По данным международной организации UN Women на ноябрь 2023 года, каждый год 245 миллионов женщин и девочек сталкиваются с физическим и/или сексуализированным насилием. Зачастую насильниками становится их интимные партнеры и близкие родственники-мужчины. 86% женщин и девочек проживают в странах, где нет надежной правовой защиты от насилия. К этой категории относится и Казахстан. 

Вот уже несколько лет подряд в Казахстане на Международный женский день проходят митинги — и только один раз фем-активистк_ам удалось согласовать марш и провести его легально. Однако многие — в том числе и некоторые представители власти — до сих пор не понимают, зачем проводить такого рода мероприятия. Специально для них мы отвечаем на этот и многие другие вопросы вместе с фем-активисткой Жанар Секербаевой и юристкой Надеждой Гельдт.

Автор Мария Трапезникова

 

История праздника

В 1910 году в Копенгагене состоялась вторая Международная конференция трудящихся женщин. На ней выступила Клара Цеткин. Именно она выдвинула идею Международного женского дня и предложила, чтобы каждый год в стране в один и тот же день проводился праздник — Женский день — для отстаивания прав и требований женщин. 

Впервые Международный женский день провели 19 марта 1911 года в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии. Согласно официальному сайту International Women’s Day (IWD), более миллиона женщин и мужчин приняли участие в митингах, выступая за права женщин на работу, голосование, обучение, занятие госдолжностей и прекращение дискриминации. 

В 1917 году, в последнее воскресенье февраля (8 марта после перехода на григорианский календарь — прим. ред.) российские женщины начали забастовку под лозунгом «Хлеб и мир» в ответ на гибель более двух миллионов солдат в Первой мировой войне. Забастовка продолжалась до тех пор, пока царь Николай II не был вынужден отречься от престола, а временное правительство не предоставило женщинам право голоса. 

Уже позже, в 1975 году, Международный женский день был официально закреплен ООН 8 марта. 

Если вы хотите поглубже познакомиться с историей Международного женского дня, можете прочитать необходимую информацию на официальном сайте IWD, а также на сайте ООН. Кстати, на сайте ООН есть интерактивная карта, показывающая хронологию участия Организации в борьбе за права женщин в мире.

 

 

Фем-инициативы в странах Центральной Азии

8 Марта 2020 года в Бишкеке прошел марш против насилия и за права женщин. Это был первый случай санкционированного мероприятия в стране Центральной Азии. По улицам города прошли более 200 человек. Протестующие требовали от государства активных действий по уменьшению гендерной дискриминации в обществе. Однако мероприятие сорвали неизвестные, напав на демонстрант_ок. Прибывшая на место полиция остановила марш и задержала нескольких участниц. В последующие 2021, 2022 и 2023 годы мирные марши в поддержку женщин проходили ежегодно. 

В Баку несанкционированные марши на 8 Марта проходили с 2018 по 2023 годы — и каждый год, вплоть до 2022, проходил со вмешательством полиции. Исключением был 2022 год — мероприятие стало первой за очень долгое время мирной протестной акцией в Азербайджане. Таким же стал марш 8 марта 2023 года, хотя за несколько дней до проведения акции местные власти отказали в ее проведении. 

В Алматы впервые женский марш прошел 8 марта 2017 года, тогда его проводили участницы инициативы «КазФем». Мероприятие планировалось как ежегодное, но с тех пор акимат не разрешал его проведение. В сентябре 2019 года в городе прошел санкционированный феминистский митинг, в котором приняли участие порядка 150 человек. 8 марта 2020 года состоялся несанкционированный марш феминисток. В нем приняли участие больше 100 человек. По итогу две алматинские активистки, Фариза Оспан и Арина Осиновская, были оштрафованы за участие в несанкционированном митинге и мелкое хулиганство. 

Уже в 2021 году в Международный женский день в Алматы прошел санкционированный марш, на который вышли сотни участн_иц. На сегодняшний день это — единственный раз, когда власти одобрили мероприятие. В 2022 и 2023 году 8 Марта проходили митинги, но в проведении марша отказывали. 

Марш (как и митинг) в 2024 году также находится под вопросом — акимат Алматы уже несколько раз отказывал организатор_кам в их проведении.

 

 

Зачем Казахстану нужны митинг и марш на 8 Марта

По данным Минкультуры и информации РК, за последние 4,5 года в результате бытового насилия погибло 869 человек и было зарегистрировано 2 086 случаев причинения тяжкого вреда здоровью. Кроме того, согласно информации МВД РК на конец 2023 года, в 2022 году в полицию поступило более 115 000 обращений по фактам бытового насилия. 

Только недавно правительство Казахстана утвердило новый закон, ужесточающий наказание за семейно-бытовое насилие, а также насилие над детьми. После того как его примут, обвиняемым будет грозить уголовная ответственность. Однако пока что максимальное наказание — штраф или административный арест. 

До сих пор в казахстанском обществе есть люди, которые выступают против как самой идеи феминизма, так и конкретных фем-инициатив и мероприятий, ими инициированных (в том числе марш и митинг). В качестве аргументов своей точки зрения они задают риторические вопросы: «А что от этого изменится?» или «И без феминизма хорошо жилось, зачем это все?». 

Мы переадресовали эти вопросы фем-активистке Жанар Секербаевой и попросили ответить на них. 

Жанар Секербаева, активистка и соосновательница феминистской инициативы Feminita:

— Марш и митинг — это возможность почувствовать плечо подруги, вместе спеть песню, рассказать свои истории, выступить с трибуны, принести и показать свой плакат. Это возможность почувствовать нашу солидарность в едином пространстве, соединить наши чувства, нашу боль, радость и отчаяние. 

В этот день мы выходим на улицы и показываем, что хотим говорить об этом публично, громко, чтобы наши голоса были слышны. Чтобы нас, наконец, увидели. 

До сих пор мы видим, что Акимат сопротивляется проведению нашего мирного марша и митинга на 8 Марта. Они отбирают у нас этот исторический, символический день. Отбирают не только у Оргкомитета 8 Марта в Алматы, но у всех женщин в Казахстане. 

Мне очень жаль, что люди думают, что в обществе все продвигается исподтишка, или же когда это не проговаривается. Наоборот, о своих правах нужно говорить. Если вас не слышат — кричать, требовать, а не просить. Для меня как для активистки и открытой лесбиянки, участницы Оргкомитета 8 Марта, соорганизаторки маршей и митингов 8 Марта, это все — очевидные вещи, — говорит Жанар.

 

 

Традиция отклонять запросы

Тенденция отклонять запросы активист_ок на проведение мирных митингов и маршей прослеживается у представителей акимата уже не первый год. Каждый раз причины отказа разные: либо запрашиваемое место проведения якобы занято под другое мероприятие, либо территория не вместит ожидаемое количество участниц, либо на необходимом для марша маршруте проводится ремонт. Почему так происходит? Среди активист_ок (да и среди простых горожан_ок) существует мнение, что власть боится проведения мирных собраний.

Жанар Секербаева:

— Власть боится женского движения, которое сегодня представлено различными группами. Это не только многодетные матери, соло-родительницы, лесбиянки, бисексуалки, квиры и транс-женщины. Это и студентки, и исследовательницы, и гетеросексуальные женщины. Все мы объединены.

Думаю, что, конечно же, государство начинает ерзать на стуле. Ведь этот стул придется уступать. Уступать не просто потому что вот, проходите, уважаемые, садитесь, а потому что мы, несмотря на барьеры, активно пытаемся войти в политику. И когда мы будем там, вы увидите, что женщины принесут большие изменения. Мы бы сразу приняли законопроект по противодействию семейно-бытовому насилию. Мы бы сразу приняли антидискриминационный закон. Понимаете? 

Я думаю, что государство прекрасно понимает, что феминистки — это политическая сила, это движение. И они, конечно же, в первую очередь переживают за сохранение патриархального авторитарного режима власти, — заключает Жанар. 

При этом юристка Надежда Гельдт считает, что отказы акимата мотивируются не страхом перед народом, а скорее незаинтересованностью: 

Я не думаю, что акимат чего-то боится — власть просто не заинтересована содействовать женщинам в борьбе за наши права, за безопасность. Разрешать митинг — значит признавать, что проблемы действительно есть, в том числе проблема несоответствия нашего законодательства реалиям, а также некомпетентность сотрудников госорганов, которые не могут обеспечить безопасность женщин. Поэтому отказ в проведении мирного собрания — это инструмент игнорирования проблемы, — объясняет Надежда.

 

 

«Феминизм не нужен, потому что женщины всегда были наравне»

Еще одним аргументом противников феминизма является мнение о том, что такое явление Казахстану не нужно, поскольку на протяжении всей истории казахские женщины были наравне с мужчинами. Например, такой позиции придерживается общественная деятельница и политик Каракат Абден, выпустившая скандальную книгу «Ты — казашка. Гордись!». 

Жанар Секербаева: 

— Неравенство до сих пор продолжается, оно отражено в гендерных стереотипах, в ситуациях на работе, при получении образования, при вовлечении в управление делами государства. Сколько дискриминационных историй мы слышим от женщин, которые рассказывают об этом? Они не столько связаны с заработной платой или уходом в декрет. Это истории домогательств, буллинга, истории, которые как раз-таки высвечивает гендерную проблематику. 

С 90-х годов наше государство было увлечено подписанием международных договоров, экономических, политических, социальных. Оно перестало заниматься внутренней социальной политикой и образованием. И на сегодня мы видим результаты этой политики. И видим результаты гендерной стратегии в Казахстане, которая с каждым годом все время откладывается. И какая там роль женщины? Женщина, вокруг которой муж и дети. 

Такое гетеронормативное представление о женщине не позволяет разрушать стереотипы и не выводит женщину из «домашнего ареала». Женщина — это и работница, и та, которая хочет строить карьеру, и адвокатка, и великолепная специалистка в разных сферах. Она не должна ассоциироваться только с «домашним ареалом». Она специалистка в разных областях. Но этого нет в гендерной программе, которую, по-моему, мы отложили теперь до 30-го года. Если внимательно ее прочесть, можно увидеть, что в ней есть только гетеросексуальные женщины, которые живут в гетеронормативной семье. Эти же гетеросексуальные женщины, живущие в таких семьях, говорят, что действующие законодательные нормы их очень ограничивают, — заключает Жанар.

 

 

А что по закону? 

На сегодня фем-активистки получили от акимата Алматы порядка 14 отказов в проведении митинга и марша на Международный женский день. С начала февраля с одиночными пикетами на улицы города стали выходить феминистки. Они требуют от властей разрешения на проведение марша и митинга, а также пытаются привлечь внимание к проблеме. 

Насколько законны отказы акимата в проведении подобных мероприятий? И почему, в итоге, их все равно согласовывают — как правило, в последний момент? Разобрались в этом с юристкой Надеждой Гельдт. 

Надежда Гельдт, юристка и авторка телеграм-канала «Право знать»:

— Конституция РК (статья 32) гарантирует нам, что граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. В Законе РК «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан» также указано, что право на свободу мирных собраний не может быть ограничено, за исключением случаев, установленных настоящим Законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц (статья 2).

То есть, по Закону у нас есть право выйти на митинг, но существует формулировка «за исключением», которая обычно и лежит в основе отказов. Так, сейчас фем-активистки регулярно подают уведомления в акимат Алматы, чтобы провести митинг и марш 8 марта за «свободу и безопасность казахстанских женщин», но fкимат отказывает, аргументируя тем, что на заявленном митинге «существует угроза нарушения общественного порядка», и их отказ якобы соответствует законодательству. Но, конечно, в действительности мы понимаем, что митинг на 8 марта не несет угрозу общественному порядку, а значит, акимат просто использует правовые нормы в своих интересах, ограничивая наши права, не давая возможность публично высказаться.

Другим основанием для отказа в проведении может быть отсутствие места. Например, в прошлом году акимат тоже отказывал в проведении митинга, аргументируя это тем, что места, утвержденные Маслихатом города, уже были заняты другими организациями. Тут важно понимать, что, во-первых, в городе есть несколько мест, предназначенных для проведения митинга, а по Закону акимат может предлагать иные места или время для проведения мирных собраний. А во-вторых, присутствие других организаций всегда представляется как «стечение обстоятельств», что очень странно, ведь в другое время мы обычно ничего не слышим про эти организации, и эти действия акимата являются препятствием деятельности фем-активисток.

При этом вот уже несколько лет митинг и марш все-таки согласовывают, пусть и после серии отказов. Надежда Гельдт утверждает, что причиной такого поведения является отсутствие законного основания для отказа, что подтверждается оспариваем действий акимата феминистками. Кроме того, по словам юристки, причина может быть в росте недовольства граждан_ок деятельностью акимата. 

Акимат, возможно, думает, что, разрешив митинг, недовольство можно снизить. Рост возмущения связан с активной информационной работой фем-активисток, которые как раз рассказывают о фактах отказа и ограничения наших прав, — поясняет Надежда. 

Как добиться согласования митинга и марша с первой попытки?

— С точки зрения Закона, фем-активистки уже делают все, чтобы митинг был разрешен: соблюдают порядок подачи уведомления, организации мирного собрания и так далее. Проблема в том, что соблюдение норм Закона — не гарант соглашения акимата. 

Наверное, чтобы получить разрешение на митинг с первой попытки, нужно быть организацией изначально лояльной к нынешней власти,а также не стремящейся открыто и громко говорить о существующих проблемах. Думаю, показательным примером стал митинг «Скажи нет “Миру животных”», — считает Надежда Гельдт.

 

 

Обращение к мужчинам

Жанар Секербаева:

— Мне очень обидно слышать, как мужчины часто говорят: «Нам важно, чтобы об этом сказали нам сначала мужчины». Почему голоса женщин для вас — не голоса? Почему наши слезы для вас не полноценные? 

Пожалуйста, солидаризируйтесь с нами, помогайте нам в этой неравной борьбе с акиматом. Помогайте нам, чтобы чиновники, вместо того чтобы говорить, что у нас длинный язык, или вместо преследования ЛГБТ, занимались реальными проблемами. На сегодня это права женщин. Я бы сказала, это проблема номер один в Казахстане. 

Пока мы эти права не будем исполнять, пока мы не дадим равные возможности людям в нашем обществе, а именно девочкам, девушкам, женщинам — ни в экономическом, ни в социальном, ни в политическом плане продвинуться мы не сможем. Поэтому мы призываем вас присоединяться и услышать, наконец, наши голоса. 

 

   

Обложка: Офелия Жакаева