Орнамент — важная часть культуры казахского народа. Ою в жизни кочевников служили не только украшением, но и оберегали, направляли, были частью ритуальных мероприятий и считались письменностью. В элементах орнамента таятся отголоски древних верований; представлений о мире и главных ценностей людей, живших тысячи лет назад. 

Сегодня орнамент — один из инструментов самоидентификации казахов. За годы независимости эта тема в изобразительном искусстве Казахстана заняла главенствующие позиции. Ою-өрнек пользуется популярностью во всех сферах: в государственной символике, архитектуре, одежде и даже в айдентике брендов. 

Мы поговорили с одним из ведущих специалистов по казахскому национальному орнаменту Ерланом Кожабаевым об истории ою-өрнек, его смыслах и использовании в современных логотипах на примере трех компаний.

 

 

Ерлан Кожабаев 

Дизайнер, график, живописец, специалист по казахскому национальному орнаменту

 

 

Орнамент — это читаемые пиктограммы, которые иллюстрируют мировосприятие древних людей и их веры. В них кроются закономерности и цикличность природы: движения солнца и звезд, смена лунных фаз и сезонов года. 

Казахские орнаменты хранят в себе смыслы и знаки многовековой истории. Их путь начался еще в VI–V веках до нашей эры. Многие из орнаментов были утрачены, но некоторые дошли до нас в первозданном виде, передаваясь из поколения в поколение. Уже тогда люди, проживавшие на территории современного Казахстана, использовали основные элементы: круг, спираль, равносторонний крест, свастику и звезду. Они были понятны и знакомы всем народам мира, как сейчас дорожные знаки. Чем больше мы изучаем орнаменты, тем лучше понимаем, насколько все народы близки, и как схожи наши традиции и языки. В те времена люди жили в единении с природой и верили в различные закономерности. Изначально орнаменты несли в себе магическую силу и служили оберегами. Они притягивали удачу и счастье своему хозяину. 

C течением времени мы утратили многие смыслы, заложенные в элементы орнаментов. Но знаем, что для древних людей, поклонявшихся Тенгри, крест в круге — важнейший религиозный символ. Круг обозначает вселенную, а крест — бога Тенгри, от которого стремятся четыре ангела. Сами же люди тянутся к божеству. Например, шанырак в юрте — это крест в круге. Благодаря ему кочевники определяли время по солнцу. Толкования многих знаков, например, изображений солнца, двуглавой птицы Самрук, спирали, квадрата, круга, треугольника, восьмерки как символа бесконечности, свастики, равностороннего креста имеют одно корневое происхождение. Все они родом из тенгрианства. 

В казахском орнаменте четко прослеживается принцип равнозначности формы и контрформы, когда сам фон рисует образ, и мы видим бесконечный рисунок. Происходит взаимопроникновение фона и узора — цветовое решение игры на контрастах. Это неповторимые черты, присущие именно нашему народу. Зачастую явление можно встретить в орнаментах сырмаков и тускизов — шерстяных ковров, выполненных по методу аппликации. 

 

 

Allur

Айдентика автомобильной компании Allur — это классический орнамент «қошқар мүйіз» или «бараньи рога». Графическое изображение показывает нам различных персонажей: человека, парящую птицу, Бога и ангелов, стремящихся в четыре стороны. Здесь заложена многодонность, которая не дает видеть смысл в одном направлении. Самое популярное значение этого ою — благополучие и земное богатство. Орнамент на логотипе Allur несет в себе сильную энергетику и служит оберегом. 

«В 2022 году при объединении всех направлений компании под единым зонтичным брендом Allur необходимо было разработать такую айдентику, которая бы отражала нас как производителя отечественного продукта. Самым верным, по нашему мнению, выбором стали орнаменты, а в качестве ключевого символа определен адаптированный фрагмент из узора „қошқар мүйізі“. Ою для нас — это не просто брендинг или часть айдентики, а уважение к предкам; связь с историей и культурой, позволяющая репрезентировать наше наследие в мировом сообществе. Также айдентика передает направления нашей корпоративно-социальной ответственности, в рамках которой мы поддерживаем популяризацию казахского языка и развитие молодых талантов», — Рысты Асенова, начальник отдела развития бренда Allur.

 

 

Баян Сулу

В логотипе использовали фрагмент орнамента, а точнее его правую часть, которая обозначает ангела на плече человека. Пиктограмму представили силуэтно в технике валяния кошмы. Поэтому одна маленькая деталь в виде белой точки показывает нам птицу — задумку автора. Если мы зальем все белые полосы, то увидим знак S, который символизирует дуальность мира. 

Орнаменты демонстрируют двойственность во всем: жизнь и смерть, мужчина и женщина, добро и зло. Важно использовать орнаментальные модули по назначению. Например, спираль, которая вращается по часовой стрелке, символизирует реальный мир и используется для живых людей. Спираль, которая вращается в обратную сторону, символизирует потусторонний мир. Такая закономерность лежит в основе каждого узора.

 

 

Air Astana

Орнаментальный модуль не может говорить только об одном. В казахском орнаменте заложен синкретизм, поэтому в каждом узоре таятся пять–семь изобразительных нюансов и столько же смысловых нагрузок. В логотипе Air Astana мы видим классический ою — «қошқар мүйіз». Орнамент относится к зооморфной группе. Самые древние изображения бараньих рогов сохранились на керамике андроновской и бегазы-дандыбаевской (II–I века до нашей эры — прим. ред.) культур. Когда-то это было пожеланием богатства, потому что баран символизировал земное благополучие.

На логотипе использовали одну четвертую часть от всего орнамента. При этом допустили неточность: жизнь идет слева направо и по часовой стрелке, поэтому логичнее и вернее было разместить ою с правой стороны от текста.

 

 

Forte Bank

Логотип банка состоит из двух спиралей, которые символизируют вечное движение и растущую силу. Древние люди наблюдали их в разных явлениях: в водоворотах, на раковинах улиток или коре деревьев. 

Симметричные зеркально отраженные спирали образуют пиктограмму S — символ земной жизни. Орнамент часто использовали на одежде и в украшениях дома. Зашифрованное в знаках знание влияло на жизнь кочевника и настраивало его на определенный лад гармонии с миром и Вселенной.