Вечерние пробки на левом берегу — головная боль большинства астанчан. Сразу три основных проспекта — Туран, Кабанбай Батыра и Мангилик Ел — образуют транспортный затор после 17:00. Если раньше эта проблема не была такой явной, то с увеличением машин застрять на дорогах можно на 2-3 часа. Урбанистки Адия Джанасбаева и Ася Акимхан рассказали, как решить эту проблему.

Автор Карина Исабекова

Адия Джанасбаева, урбанистка 

Вечерние пробки на трех проспектах

Мангилик Ел — точка скопления сразу нескольких групп населения, классово и профессионально разных. Примерно в 17:00 родители начинают забирать детей из детских садов и школ. Студенты возвращаются с вузов домой. Госслужащие выходят с работы в 18:00, большинство из них работают в доме министерств — здании с 15-16 подъездами и протяженностью на три улицы. Рядом расположены бизнес-центры «Москва», «Санкт-Петербург», «Пекин Палас». Офисные работники едут домой в 19:00. За два часа здесь образуется огромный поток людей, которым нужно уехать в другие части города по одной дороге, потому что другого пути нет. Транспортный затор неизбежен, ведь проспект не рассчитан на такое скопление людей, машин и общественного транспорта. Поэтому образуются пробки с моста по улице Сарайшык до центрального концертного зала QAZAQSTAN.

На проспектах Туран и Кабанбай Батыра происходит то же самое. Это самые протяженные улицы, соединяющие две части города. К тому же оба проспекта являются основными для передвижения с района EXPO. Те, кто работают на левом берегу, возвращаются домой на правый, и наоборот. Весь транспортный поток города сконцентрирован на трех параллельных улицах. Вокруг этих проспектов есть второстепенные улицы, но их почти не используют. Причина этому — ошибочное построение транспортных развязок.

Как должны выглядеть дорожные развязки    

Пробки создаются из-за перегруженности и плохого функционирования остальных дорожных развязок. В идеале все виды дорог должны быть применимы и использоваться равномерно. Главный широкий проспект не должен быть основным путем для всех видов транспорта. Необходимо создавать транспортные связи так, чтобы второстепенные линии тоже использовались. 

В этой же части города есть проспект Улы Дала, улица Керей-Жанибек хандар, но они не уменьшают поток машин, а, наоборот, усугубляют пробку, потому что ни одна из них не связана с важными частями города. И машины с этих дорог едут на главные перегруженные проспекты. Расположив проспекты параллельно друг другу, дороги выглядят тупиковыми. В такой ситуации пробки будут образовываться искусственно — переключаясь на второстепенную дорогу, водитель упирается в пробку на другом проспекте. 

Выбор главных проспектов связан с ментальностью людей и оснащением дорог. Качество второстепенных дорог хуже, там нет световой оснащенности, и водитель выбирает проспекты, зная, что они шире и комфортнее даже в час пик.

Ася Акимхан, урбанистка 

Как решать проблему 

Государство пытается решить проблему с помощью расширения дорог, но это категорически неверно. Формирование новых дополнительных полос приведет к тому, что еще больше машин будут ездить по проспектам, и это усугубит пробки. Чтобы решить проблему, нужно детально проанализировать причины, построить новые мосты и развязки, создав линии, которые разгрузят дороги. 

Еще в Астане очень мало транспорта, и у граждан почти нет альтернативы. Большинство выбирает машины или автобусы, потому что изначально дороги доступны только этим двум видам транспорта. Сейчас возобновили строительство ЛРТ, но когда надземное метро начнет функционировать, и начнет ли вообще — неизвестно. 

Дороги плохо развиты для более мобильного транспорта, нет отдельных велосипедных дорожек. Велосипеды, электросамокаты остаются на втором плане, о строительстве трамваев и троллейбусов нет и речи. К тому же в последнее время ужесточили правила для электросамокатов. Хотя на самом деле это была классная альтернатива, которая разгружала движение на дорогах. 

Чем больше видов транспорта в городе, тем реже случаются пробки. Например, в Финляндии и Нидерландах люди спокойно добираются на велосипедах до работы и дома. Это быстрее, экологичнее и экономичнее, чем машина. Велосипеды не создают пробок. Если человек не хочет стоять на светофорах, то он выберет метро. К сожалению, у нас таких альтернатив очень мало. 

Культ личного авто и менталитет

В Казахстане процветает культ личного автомобиля. И для многих, особенно людей старшего поколения, машина — это не средство передвижения, а атрибут статусности, показатель богатства. Использование автобусов ассоциируется с бедностью, низким положением в обществе. Для понтов люди покупают большие машины, могут неправильно парковаться, иногда агрессивно себя вести. В первую очередь водители тешат свое эго. 

Если марка машины известна, то тут халатное отношение процветает еще больше. К примеру, ограничение скорости до 30-60 км/ч — способ сформировать плавный поток машин на дорогах. Это безопасно, меньше пробок и ДТП на дорогах. Но кто из водителей соблюдает правило? Меньшинство. Водитель стал главным игроком на дорогах, под него подстраиваются транспортные развязки и система в целом. Хотя на первом месте должен быть пешеход, далее общественный транспорт и только потом автомобилист. Наша транспортная система работает на водителей, а не на пешеходов.

Нехватка кадров и жалобы на общественный транспорт 

Многие горожане жалуются на общественный транспорт, говорят, что автобусы часто опаздывают, приходится ждать 15-20 минут. Если летом еще терпимо, то зимой нет. Но сейчас увеличить количество автобусов сложно, потому что наблюдается острая нехватка водителей, контролеров. Поэтому идею о создании постоянного конвейера автобусов и новых маршрутов трудно реализовать. К тому же в столице возобновили строительство ЛРТ. Возможно, часть кадров перейдет в это направление. 

Строительство теплых остановок — еще один спорный способ решения проблем с транспортом. Может, лучше увеличить количество автобусов в зимний период, чтобы люди не ждали свой маршрут подолгу.

В транспортной системе наблюдаются большие пробелы. Постоянные пробки и перенаселение создают еще больше проблем и вопросов. Решения не всегда верны, часть из них может вообще ухудшить ситуацию. Если говорить про социальную ответственность, то нужно более осознанно выбирать вид транспорта, уважительно относиться друг к другу на дорогах и использовать менее загруженные дороги в вечернее время. Так каждый гражданин может повлиять на снижение уровня пробок в столице.

   

Обложка: Jacek Dylag / Unsplash