Сейчас кинотеатры по всему миру заполнены кинокомиксами, конвейерными блокбастерами и бесконечными приквелами с ремейками. Из-за этого возникла тенденция просмотра авторских фильмов в домашних условиях. Этому также поспособствовали CD-диски, качественные телесериалы и стриминговые платформы.

Мы собрали стильные картины для вдумчивого домашнего просмотра. Отдельные кадры из этих фильмов могут посоревноваться с изобразительным искусством, а атмосфера погружает во вселенную картины не хуже, чем театр. 

Мы взяли пласт западного кинематографа с 1960 по 2020 годы и выбрали 12 не самых очевидных картин — от антиутопий и военных фильмов до магического реализма и поэзии обыденности. В сегодняшней подборке 6 картин, а через неделю выйдет (уже вышла!) вторая часть, дополняющая список.

Автор Жангир Джангильдин

 

Ночь

La Notte, 1961

 

 

ЖАНР: 

драма

РЕЖИССЕР: 

Микеланджело Антониони («Фотоувеличение», «Профессия: Репортер»)

ОПЕРАТОР: 

Джанни Ди Венанцо («8 с половиной», «Затмение»)

 

 

«Ночь» Антониони — это вторая работа режиссера из его идейной Трилогии отчуждения. Во всех картинах трилогии показаны судьбы состоятельных людей на фоне отрешенного черно-белого пейзажа. Несмотря на социальный статус и благополучие, герои Антониони потеряны и не способны разобраться в своих чувствах.

Сюжет строится вокруг кризисных отношений писателя Джованни и его супруги Лидии. Они апатично проходят сквозь серость дня и умирающего в больнице друга, пока не попадают на ночную вечеринку. Длинная ночь неторопливо перетекает в безлюдный рассвет, где они, наконец, приходят к откровенному диалогу.

Учитывая год производства, черно-белую картинку и тематику фильма, он мог бы получиться скучным. Однако выверенная режиссура, тонкая операторская работа, образцовая цветокоррекция и джаз, контрастирующий с настроением героев, максимально вовлекают зрителя в атмосферу фильма. Под красивой обложкой итальянского неореализма отчуждение героев не уходит в тоску и безнадегу, а обретает некий шик.

 

 

Заводной апельсин

Clockwork Orange, 1971

 

 

 

Жанр

драма, антиутопия, криминал

Режиссер

Стэнли Кубрик («Космическая одиссея 2001», «Цельнометаллическая оболочка»)

Оператор

Джон Олкотт («Сияние», «Барри Линдон»)

 

 

Фильм Стэнли Кубрика, снятый по одноименному роману Энтони Берджесса, за годы существования обрел огромную значимость в поп-культуре. Ультранасилие, moloko+ и кадры из фильма разлетелись на тысячу мемов, а образ главного героя Алекса неоднократно эксплуатировался в различных фотосессиях, маскарадах и клипах. Подтверждение последнему — видео группы Blur на песню Universal.

Фильм стал достоянием массовой культуры и повлиял как на музыку с кинематографом, так и на дизайнеров c модельерами. Не в последнюю очередь это заслуга визуальной составляющей фильма. 

Сюжет же рассказывает о группе подростков, совершающих убийства и изнасилования. Их лидер Алекс попадает в тюрьму, где подвергается специальной обработке по подавлению подсознательного стремления к насилию. Однако меры, предпринятые в тюрьме, вызвали у героя лишь физическое, а не моральное отвращение к насилию.

Из-за того, что действие фильма происходит в неопределенном будущем, визуал наполнен футуристическими авангардными деталями и декорациями. В картине используется много современных приемов съемки, таких как таймлапс, что, вместе с перфекционизмом Кубрика, привносит в фильм клиповость. А музыка Бетховена, контрастирующая с насилием в кадре, придает ленте еще больше шарма. 

 

 

Апокалипсис сегодня

Apocalypse Now, 1979

 

 

 

Жанр

военный, драма, история

Режиссер

Фрэнсис Форд Коппола («Крестный отец», «Бойцовская рыбка»)

Оператор

Витторио Стораро («Последнее танго в Париже», «Последний император»)

 

 

 

Съемки «Апокалипсиса сегодня» по повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы» были многострадальным производственным адом для всей команды. Фильм, который должны были снять на Филиппинах за шесть недель, снимался 16 месяцев. Виной тому стали погодные условия. Бюджет постоянно разрастался, и режиссеру Фрэнсису Форду Копполе пришлось заложить дом, чтобы финансировать картину самостоятельно. Процесс усложнял и Марлон Брандо, который не соблюдал условия договора: актер постоянно вмешивался в процесс съемок и менял реплики своего персонажа на ходу. 

Коппола охарактеризовал производство ленты так: «Мы делали этот фильм примерно так же, как американцы вели войну во Вьетнаме — нас было слишком много, мы тратили слишком много денег и понемногу сходили с ума». Тем не менее фильм был отснят. Коппола получил Золотую пальмовую ветвь Каннского Фестиваля, а Витторио Стораро получил Оскар за лучшую операторскую работу.

Сюжет, который переписывался десятки раз, был таковым: во время Вьетнамской войны страдающего ПТСР капитана Уилларда отправляют на спецзадание. Он должен найти и убить сумасшедшего полковника Курца, создавшего в отдаленном районе нечто вроде собственного культа. В ходе миссии капитан становится свидетелем безумия и ужасов войны.

В фильме много натуральных планов боевых действий, медитативной съемки и психоделической атмосферы. Картина похожа на один длинный кошмар главного героя. В ней много интересной работы со светом и цветом, в том числе из-за того, что Марлон Брандо набрал в весе, и его приходилось снимать при тусклом освещении не в полный рост. Фильм пестрит красками и масштабом, не уступая современным блокбастерам.

Композиции The End от The Doors и «Полет Валькирий» Вагнера стали крепко ассоциироваться с визуалом фильма, а цитаты из него разлетелись по словарю всех кинолюбителей.

 

 

Париж, Техас

Paris, Texas, 1984

 

 

Жанр

драма, роуд-муви

Режиссер

Вим Вендерс («Небо над Берлином», «Алиса в городах»)

Оператор

Робби Мюллер («Мертвец»,«Танцующая в темноте»)

 

 

Вим Вендерс известен своими неторопливыми дорожными историями. Кинокритики присудили режиссеру статус поэта «расстояний, разделяющих людей и произносимые ими слова».Герои его фильмов часто находятся в состоянии бесцельного пути и стараются обрести новый смысл или жажду к жизни, перебиваясь случайными маршрутами, любовниками и обстоятельствами. В этой картине локации Западной Германии переместились в обширные штаты Америки, а привычный образ потерянного тридцатилетнего персонажа перевоплотился в человека среднего возраста, который уже имел все для счастья, но потерял. 

Картина начинается с пейзажа равнин неподалеку от мексиканской границы. Там появляется человек в красной бейсболке, который не разговаривает и не спит. Местному врачу удается опознать главного героя и выйти на его брата. Последний забирает его к себе домой. Выясняется, что главного героя зовут Трэвис и у него есть сын и жена. Он пропал за четыре года до начала событий фильма. Все это время брат Трэвиса Уолт воспитывал его сына в своей семье. Трэвис приходит в чувства и берет сына в путешествие на Юго-Запад Штатов на поиски его пропавшей матери Джейн.

Фильм похож на ожившие картины Эдварда Хоппера. Здесь пестрая контрастная цветовая палитра, атмосфера придорожных американских мотелей с забегаловками и неспешное медитативное повествование, которое сопровождается слайд-гитарой блюзового музыканта Райлэнда Кудеры. За этот фильм Вендерс получил Золотую пальмовую ветвь Каннского Фестиваля. 

 

 

Бразилия

Brazil, 1985

 

 

Жанр

антиутопия, драма, сатира

Режиссер

Терри Гиллиам («Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «12 обезьян»)

Оператор

Роджер Прэтт («Бэтмен», «Гарри Поттер и Тайная комната»)

 

 

Сатирическая антиутопия «Бразилия» режиссера Терри Гиллиама снята в стиле дизельпанка и вдохновлена романом Джорджа Оруэлла «1984», а также произведениями Франца Кафки. Действие картины разворачивается в вымышленной эпохе, где общество поглощено тотальной бюрократией и потребительством. Фильм построен на идеях тоталитаризма Оруэлла и абсурдизме Кафки. Это послужило идеальной платформой для сюрреалистического почерка режиссера-комедианта Терри Гиллиама. Картина стала классикой кинематографа, а многие кинокритики называют ее лучшей работой мастера.

По сюжету главный герой картины Сэм Лаури работает мелким клерком. Он вполне доволен своей рутиной и положением, несмотря на то что его мать Ида добивается для него повышения, используя свои связи. Сэм постоянно видит сны, где он спасает неизвестную девушку от различных существ. Вскоре он встречает ее в реальности. Она подает жалобу в отдел информационных исправлений на ошибочный арест ее соседа, которого перепутали с Арчибальдом Таттлом по прозвищу «Гарри», подозреваемым в терроризме и работе без лицензии. Из-за бюрократической ошибки девушке грозит срок, и Сэм отправляется на ее поиски, чтобы спасти.

В фильме много изобразительного визуала и операторских ракурсов. Гиллиам не использовал компьютерную графику — все декорации строились вручную. Картинка местами вульгарная и будто нарочито смешная, что придает ленте неповторимую атмосферу. Любовь режиссера к сюрреализму и запоминающимся образам в этой картине раскрылась на максимум.

 

 

Пьянь

Barfly, 1987

 

 

Жанр

драма, мелодрама, комедия

Режиссер

Барбет Шрёдер («Еще», сериал «Безумцы»)

Оператор

Робби Мюллер («Мертвец», «Танцующая в темноте»)

 

 

«Пьянь» Шрёдера по сценарию американского писателя и поэта Чарльза Буковски — это то, как вы визуализировали себе его романы, правда, с более приятной и вылизанной картинкой.  

Фильм рассказывает о Генри Чинаски — писателе, поэте и алкоголике. Он пропивает свою жизнь в грязных барах Лос-Анджелеса, дерется на улицах, а в свободное время пишет. В какой-то момент он влюбляется в Ванду, женщину с алкогольной зависимостью, и у них завязывается роман. Позже он встречает главного редактора литературного журнала Тулли Соренсон, которая готова опубликовать его рассказы. Чинаски попадает в любовный треугольник и должен решить, что ему дороже — карьера или привычная обыденность.

В оригинале фильм называется Barfly — с английского «завсегдатай баров», и вся картина пропитана этой эстетикой. Начальные титры облетают дешевые бары Калифорнии с неоновыми вывесками и задают тон происходящему. Да, фильм романтизирует пьянство; это не картина о вреде алкоголя — она погружает в атмосферный быт писателя. Порой это настолько хорошо сделано, что вы сквозь экран чувствуете запах сырости, выветренного виски, застывшей крови и мусора Калифорнии. 

 

   

Обложка: Film at Lincoln Center