За последние годы в обиходе русскоговорящего сообщества набирает популярность термин «слюр». Слюры используют для уничижения и дискриминации по национальным, гендерным, религиозным или иным признакам. Например, «чурка», «Мамбет», «БОРЩ» или «цыган».

Мы решили разобраться, откуда пришло это слово и почему использование слюров является неэтичным и дискриминирующим.

Автор Жангир Джангильдин

Этимология

«Слюр», или «слур» — заимствование английского слова slur, которое переводится как «оскорбление» или «пятно». Это слово имеет неясное происхождение. Считается, что оно зародилось в начале 17-го века и берет корни из континентального германского языка. Значение термина, наиболее близкое к современному, восходит к 1660-м годам и означает «грязную неряшливость».

Современное значение

Сегодня «слюр» также означает «оскорбление» или «пятно на репутации». Этот термин включает слова, цель которых — оскорбить или унизить человека по признаку расы, национальности, гендера, сексуальной ориентации, религии и других демографических признаков. В английском языке к слюрам относятся такие слова, как n*gger, f*ggot, b*tch, kr*ut, k*ke.

Естественно, как и любое заимствование, понятие «слюр» адаптировалось под нашу культурную подоплеку, и теперь имеет свою базу «запрещенных слов». Туда входят такие жаргоны как «м*мбет», «ч*рка», «х*ч», «ж*д», «черн*мазый», «п*здаглазый», «п*дик», «шл*ха» и так далее.

Так почему же оскорблениям, которые люди без зазрения совести использовали на протяжении всей истории, сейчас уделяется особое внимание?

Как слова подкрепляют стереотипы

По сути, все слюры являются карикатурами и набором негативных стереотипов. Например, что означает «мамбет»? О чем вы думаете, когда слышите это слово, или что хотите этим сказать? Под словом «мамбет» подразумевали необразованного, не говорящего по-русски казаха из сельской местности. Человека буквально стыдили за то, что он родился в ауле и не знает русского языка. Слово «мамбет» несет за собой строго негативный смысл, чтобы унизить и оскорбить человека на национальной почве. Отказ от слюров вроде «чурка», «хохол» или «узкоглазый» особенно актуален в нынешнее время. В процессе деколонизации народы начали осознавать, что их лишили культурной идентичности, прав на родной язык, традиций и уклада жизни. Отказ от дискриминационной и имперской риторики включает в себя запрет на использование слюров на национальной почве.

Теперь возьмем для примера слово «педик». Это разговорный жаргон, который употребляют в адрес геев. ЛГБТИК+ люди и так ежедневно подвергаются дискриминации на почве сексуальной ориентации. Их лишают базовых прав на создание семьи, стыдят из-за внешнего вида, подвергают аутингу и угрожают жизни. Говоря слово «педик», вы лишь подкрепляете дискриминационну риторику и набор стереотипов о геях.

Слюры существуют в самых разных сообществах, где есть дискриминируемые группы людей. И хоть они и несут за собой разную подоплеку, суть унижений остается одна. Чем чаще вы оскорбляете кого-то слюрами, тем больше подкрепляете эту стереотипность.

Культурная подоплека

Начиная со второй половины XX века, после двух изнурительных мировых войн, краха империй и свержения десятка диктатур, человечество начало движение к глобализации, гуманизации, либерализации и образованности всего населения Земли. Бывшие колониальные империи и государства тоталитарного режима встали на путь «искупления грехов» и начали уделять большее внимание вопросам шовинизма, расизма и ксенофобии. Люди той эпохи нуждались в реформах. В мире должна была появиться новая светлая идея, к которой можно было двигаться сообща. Вместо Муссолини и Гитлера на авангардных сценах мира появились Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг и Симона де Бовуар, поставившие на повестку дня вопросы равенства, единства и толерантности. На Западе возникли активистские движения, нацеленные на популяризацию этих ценностей.

Главные голоса поколений в музыке, литературе, кино и изобразительном искусстве выступали катализаторами этих идей, даруя молодежи свободу слова и самовыражения. Отношения между людьми начали вставать на рельсы взаимоуважения, и старый консервативный мир начал потихоньку падать под воздействием либеральных идей. Такие слова, как n*gger или f*ggot стали считаться непозволительными пережитками прошлого.

В странах СНГ этот вопрос стали глобально освещать лишь к 2010-м годам. Несмотря на то, что сейчас у нас существует культура кэнсилинга за те же слюры, и молодежь чувствует, что может говорить о своей ориентации и предпочтениях более свободно, нам еще есть куда расти.

Новая этика

Путь к цивилизованности и либеральности — это долгий и ступенчатый процесс, который начинается с небольших шагов. Создание свободного, понимающего и солидарного общества держится на таких простых вещах, как взаимоуважение и эмпатия. Возможно, мир не станет значительно лучше от того, что кто-то перестанет использовать слово «мамбет» или «педик», но отказ от этих слов может заложить фундамент для новой сопереживающей культуры Казахстана.

Великое начинается с малого. И если вы жаждете изменений и уважения в обществе, то важно начать с себя. В том числе с переосмысления и отмены слов, которые дискриминируют какие-то группы населения. И если когда-то слюры употребляли, чтобы запятнать репутацию другого, то сейчас, используя эти слова, вы лишь ставите пятно на собственной репутации.


Обложка: Mimi Thian / Unsplash