В субботу, 17 июля, в Каннах закончился 74-й кинофестиваль, который решили провести в этом году, несмотря на пандемию коронавируса (в прошлом году фестиваль был отменен). В конкурсе и параллельных программах показали новые и долгожданные фильмы главные режиссеры нашего времени — от Леоса Каракса до Уэса Андерсона. Кинокритик Алиса Таежная рассказывает о премьерах, которые мы будем с нетерпением ждать и после Канн.

«Титан»

реж. Жюли Дюкурн

«Золотая пальмовая ветвь» — боди-хоррор о девушке, занимающейся сексом с автомобилями

Главный (и радостный) сюрприз от каннского жюри во главе со Спайком Ли: жанровое кино, а уж тем более кровавое, трансгрессивное и постироничное на мировых кинофестивалях награждают очень редко. Главная героиня после катастрофы в детстве живет с титановой пластиной в голове, вступает в кровавые схватки с людьми и тянется к машинам. Реверанс французской экстремальной волне, много танцующих и месящихся тел, мотивы Ноэ, «Чужого» и «Автокатастрофы» и движения вместо слов: у Дюкорно получился манифест освобождения от сценарной заурядности, сентиментальности и объективации.

«Разжимая кулаки»

реж. Кира Коваленко

Российская победительница «Особого взгляда» — негромкая драма о жизни молодой девушки на Кавказе на осетинском языке.

Это глубокая драма выпускницы мастерской Сокурова Киры Коваленко, однокурсницы замеченного здесь же с «Теснотой» Кантемира Балагова. Коваленко остается верна подходу, который выбрала еще в дебюте «Софичка»: семейная линия, кавказская тематика, актеры-непрофессионалы, отказ от русского языка. Жизнь главной героини строится вокруг ожиданий от когда-то уехавшего в Ростов, а теперь вернувшегося старшего брата, который должен помочь девушке получить долгожданную независимость. Интимное кино, резонирующее с ежедневными новостями с Северного Кавказа.

«Петровы в гриппе»

реж. Кирилл Серебренников

Бешеный карнавал лихорадочного Нового года — экранизация важнейшего современного русского романа от режиссера в опале

«Петровы в гриппе» совсем иначе читаются во время пандемии и уж тем более смотрятся на экране с визуализированной клаустрофобной квартирой, где героев непредсказуемо бросает из реальности в бред и все обречены переболеть вместе. Серебренников взялся за многослойную и абсурдную книгу о болеющей семье Петровых, в чей внезапный карантин вплетаются судьбы соседей и знакомых, детективный саспенс и галлюцинации, и снял альтернативную новогоднюю сказку — прочь от «Иронии судьбы» в сторону «Страны Оз».

«Искушение»

реж. Пол Верховен

Провокационный и ироничный Пол Верховен — о монахинях-лесбиянках и религиозном экстазе

В основе нового фильма Верховена («Основной инстинкт», «Звездный десант», «Робокоп», «Вспомнить всё», «Она») — материалы допроса итальянской монахини Бенедетты, которая проповедовала воздержание, находясь в страстных отношениях с молодой послушницей. Для привлечения внимания — ироничное святотатство, горячие эротические сцены, дилдо из фигурки Богоматери, красоты ХVII века и дипломатические перипетии в духе «Молодого Папы». Мятежный голландец снимает черную комедию на грани, замаскированную под исторический фильм, — о разнице между предъявляемым вовне статусом и потаенными желаниями, которые невозможно цензурировать.

«Французский вестник. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“»

реж. Уэс Андерсон

Многофигурная история с суперзвездами о ежедневном мире вымышленной газеты

Премьеру нового Уэса Андерсона многократно откладывали: давно готовый «Французский вестник» больше года дразнит зрителей тизерами и списком выдающихся актеров в главных ролях — от Билла Мюррея до Кристофа Вальца. «Французский вестник» — визуализация абсурдных историй газетчиков середины прошлого века: абсурдные происшествия, маленькие катастрофы, провинциальные скандалы, интриги и расследования. Каждая история имеет в основе реальные статьи во французских газетах в те времена, когда не было Google и соцсетей, а за историями надо было ходить ножками, вынюхивая маленькие трагедии. Альманах анекдотов, разыгранных любимыми артистами, — в темпе и стилистике самого титулованного доныне фильма Андерсона «Отель „Гранд Будапешт“».

«Аннетт»

реж. Леос Каракс

Неформатный трагический мюзикл культового француза с Адамом Драйвером, Марион Котийяр и саундтреком выдумщиков Sparks

Sparks и Каракс — что называется, match made in heaven: бескомпромиссные художники с верными немногочисленными фанатами, ожидающими каждой премьеры. Леос Каракс молчал почти десять лет после «Священных моторов», и продолжает в «Аннетт» музыкально-трагическую линию: это история любви оперной певицы и комика, у которых появилась на свет не совсем обычная девочка. Мюзикл — рискованная, но очень подходящая форма для театрального и сюрреалистичного сюжета «Аннетт»: фильма об искусстве, которое перерабатывает утрату в красивый жест и питает разбитое сердце.

«Худший человек в мире»

реж. Йоаким Триер

Умная трагикомедия о 30-летней европейке между отношениями в поисках себя

Главный приз за актерскую работу в Каннах ушел скандинавке Ренате Реинсве, сыгравшей молодую Юле — неопределившуюся девушку, проживающую лучшие годы со всеми привычками среднего класса: один оконченный роман, другой — начинающийся, не самая выразительная работа, прогулки, незначительные поступки и еще менее значительные слова. «Худшего человека» можно назвать интеллектуальным мамблкором — фильмом ни о чем и обо всем сразу, все обаяние которого в микрожестах, мягких диалогах и плавной камере, подхватывающей обычную жизнь ничем не примечательного, но обаятельного человека с узнаваемыми нарциссическими и инфантильными чертами.

«Остров Бергмана»

реж. Миа Хансен-Лёв

Тонкая психологическая мелодрама о супружеской паре, исследующей себя и друг друга на острове Форё, где снимал Ингмар Бергман

Тим Рот и Вики Крипс, которую мы не видели с «Призрачной нити» Пола Томаса Андерсона, приезжают на «остров Бергмана», чтобы провести вместе отпуск и определиться с творческими планами на будущее. Страх чистого листа, легкая взаимная зависть, разница в статусе только обостряются в краях, где снимались «Сцены из супружеской жизни», а взрослый брак переплетается с отношениями молодой и не менее конфликтной пары. Проникновенное автофикшн-кино от одной из самых интересных режиссерок нашего времени Мии Хансен-Лёв, соратницы и партнерши Оливье Ассайаса.

«Вихрь»

реж. Гаспар Ноэ

«Любовь» Ханеке в интерпретации Гаспара Ноэ — пожилая пара готовится к уходу

Нетипичный Ноэ — без неона, наркотиков, буйства тел и экстатических танцев. Это двухчасовая история о супружеской паре в конце жизни: жена страдает деменцией, а муж готовится к прощанию с ней и пытается сохранить холодный разум. В главных ролях — ключевые фигуры в истории кино: джалло-легенда Дарио Ардженто и одно из лиц французской новой волны Франсуаза Лебрун (ее вы знаете по роли в легендарной мелодраме Жана Эсташа «Мамочка и шлюха»). Гаспар Ноэ с грустной улыбкой встречает старость и снимает о бренности бытия, где не осталось места физическому влечению, но есть общие привязанность, память и страх будущего.

«Франция»

реж. Брюно Дюмон

Острая сатира на медиа и политику с Леа Сейду, воплощающей пороки нарциссической современности

Нетипичное для Брюно Дюмона глобальное высказывание о духе времени — от спекуляций СМИ до локальных войн и политических скандалов — с главной французской актрисой прямо сейчас (кто бы что ни говорил) Леа Сейду. Главная героиня — журналистка по имени Мертвая Франция — становится суперзвездой после скандального высказывания в адрес французского президента. Быстрая слава приводит к такому же быстрому выгоранию, и после рейтинговых репортажей Франция отправляется лечить тело и нервы. Карикатура на поверхностную стремительную карьеру, тщательно сконструированный популярный образ и кликбейтную реальность, где каждый становится медиа.

А также

«Бабий Яр. Контекст»

реж. Сергей Лозница

Оставляющий без слов документальный монтажный фильм из хроники массового убийства евреев в Бабьем Яре: первое высказывание на страшную тему, прерывающее десятилетия преступной официальной тишины.

«Сядь за руль моей машины»

реж. Рюсукэ Хамагути

Трехчасовая мамблкорная экранизация рассказа Харуки Мураками о театральном режиссере, который ставит «Дядю Ваню»: классический ход — чеховские книжные сюжеты переплетаются с жизненной заурядностью.

«Сувенир 2»

реж. Джоанна Хогг

Долгожданное продолжение автофикшн-хита Джоанны Хогг о начинающей режиссерке, чья карьера строится под влиянием персонального опыта.

The Velvet Underground

реж. Тодд Хейнс

Док об определяющей рок-группе ХХ века, снятый с любовью одним из главных летописцев истории рок-н-ролла — человека, придумавшего «Бархатную золотую жилу» и метафорическую биографию Боба Дилана.

«Все прошло хорошо»

реж. Франсуа Озон

Интимная драма о времени прощания — две взрослые дочери принимают решение об эвтаназии отца, преодолевая стадии отрицания, гнева, торга и депрессии. Франсуа Озон не первый раз снимает о смерти, но впервые — настолько сдержанно, печально и тихо.

«Колено Ахед»

реж. Надав Лапид

Драма автора «Синонимов» о ближневосточном конфликте, официальной цензуре и многолетнем противоречии между политической позицией государства и уязвимостью живых людей.

«Париж, 13-й округ»

реж. Жак Одиар

Неожиданное молодежное драмеди от режиссера, известного брутальными криминальными историями и сжатыми кулаками: любовный четырехугольник обычных парижан в монохроме с пустяками и щебетанием.

«Красная ракета»

реж. Шон Бэйкер

Фарс автора «Проекта Флорида» и «Мандарина» о мужлане из порнобизнеса, который возвращается в американскую провинцию к прозе семейной жизни: кризис идентичности, токсичная маскулинность и беспощадность реднеков взболтаны, но не смешаны.

«Корова»

реж. Андреа Арнольд

«Гунда» про корову — документальная история одной коровы и признание в любви к природе, эксплуатируемой человеком, от автора «Грозового перевала» и «Американской милашки».

«Память»

реж. Апичатпонг Вирасетакул

Задумчивое тропическое полотно тайского режиссера с Тильдой Суинтон в Колумбии — как это принято у Вирасетакула, в пограничном пространстве между жизнью, смертью, фантазией и воспоминаниями: новое кладбище великолепия.

«Дело»

реж. А. Герман-младший

Политический манифест из России о домашнем аресте по сфабрикованному делу преподавателя, маленьком человеке и большом государстве: коррупция пожирает всё, а быть свободным — роскошь, непозволительная в тирании.

«Джейн глазами Шарлотты»

реж. Шарлотта Генсбур

Актриса, певица и дочь выдающихся родителей Сержа Генсбура и Джейн Биркин снимает байопик о своей матери — актрисе, модели и певице, которая слишком много лет прожила с ярлыком «музы» и давно заслужила собственную историю на экране.

«Купе номер шесть»

реж. Юхо Куосманен

Небольшое и обаятельное, мнимо простое финское кино с русским следом о студентке, отправляющейся в середине 90-х в Мурманск в этнографическую поездку. В купе финка встретит в меру трогательного российского гопаря, с которым ей предстоит найти общий язык.

«Нитрам»

реж. Джастин Курзель

Долгожданный актерский приз Калебу Лэндри Джонсу — рыжему и бесстыжему в роли убийцы десятков людей. Автор «Подлинной истории банды Келли» и «Макбета» снял психологический триллер о слетевшем с катушек австралийце, от рук которого за один день пострадали почти 60 человек.


обложка: screendaily