себе, пробиваться на крупные фестивали. Ответственно готовиться к концертам, исключить алкоголь и лень.

У многих начинающих музыкантов складывается впечатление, что для записи надо бежать в студию и платить огромные деньги. На самом деле это не так, мы всегда записывали свои треки дома «на коленке» и получали желаемый результат.

 

 

Как помочь локальной сцене

Пёса Каценеленбоген 

Музыкантам нужно сотрудничать друг с другом и отказаться от предрассудков. Мне бы хотелось, чтобы мероприятия организовывали с большей открытостью к новому. Например, в списках фестиваля «Шабаш», на котором должны были выступать разные «тяжелые» группы, сейчас оказываются одни и те же артисты. Но радует то, что наша сцена начала развиваться. Не так давно появился, например, бар «Анклав», где может выступить любой желающий.

Лена 

Чтобы поддержать артистов, слушатели могут посещать их концерты, платить за вход, репостить их контент в соцсетях. Это повышает вероятность того, что пост попадет в рекомендации. Важно слушать песни и подписываться на стримингах. Алгоритмы работают таким образом, что если вы ставите «сердечко» на песню, в дальнейшем она будет предлагаться другим слушателям с похожими предпочтениями.

Лика 

Самопровозглашенным продюсерам нужно научиться опекать музыкантов и их проекты, прежде чем бить себя в грудь. Приглашать хедлайнеров из других стран — не панацея. Нужно больше веры в своих. 

Музыканты должны научиться отстаивать свою репутацию. «Мы не будем обслуживающим персоналом для тех, кто хочет на нас навариться» — таков манифест. Либо вы задаете траекторию и шагаете свободно в своем темпе, либо на вас надевают ярмо, и вы тащите на себе всех подряд. Выбор за вами.

 

 

Кого из локальных артистов вы бы рекомендовали к прослушиванию

Лена 

Мы с командой Pink Noise собрали огромный разножанровый плейлист с локальными музыкантами. Вот он

Артем Введенский 

От себя я бы хотел порекомендовать несколько групп, которые стараются сделать локальную сцену лучше: Secret Radio, «красныечулки», Kepler's Three Laws и «Юрский парк».