Казахстанская художница @qantars (Кантар Самал) нарисовала и опубликовала в твиттере фан-арт Катары, героини мультсериала «Легенда об Аанге», с инуитскими татуировками. На публикацию девушки остро отреагировала инуитка, обвинив Кантар в расизме и культурной апроприации. Под постом началась дискуссия на эту тему.

Поддержать Кантар решила другая художница @ironduuude (Диана Сарсенова): она предложила создать фанзин (любительское малометражное издание — Прим.ред) и организовать флешмоб. Художники из СНГ подхватили инициативу: в социальных сетях они стали грузить иллюстрации с героями из «Аватара» в национальной одежде народов СНГ.

Мы поговорили с Кантар и Дианой и узнали, как девушки реагируют на хэйт и критику, в чем суть флешмоба и должны ли быть границы в искусстве.

Текст

ЭВЕЛИНА СМАГУЛОВА

Редактор

КИРИЛЛ КАРГАПОЛОВ

О культурной апроприации в рисунках к «Аватару»

Все началось с того, что в твиттере я опубликовала фан-арт по мотивам мультсериала «Аватар: легенда об Аанге», где одну из героинь, Катару, изобразила с инуитскими татуировками.

Потом под постом появился коммент: девушка-инуитка попросила удалить пост и не рисовать элементы культуры инуитов, если я сама не инуитка. Она обвинила меня в культурной аппроприации и оскорблении. Позже количество обрушиваемой на меня критики выросло, и я удалила пост. На эту ситуацию отреагировала Диана (@ironduuude), которая решила поддержать меня фанзином. Потом это переросло в флешмоб.

Мы решили рисовать персонажей из Аватара в одежде разных народов. Но потом идея трансформировалась и нам захотелось дать немного репрезентации народам своего региона. Я вижу в этом своего рода манифест: «Вот она — наша культура, и мы рады делиться ею!» Хотя сейчас  слово СНГ в хештеге стало очень условным и присоединиться к нему могут представители всех этносов, в том числе западных стран.

Раньше я просто рисовала казашек, туркменок, кыргызок и старалась достоверно показать расу и народность, рисуемого персонажа. И отклики, что в англо-твиттере, что в СНГ-твиттере всегда были позитивными.

Считаю, что обвинения в культурной апроприации, которые были адресованы мне, уместны лишь в сторону корпораций, крупных медиа и компаний, которые получают какую-либо выгоду с этого и могут формировать образ культур, а не частного лица. Флешмоб стал популярным из-за реакции другой стороны общества на культурный гейткипинг и на art policing (контроль творчества — Прим.ред). Два термина, как оказалось, очень распространены в англоязычном интернете.

Интернет  — то место, где каждый остается при своем мнении. Поэтому остается просто перенаправить ресурсы из виртуальных войн для чего-то более позитивного, как этот флешмоб, например.

Популярность флешмоба и фэнзин

Популярность флешмоба порадовала, однако стало немного тревожно, потому что у разных популярных вещей появляются свои хейтеры. И иногда этот хейт к явлению вроде флешмобов, может перекинуться лично на его авторов и участников. Но, надеюсь, что хейтеры будут более сдержанными чем те, кто обвинял меня в расизме. Эту негативную реакцию мы с Дианой как творческие люди хотим превратить в позитивную вещь — создать фэнзин. Пока мы на стадии его организации.

Искусство не подлежит ограничениям, связанным с отображением гендерных, национальных, культурных и других различий. В искусстве должно существовать только одно ограничение: «не унижать людей». Если изображение никого не унижает и не принижает культуру, то я не вижу причин ограничивать его. Но мир большой и, как выяснилось, у инуитов и казахов очень разное представление о том, что является оскорблением их культур и традиции.


О социальной справедливости и творчестве

Твит про фанзин разлетелся и было слишком много желающих поучаствовать. Мои личные сообщения ломились от заявок с предложениями о помощи в его создании. Поэтому я предложила Кантар (@qantars) расширить формат и запустить флешмоб в твиттере и инстаграме, чтобы каждый желающий точно смог поучаствовать.

Хотелось дать возможность людям показать свои корни, рассказать о своей культуре. Самой было приятно искать референсы, фотографии и информацию о казахском национальном костюме.

Обвинения в культурной апроприации считаю неправильными. Кантар не рисовала татуировки на себе, не унижала и не высмеивала чужую культуру. Произошла какая-то абсурдная ситуация, когда представители двух этносов друг друга не поняли, а западные борцы за социальную справедливость подхватили негатив и просто затравили художницу из Казахстана. Вместо этого, можно было вежливо объяснить, что в рисунке не так.

О флешмобе и поддержке культур

Очень много арт флешмобов приходят к нам от западных или восточноазиатских художников, а #АватарСНГ нужен в первую очередь нам. В Евразии и странах СНГ ведь так много народов, о которых никто не знает.

Такой флешмоб - это отличный способ показать чью-то культуру, открыть для себя новые народы. Для кого-то это очередной хэштег-однодневка, для кого-то способ самовыразиться, для третьих просто глупость от «твиттерских девочек-рисовальщиц». По мне, это способ сплотить русскоговорящих контентмейкеров, привнести немного вдохновения и развлечения в арт-сообщество,  когда у многих повышена тревожность и депрессия из-за пандемии, мировых протестов и большого количества плохих новостей. Если хотя бы одна художница или художник забыли про негатив и получили удовольствие, пока рисовали по флешмобу — я счастлива.

О рамках в искусстве

Был случай, когда мне предъявили то, что кожа темнокожего в каноне персонажа «на тон темнее, чем нужно», а значит по их логике — я расистка. Внимание художников и СМИ к флешмобу поможет изменить ситуацию. 

В искусстве вообще нет и не должно быть рамок, которые касаются отображения каких-либо различий между людьми. Но всегда будут те, кому не понравится чье-то творчество. Адекватные пройдут мимо, проигнорируют или молча заблокируют неугодный им контент, а кто-то с пеной у рта будет доказывать, что автору надо удалить свою работу.


обложка: Instagram – corallovyy