Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда у соседей происходила драка, были слышны крики или резкий плач ребенка. Некоторым кажется, что в таких случаях правильнее отмахнуться, умолчать или сделать вид, что ничего не происходит. Тем более, что многих с детства учат «не выносить сор из избы». Говорить открыто о насилии в казахстанском обществе не принято.

Чтобы понимать, как себя вести при столкновении с насилием у соседей, мы поговорили с юристкой Айжан Дарибаевой.

Автор Карина Исабекова

 

Айжан Дарибаева, юристка

Почему мы привыкли молчать 

Насилие у соседей — одна из острых и серьезных общественных проблем. Здесь много табуированности, искаженного восприятия и законодательных нюансов.

В обществе принято молчать о насилии. Абьюзеры не говорят о своих действиях, жертвы чувствуют вину за происходящее, а те, кто видят или слышат признаки насилия, предпочитают делать вид, что этого нет. Но молчание тех, кто может помочь, создает еще более благоприятные условия для насильника. Автор насилия и так находится в позиции власти, «сверху», так еще и без порицания со стороны. Из своего опыта говорю, что в такой ситуации абьюза будет больше. 

Один из факторов бездействия — незнание, как можно помочь. Многие уверены, что вызывать полицейского или участкового бесполезно, глупо, неэффективно. «Ну, приедет он, и что дальше?» — эта мысль въелась в разум общественности настолько, что бездействие выглядит прогрессивнее.

 

 

«Моя хата с краю — не работает»

Возможно, после того, как вы вызовете сотрудника полиции, насилие продолжится, и даже уполномоченные органы не смогут или не захотят предпринять необходимые действия. Но здесь вопрос стоит об ответственности каждого человека в данной ситуации. 

«Сейчас я слышу звуки насилия, я не знаю, действительно ли оно происходит. Я могу продолжить избегать происшествие или позвонить представителям соответствующих органов, чтобы они узнали о проблеме» — вот с какой позиции необходимо смотреть на насилие у соседей. Мы всегда можем помочь в рамках нашей ответственности, вместо того, чтобы пройти мимо. 

Зачастую те, кто бездействуют при виде насилия, говорят: «Зачем я буду вмешиваться в чужие проблемы?», «Это не мои заботы», «Мне же хуже будет». Они не понимают, что за стенкой может быть человек, которому экстренно необходима помощь. Ваше молчание ведет к риску серьезных увечий или смерти жертвы. Но вы можете это предотвратить, просто позвонив в нужные уполномоченные органы по номерам 102, 111 или 150. 

Беспокоиться о себе — это тоже нормально и естественно. Вы можете бояться, что если автор насилия узнает о вашем звонке, то следующей жертвой можете стать вы. Но, как показывает практика, те, кто заступаются за жертву, редко получают ответный абьюз насильника. Для абьюзера огласка — сигнал того, что на него нашлась управа, и кто-то уже может сообщить о проблеме. Насильник всегда надеется на умалчивание. 

 

 

Когда опасно вмешиваться в конфликт

Если есть холодное оружие, угроза жизни. Прямой контакт с насильником может плохо закончиться для ответственного гражданина. Поэтому самым эффективным решением будет вызвать полицию. Мало кто будет угрожать сотруднику полиции, а вот гражданину «без формы» — да. Это и психологическая уловка: когда тот же сосед просит прекратить насилие, у абьюзера нет понимания ответственности за свои действия. Когда же в ситуацию вовлечена полиция, осознание уголовной и административной ответственности сильнее. Поэтому вмешиваться в конфликт стоит, но в роли человека, который обратится к полиции.

 

 

Насилие над детьми

Насилие, о котором мы говорим, зачастую обращено на детей и женщин, потому что они наименее защищены. Детям действительно мало кто может помочь. У абьюзивных родителей есть полная власть над ними. Ребенок редко жалуется на избиения другим взрослым, например учителям. Дети могут не до конца осознавать и идентифицировать насилие, так как в их картине мире действия родителей являются нормой. Ребенок может подвергаться систематическому насилию, плакать и кричать, но не понимать, что это — неадекватное поведение. Поэтому когда слышны детские крики, и вам кажется, что это насилие — стоит незамедлительно вызвать полицию.

Сейчас кто-то может сказать, что дети постоянно кричат, в переходном возрасте плач может быть вызван бытовыми ситуациями. Но когда мы говорим про насилие над ребенком, есть характерные признаки. Ребенок просит о помощи, слышны крики взрослого, удары. И зачастую эта ситуация не единичная, а регулярная. Самый простой способ доказать произошедшее — это записать все услышанные признаки насилия на диктофон или камеру.

То же самое можно сказать и про насилие над женщинами. В этой ситуации идентифицировать факт насилия даже проще, потому что все вышеперечисленные признаки могут говорить только об абьюзе. Жертва также может просить о помощи фразами «прекрати», «хватит», «перестань», «мне больно». Мужчина, который зачастую является автором насилия, может оскорблять, еще сильнее бить жертву. В этой ситуации также стоит записать звуки на диктофон или камеру. Далее их нужно предоставить в качестве доказательств участковому, полицейскому. 

 

 

Законодательство

Как известно, закона о домашнем насилии в Казахстане нет, он только в разработке. Но можно апеллировать несколькими статьями Уголовного Кодекса:

 Статья 106. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. По данной статье предусмотрено ограничение свободы на срок от трех до восьми лет;

 Статья 107. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью. Здесь есть ряд нюансов. По этой статье ответственный наказывается штрафом в размере до одной тысячи МРП, либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 600 часов, либо ограничением свободы до двух лет или лишением свободы на тот же срок;  

Также предусмотрена ответственность по УК РК за доведение до самоубийства, истязание, угрозы. 

Говорить о том, какую ответственность понесет насильник, сложно, так как это совокупность нескольких факторов: сама ситуация, работа и заинтересованность уполномоченных органов. Опять же, важно отслеживать и понимать свою ответственность. Чтобы началось разбирательство, необходимо позвонить по номеру 102 или сообщить участковому о насилии. В этом и заключается основная задача соседей и любых других наблюдателей. Молчать — значит разрешить насилию случиться. Если позвонить в полицию, то риск продолжения насилия равен 50 %. Если не позвонить — 100 %. 

 

 

Виктимблейминг 

В случае насилия над детьми доказать виновность родителей проще. Можно привлечь органы опеки, суд. Если ситуация на грани и экстренная, то родителей лишают прав. Насилие над детьми вызывает общественный резонанс, шок, бурную реакцию и обсуждение. Общество поддерживает и сопереживает ребенку. 

Насилие над женщинами воспринимается иначе. Жертв обвиняют, осуждают, фразы «сама виновата», «довела его», «куда она смотрела» летят на пострадавшую, хотя женщины находятся в той же позиции беспомощности, что и дети. В проблеме бытового насилия спрятано очень много консервативных установок, виктимблейминга и пренебрежительного отношения к женщине. Наше общество только начало замечать проблему и говорить о ней. Нужно время, чтобы каждый понимал беззащитность женщины перед тираном.

 

 

Заведомо ложный вызов специальных служб

Еще одна проблема — люди боятся брать на себя ответственность, и это связано с юридической безграмотностью. Некоторым кажется, что звонок чем-то обязывает, и это не спасение жертвы, а усугубление своего положения. Люди гиперболизируют дальнейшие последствия, думают не о том, что помогают, а о том, что делают хуже себе. Хотя себе лично в этой ситуации наблюдатель никак не вредит. 

Многие ссылаются на закон «Об административных правонарушениях», Статья 438 «‎Заведомо ложный вызов специальных служб». Люди не знают, как этот закон работает в реальности. прежде чем обвинить в заведомо ложном вызове, нужно доказать, что звонивший действительно пытался разыграть сотрудников служб, преднамеренно врал о фактах или пытался обмануть. Этот закон качественно работает в ситуациях, когда сообщают о ложном теракте или вызывают сотрудников просто так, от скуки.

На моей практике никого еще не привлекли по данной статье. Но я знаю случаи, когда отказ от звонка вел к страшным последствиям: жертвы умирали, потому что соседи молчали. Опять же, важно правильно преподнести информацию, сказать, что вы предполагаете факт насилия. Если у вас есть записи с диктофона — это уже доказательство необходимости вызова. В этой ситуации вам не выпишут штраф. Даже если у соседей не будет насилия, вы останетесь правым. Так как вызов полицейского совершается из-за возможности насилия у соседей. 

Еще один момент, который отталкивает многих от ответственности — страх того, что сотрудники полиции сообщат ваши данные автору насилия. В этой ситуации участковый  может поступить следующими образом. Сказать «соседи сверху жалуются на крики…», «соседка Марья Ивановна из квартиры 365 позвонила нам….». Единственный совет, который я могу дать — попросить об анонимности. Но сотрудники полиции могут ее обнародовать. Опять же, я ссылаюсь на свой профессиональный и личный опыт, авторы насилия в редких случаях предпринимают абьюз к тем, кто сообщил о проблеме. 

Понимаю, что ситуация может вызвать вопросы и недопонимание. Но я руководствуюсь одним правилом: в самом худшем случае вам грозит штраф, но если не сообщить о насилии, человек за стенкой может лишиться жизни. Из этих двух ситуаций я выбираю помочь. Вне рабочей жизни, когда сталкиваюсь с подобным, я также звоню участковому, собираю доказательства, прошу анонимности. Лучше я сделаю этот шаг, чем допущу ужасные последствия.

 

 

Итоги

Что делать, если вам кажется, что у соседей насилие:

 Записать звуки на диктофон или камеру. 

 Вызвать участкового/полицию по номерам 102, 111 или 150. Вызов должен быть с формулировкой «я предполагаю, что у соседей насилие…», «я думаю…», «возможно…».

 Идея, что вас привлекут за ложный вызов, неверна. Так как записи звуков — это уже доказательства проблемы.

 Нужно сообщать как о насилии над женщинами, так и над детьми. Они одинаково уязвимы и беззащитны.

 Сотрудники органов не могут гарантировать вам анонимность. Но вы можете попросить об анонимности. 

Лучше вызвать сотрудников, сообщить о насилии и убедиться, что его нет, чем предполагать и молчать. В первой ситуации вы действуйте как социально ответственный гражданин. Во второй вы соглашаетесь и поддерживаете насилие.

 

   

Обложка: Timur Weber / Pexels