В начале октября в Казахстане образовался дефицит бензина. В результате министр энергетики Канат Бозумбаев получил выговор, вице-министр Асет Магауов и вице-президент АО «НК «КазМунайГаз» Данияр Берлибаев были освобождены от должностей. Поднялись цены на топливо. Так, по данным Ranking.kz, за девять месяцев текущего года стоимость бензина марки Аи-92 взлетела на 9,4 %. Мы узнали у Минэнерго причины топливного кризиса, поговорили с автомобилистами и экспертами, а также выписали важные цифры.

2,3 миллиона тонн

моторного топлива выпустили отечественные производители за январь-сентябрь текущего года

Это на 6 %

или на 131,1 тысячи тонн больше прошлогодних показателей

2,8 миллиона тонн

моторного бензина было реализовано на внутреннем рынке за январь–август 2017 года

24,1 %

составила доля импорта на внутреннем рынке в августе по сравнению с показателями прошлого года

Более 40 %

бензина на внутреннем рынке Казахстана в октябре, по словам министра энергетики Каната Бозумбаева, — российского происхождения

156-190 тенге

— стоимость литра бензина марки Аи-92 на рынке на данный момент

1100 тысяч тонн

высокооктанового бензина класса К4, К5 в год планируют производить в ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» по результатам первого этапа модернизации перерабатывающих мощностей заводов


Информация пресс-службы Министерства Энергетики Республики Казахстан

По данным Министерства энергетики, дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке сложился в следствии нескольких обстоятельств.

Во-первых, снизился импорт российского Аи-92 из-за увеличения цен на данную марку на казахстанско—российской границе.

Во-вторых, были сорваны сроки модернизации Павлодарского нефтехимического завода, в связи с чем планово-предупредительный ремонт перенесли с июня на конец сентября 2017 года. В результате АНПЗ (Атырауский нефтеперерабатывающий завод) и ПНХЗ поочередно приостановили деятельность с августа по октябрь.

В-третьих, дефицит обусловлен предосторожностью некоторых АЗС, против которых ранее Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей возбудил административные дела. Поскольку предполагалось, что субъекты в сговоре поднимали розничные цены на бензин, АЗС предпочли не импортировать более дорогой продукт из России, чтобы избежать очередной штраф. Это также сыграло роль в недостатке бензина на внутреннем рынке Казахстана.

Согласно ответу пресс-службы Минэнерго, ограниченное предложение казахстанского нефтепродукта увеличило долю более дорогого импортного бензина, который в свою очередь повлиял на резкий рост цен на топливо.

По поводу остановок заводов на ремонт пресс-служба отмечает, что все три НПЗ, а именно ПКОП («ПетроКазахстан Ойл Продактс», или Шымкентский нефтеперерабатывающий завод), АНПЗ и ПНХЗ уже завершили необходимые работы.

Пресс-служба не прокомментировала, имеется ли у ведомства план действий на случай, если один или два НПЗ одновременно уходят на ремонт. Тем не менее отмечается, что в рамках модернизации заводов, АО «НК «КазМунайГаз» планирует увеличить межремонтный срок предприятий ориентировочно до одного раза в три года.

«С августа 2015 года государственное регулирование цен на бензин марки Аи-92 и с июля 2016 года на дизельное топливо исключено», — сообщает пресс-служба министерства. Таким образом, цена на бензин марки Аи-92 на сегодняшний день регулируется рынком.

В нашем запросе мы спрашивали, опустится ли цена на бензин в декабре, а также стоит ли населению ожидать подобного кризиса в следующем году и запасаться топливом. Эти вопросы Минэнерго оставило без ответа.


Тимур Еникеев

редакция kolesa.kz

Ситуацию с дефицитом топлива в Казахстане можно назвать традиционной — с конца лета до конца осени который год подряд в Казахстане начинается пора нехватки запасов ГСМ. Чаще её связывают с ремонтом наших НПЗ, а также с сельскохозяйственными работами. Прибегать к импорту приходится из-за отсутствия запасов — планирование потребления ГСМ в стране явно не совпадает с реалиями или делается с грубыми ошибками.

По новостной ленте можно легко отследить цикличность. И так как из года в год происходит что-то подобное нынешнему дефициту, просто с разной силой и размахом, мы можем предположить, что ситуация повторится.

Прямой связи между ценами на бензин и на авторынке нет. Подорожать может только логистика, хотя вряд ли это станет поводом для подорожания транспорта. Цены на автомобили реагируют в основном на другие изменения — к примеру, на рост курса доллара и евро.

Повышение цен на бензин скажется на владельцах авто в зависимости от пробега и объёма двигателя. Например, для граждан, у кого работа напрямую связана с автомобилем — такси, курьерская служба или ежедневные выезды на встречу с клиентами — изменение цен будет более заметным. А те, кто тратит не более 100 литров в месяц, глобальной разницы не почувствуют — плюс 1 500 тенге для большинства автовладельцев сегодня небольшие деньги. Мойка машины иногда стоит дороже.

Владельцы машин с моторами больших объёмов ощущают подорожание сильнее — бывает им 100 литров на три дня еле хватает, а это уже солидная прибавка к месячному расходу. Хотя такими машинами владеют обеспеченные люди, и, скорее всего, разницы они не ощущают.

По автовладельцам в период ценовых скачков и дефицита чаще бьет другая угроза — высок риск нарваться на бензин плохого качества. Из-за этого может выйти из строя двигатель или как минимум топливная система. А вот это уже выльется в действительно немаленькие траты.

Как показывает практика обещаний, цены на топливо у нас если и опускаются, то на копейки по сравнению с тем, на какой уровень они взлетели. Мы можем предположить, что цена сохранится на уровне 160 тенге. Если упадёт до прежних значений (хотя бы до уровня августа), то можно сказать, что произошло чудо!


 Пресс-служба АО «НК «КазМунайГаз» не дала ответ на запрос редакции, сославшись на опубликованные на сайте пресс-релизы.

Так, «ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» сообщает, что самая востребованная марка бензина АИ-92 в сети АЗС «КазМунайГаз» реализуется в свободном режиме во всех регионах».


Пресс-служба Яндекс.Такси

Тарифы не менялись. Заметного роста расходов на бензин не наблюдается, но таксопарки—партнеры помогают водителям решать вопрос с дефицитом топлива, предоставляя талоны и рекомендуя заправочные станции, где оно есть в наличии.


Дияс Валихан

Блогер

При выборе машины я учитываю свой ежегодный пробег и следовательно могу посчитать сумму ежегодных затрат на автомобиль. В этом плане повышение стоимости бензина на 5-7 % не сказывается на моих расчетах.

Я больше мучаюсь из-за отсутствия топлива на заправках. Приходится заправляться не там, где хочешь, а там, где получится. Еще слышал, что есть проблемы с наличием высокооктанового бензина Аи-95 и Аи-98.

Судя по комментариям в кулуарах, людей больше заботит чем заправиться, а не за сколько. Но это «богатые» жители больших городов. Уверен, в регионах ситуация другая.


Тимур Кубеков

Автомобилист

Я за рулем почти 30 лет, права получил в 1989 году. 5–6 лет назад я тратил порядка 4000–5000 тенге на полный бак, на сегодняшний день заправить машину обходится мне в 8000–9000 тенге. Цены поднялись в два раза. И на самом деле проблема не в том, что это бьет по кошельку, а в том, что Казахстан входит в число 50 конкурентоспособных стран, экономика какая-никакая, а проблемы 90-х сохраняются до нашего времени. Меня больше волнует не повышение цен, а качество топлива, потому что при дефиците начинаются какие-то махинации: вместо 95-ого пытаются продать 92-й, или вместо 92-ого — 80-й с какими-то примесями.

Я в недоумении, с чего такой ажиотаж. Конечно, у нас всегда есть проблемы с бензином осенью из-за уборочных работ. Но сейчас для сбора урожая используется в основном дизель. Причем тут АИ-92, АИ-95? Дефицит ГСМ в 90-х годах был понятным, потому что тогда использовалось много техники. А сейчас один комбайн заменяет 12 таких же, созданных по старым технологиям. С тех пор сельхозтехника стали более экономична и продуктивна.

Есть ощущение, что специально создается искусственный дефицит для повышения цен на топливо. Возможно, это какой-то сговор. Трудно такое доказывать. Но очевидно, что рост цен на топливо отразится на общественном транспорте, ценах на продукты (за счет логистики), сильно могут пострадать инвесторы, которые вложились в развитие инфраструктуры.

Я считаю, что лучшее решение — развитие общественного транспорта, с помощью которого можно снизить нагрузку на дороги. Нужно создавать инфраструктуру, тот же самый LRT и метро. Уже сейчас с автобусными линиями я убеждаюсь, что иногда добраться на автобусе можно быстрее, чем на автомобиле.


Карина Намазова

Автомобилист

Скорее всего, большую роль здесь играет подорожание доллара, постоянные скачки курса валют. Плюс в Казахстане очень мало нефтеперерабатывающих заводов; мы продаем нефть другим государствам и потом покупаем у них же сырье. Из-за этого идут надбавки. Все упирается в недостаток мощностей у наших НПЗ. У нас будет вечная проблема с бензином до тех пор, пока мы сами не научимся перерабатывать свою нефть. В стране, где такие большие запасы нефти, цена на топливо должна быть максимум 50 тенге, ну не может так дорого стоить бензин.

Если АИ-92 будет стоить 165 тенге за литр, это сильно ударит по кошельку. Тем более приближается зима, машину надо прогревать как минимум 10–15 минут, а это тоже ест бензин. Тем, кто ездит постоянно, у кого активный образ жизни, полного бака хватает на неделю. Конечно, летом экономнее, машину не надо постоянно греть, и бензин не уходит в таких катастрофических объемах.

Если в начале года я заправлялась за 7500–8000 тенге при объеме двигателя 1,6 литра, то теперь с ценой 165 тенге за литр полный бак будет стоить мне 9900 тенге. Это жесть.


Обложка: Mahkeo