Среди лидирующих трендов в современной урбанистике можно назвать поиск и развитие «третьего места» — пространств, формирующих идентичность города, где горожане бы общались и делились идеями между собой в свободное от дома и работы время.

Среди примеров мест, подвергающихся трансформации по всему миру: холлы театров и музеев, школы, библиотеки, больницы и здания городских мэрий, заброшенные заводы и склады.

С 24 января по 7 февраля впервые в Нур-Султане пройдет фестиваль крытых культурных городских пространств SPACES.Nur-sultan.


SPACES.nur-sultan — это места, открытые для всех

Art Collider

— это мультидисциплинарный образовательно-художественный проект, который призывает к диалогу между искусством и городом, городом и горожанами в поиске городской идентичности, через такие формы, как воркшопы, мастер-классы, игры, дискуссии от художников, ученых, дизайнеров и архитекторов.

Fading.TSE

— проект, целью, которого является популяризация памяти города на Ишиме через исследование столичных построек и пространств, находящихся на грани исчезновения. В течение фестивальной программы будет представлена мультимедийная выставка и ряд дискуссий об архитектурном наследии и местах памяти столицы;

HYDRA

— первый арт-завод в Нур-Султане в здании по сей день действующего заводского музея 1941 года. Площадка служит местом объединения художников, дизайнеров и архитекторов, а также выставочным пространством результатов их взаимодействия.

TSE Art Destination

— галерея современного искусства, образовательный центр и экспериментальная лаборатория в историческом центре Нур-Султана.

Urban Forum Kazakhstan

 — независимая диалоговая площадка, чья деятельность направлена на организацию и модерацию устойчивого диалога городского сообщества друг с другом.

Среди целей программы фестиваля: оживить музеи, театры, галереи, и другие крытые общественные места, превратив их в пространства для людей, таким образом освободив культуру и искусство от выставочного формата, тем самым усилив социальный капитал города.


Адиль Нурмаков

Соучредитель Urban Forum Kazakhstan


Кандидат политических наук, эксперт в области политологии и масс-медиа Адиль Нурмаков занимается стратегией, планированием и анализом деятельности.

— Как появилась идея первого форума?

Идея первого форума пришла из исследования, которое мы проводили в Астане. Оно показало большой спрос на общественные пространства в шаговой доступности. Другой причиной был личный опыт — я переехал сюда с семьей в 2017 году и мой собственный опыт проживания в столице, наблюдения за городом и за тем, как различаются социальные связи между горожанами в теплое время года и зимой.

Кроме того, повлиял и личный опыт родителя, потому что с наступлением холодов начинается постоянный поиск того, как провести время с детьми за пределами дома. Как правило, в Астане ответ один — это ТРЦ, при том что в городе огромное количество пустующих пространств как в коммерческих, так и в общественных зданиях. В холлах музеев, театров, многочисленных дворцов и стадионов жизнь проявляется только когда там время от времени проводится какое-то крупное мероприятие: концерт, спектакль, выставка или матч.

Разговор об урбанистике чаще всего начинается с общественных пространств, так называемого «третьего места» — места, в которые люди хотят, а не вынуждены идти. Так и была выбрана тема работы Urban Forum Kazakhstan в Астане, мы выделили ее как одну из самых важных для города, чтобы он оставался динамичным, генерировал новые идеи и позитивные эмоции вне зависимости от погоды на улице.

Конечно, есть много других, более серьезных проблем в городе, которые требуют незамедлительного решения. Тема крытых общественных пространств не будет на вершине этого списка, но мы выбрали ее для изучения, обсуждения и эксперимента, потому что здесь можно довольно быстро добиться каких-то изменений: убедить горожан и власти города, собственников и управляющих этих помещений в том, что оживление пространств, превращение их в центр притяжения местных сообществ на постоянной основе будет выгодно не только для роста социального капитала, но и чисто экономически.

На самом деле, несмотря на изобилие хороших примеров из других стран, мы верим, что каждый город уникален. Готовых рецептов нет, но решения могут быть найдены, если мы, как город и горожане, осознаем, что хотели бы этого и стали искать способы заставить это работать. Поэтому мы называем фестиваль экспериментом, и самым удачным его можно будет назвать, если какие-то из пространств — из числа тех, что участвуют в SPACES, или другие, вдохновившись их примером, станут в ближайший год-два привлекательными местами для разнообразных групп горожан на постоянной основе, устойчиво, а не разово.

Идея в том, чтобы показать городу, горожанам, акимату, бизнесу то, как это может работать. Когда партнер получает в свое распоряжение день или несколько дней, чтобы провести свои мероприятия, это может позволить лучше увидеть эффект активации пространства.

Как кураторы, мы не вмешивались в программу партнеров, это был совместный процесс генерирования концепций и нетворкинга. Мы предложили им исходную концепцию проекта — креативных общественных пространств, где горожане могут пользоваться своей свободой самовыражения. Предложили им попробовать выйти на новые аудитории, с которыми прежде они работали, в том числе, на локальные сообщества, для чего потребовались бы и новые форматы вовлечения жителей. В этих рамках у нас больше не было никакой руководящей и направляющей роли. Благодаря таким доверительным и уважительным отношениям с партнерами, мне кажется, мы получили программу, достойную внимания жителей столицы.