Мы живем в мире, где подростков вынуждают выбрать профессию в 17 лет. Из-за этого дети часто поступают туда, куда не хочется. Это можно понять, взглянув, например, на процент выпускников, которые работают не по профессии.

Бывают и противоположные кейсы. Некоторые поступают туда, куда хотели, получают образование и работают по специальности, но на определенном этапе жизни меняют род деятельности. Это не значит, что они когда-то сделали неправильный выбор. Просто сейчас, в век технологий и клипового мышления, менять несколько профессий за жизнь — совершенно нормально.

Так вышло и с Ольгой Малышевой — героиней нашего сегодняшнего интервью. В начале 2010-х она работала журналисткой в разных изданиях: писала для глянца и возглавляла алматинское СМИ, пока однажды не увлеклась театром. Сегодня Ольга пишет сценарии, ведет собственный телеграм-канал о театре и режиссирует пьесы.

В рамках совместного проекта с конференцией TEDxAstana, где выступила Ольга Малышева, мы подготовили интервью о театре, журналистике и смене профессии в 30 лет.

Автор Султан Темирхан

 

Мы обречены зарабатывать как-то еще

Много ли параллелей между независимым театром и СМИ?

Ух ты, я никогда не думала об этом. Наверное, слово «независимый» играет ключевую связку. Некоторые параллели есть. В первую очередь — отсутствие государственного контроля, но даже в независимом СМИ есть риск, что кто-то позвонит и скажет: «Этот материал надо снять». Например, если у медиа есть учредитель, аффилированный с властью. Это и было моим триггером, чтобы уйти из журналистики. В независимом театре я ни разу не сталкивать с цензурой.

Мы пониманием, что это зависит от специфики, но какие в среднем зарплаты у театралов?

Артист независимой театральной команды за выход может получить от 10 до 50 тысяч тенге. Общий оклад зависит от количества спектаклей в месяц. Поэтому артисты часто обречены зарабатывать как-то еще. Практически все продюсеры, сценаристы и режиссеры берут коммерческие проекты — там зарплата зависит от спонсора. Иногда суммы достигают нескольких миллионов. Потом эти средства либо вкладывают в будущие проекты, либо растягивают на несколько месяцев.

 

 

Насколько мы знаем, у вас нет театрального образования, мешает ли вам это?

В основном нет. Иногда не хватает знаний по истории казахского театра, но я восполняю пробелы другими путями. Например, нахожу информацию на казахском и перевожу на русский, общаюсь в казахоязычными театроведами.

В государственные театры режиссеров и актеров без высшего редко берут. Для последних наличие профильного образования в целом более критично. Трудоустройство возможно, но на минимальную ставку.

Лучший способ роста — это насмотренность. Желательно смотреть много спектаклей, читать драматургию. Это расширяет знания. Иногда я встречаю артистов, у которых узкое понимание театра. Для них современная драматургия — это то, что написано в 80-е, хотя с тех пор прошло 40 лет.

 

 

Рост индустрии в регионе — тренд, а не исключение

Часто люди балансируют между кино и театром?

Довольно часто. Мне кажется у нас нет отдельных категорий актеров театра и кино. С режиссерами более редкая история, но тоже бывает.

А как же Серебренников?

Я понимаю, имею в виду Казахстанский кейс.

Тем не менее театральное и киношное актерское мастерство отличаются?

Отличаются. Я знаю много актеров, у которых проблемы из-за этого. Когда театральный артист в кадре, это заметно.

Переигрывает?

Сейчас уже в меньшей степени, а вот лет 8-10 назад в нашем кино было видно театральных артистов. Так вышло из-за того, что театральные артисты привыкли играть на большой сцене, где их должны видеть и слышать несколько десятков людей. Сегодня кинорежиссеры понимают, как направить актера в нужное русло.

 

 

   

Многие интересуются тем, с чего начать погружение в театр. Например, в алматинском театре «АРТиШОК» доступна отдельная категория спектаклей для начинающих зрителей. За пределами крупных городов театр также не стоит на месте. Рост индустрии в регионе в последние годы становится трендом, а не исключением. Об этом Ольга писала еще в своем материале для интернет-издания Manshuq.

   

 

 

Надо жить свою жизнь

Люди творческих специальностей часто сталкиваются с давлением со стороны близких. У вас бывало так?

Мне кажется, мои родители достаточно адекватно относятся к моему ремеслу, но многие мои друзья сталкивались с давлением. Здесь, наверное, вопрос не в том, как объяснить, а в том, как сепарироваться. Это твоя жизнь и твой выбор. Я понимаю локальный контекст, когда ребенок привязан к родителям, но, опять же, человек сам хозяин своей жизни. Если получится объяснить, то хорошо, если нет — это не должно тормозить нас. Надо жить свою жизнь.

 

 

Как думаете, смена вектора неизбежна в наше время?

Это не неизбежно — это, скорее, хорошая возможность. Я легко могу представить человека, который всю жизнь работал по профессии, точно так же, как и того, кто сменил несколько специализаций. Мой отец говорит, что рад, что я выбрала ту работу, от которой получаю удовольствие, ведь многие от своей работы получают только зарплату.

Это вот такое советское воспитание. У моего поколения и последующих гораздо меньше рамок и больше выбора.